Баукова Е.И. Феномен популяризации торгово-развлекательных центров как основной формы досуга современной молодежи

Баукова Е.И.

Феномен популяризации торгово-развлекательных центров, как основной формы досуга современной молодежи

The phenomenon of the popularization of shopping centers as the main form of entertainment today's youth

    Современный ритм жизни приводит к тому, что среди представителей молодого поколения набирает популярность идея мультизадачности. Растет необходимость появления многофункциональных центров, помогающих в повседневной жизни человека. Данная тенденция находит свое отражение и в формах досуговой деятельности. В течение последних лет все большую популярность набирают различные торгово-развлекательные центры, совмещающие в себе несколько функциональных составляющих.

     22 декабря 2013 года по заказу ООО инФОМ был проведен телефонный опрос москвичей 18-30 лет по случайной выборке номеров мобильных и стационарных телефонов. Статистическая погрешность не превышает 3,8%. Целью опроса стало определение роли торгово-развлекательных центров в досуге молодежи Москвы. Согласно опросу 21% москвичей ходят в торговые центры без определенной цели, просто чтобы скоротать свободное время. В торговых центрах жители столицы проводят досуг по-разному: 39% встречаются с друзьями, 52% ходят в кинотеатры, 56% посещают кафе, рестораны и бары, 65% покупают непродовольственные товары (одежду, обувь, бытовую технику), 47% покупают еду [1].

   Торгово-развлекательный центр представляет собой сложную систему совмещения развлечений, ресторанов, шопинга и т.д. Под своим началом современный торговый центр объединяет магазины, детские площадки, товары и услуги различных сфер деятельности. Торговый центр - группа разнородных торговых предприятий, сосредоточенных в одном месте, функционирующих и управляемых как единый, целостный объект [2]. Как мы видим, проблема торговых центров рассматривается в основном с экономической точки зрения, мало кто уделяет внимание торгово-развлекательным центрам, как месту проведения досуга и базы отдыха. Поэтому имеет место уточнить определение, и добавить, что кроме всего прочего торгово-развлекательные центры несут в себе гедонистическую функцию, в современном обществе потребления поход в торгово-развлекательный центр приравнивается к посещению музея или выставки, такие выходы порой планируют заранее, отводят несколько часов на поход по магазинам, непроизвольно добавляют дополнительное время зная, что на различных площадках торгового центра работают интересные рекреации.

     На базе торгово-развлекательных центров проходят различные мастер-классы, обучающие тренинги, это говорит о том, что выполняется развивающая функция, молодым людям дается возможность развития своих способностей и дарований. Посредством лекций и выставок индивидом происходит освоение новых знаний и практик об окружающем мире, а соответственно восполняется познавательная функция. Очевидно, что в полной мере на базе торгово-развлекательных центров происходит релаксация, снятие напряжения, восстановление сил – функция отдыха и развлечения. И конечно же, молодой человек удовлетворяет свои коммуникативные потребности, расширяет социальные связи.

     Классификация торгово-развлекательных центров достаточно размыта, но, как правило, выделяют центры семейного отдыха, детские развлекательные центры, взрослые развлекательные центры и многофункциональные центры досуга. Наряду с общепринятыми формами, на рынок выходят новые форматы торгово-развлекательных центров: садовые центры («МЕГА Белая Дача»), «стрип-моллы», «аутлет—центры». На их территории открывают различные виды развлечений, как традиционных (бильярд, боулинг, кафе и рестораны, кинокомплексы, фитнес-клубы и т.д.), так и оригинальных форм. Например, в ТЦ «Авиапарк» на Ходынском Поле в Москве находится самый высокий цилиндрический аквариум в мире. А в Центральном детском магазине на Лубянке функционирует «Музей детства».

     До 90-х годов прошлого столетия сфера развлечений в России практически отсутствовала, поэтому в ее развитии россияне ориентировались на западные образцы индустрии досуга. Первыми развлекательными центрами стали кинотеатры. Под своей крышей они объединяли рестораны, кафе, игровые автоматы, среди представителей молодежи такая форма досуга довольно долго пользовалась популярностью. Затем стали появляться бильярдные и залы для боулинга. Причем последние, довольно плотно заняли свое место в структуре развлекательных центров. Более дешевая альтернатива боулинга, а значит более доступная не большим торговым центрам, бильярд, дартс и другие подобные им игры. Такое сочетание развлекательных услуг уже считается классическим и рынок ими практически переполнен, поэтому логично предположить, что в ближайшее время в Москве не рентабельно открывать новые боулинг-клубы и бильярдные бары, даже в системе торгово-развлекательных центров.

    Большую популярность набирают различные формы развлечений для детей. В торговых центрах строятся детские площадки с инновационными аттракционами, отдельные детские клубы (как, например, в «МЕГА Химки), проходят квесты и концерты для детей всех возрастов. Это в первую очередь направлено на увеличение прибыли, когда молодым родителям есть куда «пристроить» детей они охотней будут осуществлять покупки и дольше находится на территории торгового центра. Также это приводит к развитию новый отрасли досуговой деятельности, чтобы привлечь как можно больше клиентов торговые центры пытаются найти новые формы для детского досуга, придумывают тематические вечеринки, костюмированные карнавалы и другие способы организации деятельности детей на территории торгово-развлекательного центра.

     Пользуются спросом и массовые формы досуга: катки, роллердромы, хоккейные площадки, стены для скалолазания, аквапарки. Находятся они, как правило, в отдельных развлекательных центрах но, все чаще и чаще появляются на территории торгово-развлекательных комплексов. В перспективе появление все большего количества многозальных кинокомплексов, кружков элитных видов спорта, оборудование для виртуальных игр. Набирают популярность картинги и горнолыжные спуски, и если первое уже вполне реализуемо в рамках деятельности торгово-развлекательного центра, то с горнолыжными спусками дело обстоит хуже, несмотря на рентабельность и востребованность данного вида отдыха, он достаточно дорогой и труднореализуемый, необходимо множество дорогостоящего оборудования и специально обустроенного места реализации.

    Несмотря на актуальность и необходимость исследования работы торгово-развлекательных центров, данный феномен мало и не глубоко исследован. Из зарубежных авторов данной проблематикой занимались Дж.Фаррелл, С.Беркофф, Р.Брамилла, Ф.Котлер, Д.Хадсен, Т.Мюллер, Х.Рубинштейн, Б.Савадж.

     Досуг в своих работах освещали такие авторы Ю.Г.Волкова, И.С.Кон, И.М.Ильинский, В.Т.Лисовский, М.Н.Руткевич, Ф.Р.Филиппова.

     Торгово-развлекательные центры, как площадки реализации инновационных культурных программ в своих работах в большей или в меньшей степени рассматривали М.А.Ариарский, А.И.Арнольдов, А.А.Аронов, М.Л.Власова, Е.И.Григорьева, В.З.Дуликов, А.Д.Жарков, Л.С.Жаркова, Т.Г.Кисилева, Е.М.Клюско, Ю.Д.Красильников, Н.В.Кротова, Б.Г.Мосалев, Г.Я.Никитина, В.Е.Новаторов, Г.Н.Новикова, С.Н.Рощупкин, Я.Собко, Ю.А.Стрельцов, В.В.Чижиков, В.М.Чижиков, Д.В.Шамсутдинова, В.А.Ядов, Н.Н.Ярошенко.

    Таким образом, мы видим, что торгово-развлекательные центры заслужено занимают лидирующие место в сфере развлечения молодежи. Инновационные формы досуга, которые все чаще реализуются на площадках торговых центров, привлекают внимания не только своим количеством и популярностью, но и качеством предоставляемых услуг. Совмещая, как это часто говорят, «приятное с полезным» молодые люди посещая торгово-развлекательные центры удовлетворяют свои потребности в приобретении новых товаров, но правильно используя социально-культурный потенциал пространства торговых центров мы можем формировать систему ценностей у представителей молодежи, транслировать культурные традиции, и тем самым воспитывать осознанных граждан своей страны.

Список литературы

  1. 1. http://fom.ru/Obraz-zhizni/11366

  2. 2. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003. – 895 с.

  3. 3. Власова М.Л. Создание торгово-развлекательных центров в России: практический подход. Учебное пособие. - Москва, 2012. – 368 с.

  4. 4. Воронин И.Н. Торгово-развлекательный центр как новый объект рекреации // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И Вернадского. -  2013. Т. 26 (65). - № 4. - С. 129-137.

  5. 5. Монастырская М.В. Влияние инновационных технологий культурно-досуговой деятельности в условиях торгово-развлекательных центров комплексного типа на досуг населения: автореф. дис. … канд. пед. наук – М.: МГУКИ, 2007.  - 23с.

Сведения об авторе

Баукова Елена Игоревна Московский государственный институт культуры, магистрант кафедры социально-культурной деятельности,  

К оглавлению выпуска

проекты

22.12.2015, 2675 просмотров.