Макарова Н.О. Парк культуры и отдыха им. М. Горького в исторической ретроспективе

 Макарова Н.О.

Парк культуры и отдыха им. М. Горького в исторической ретроспективе

    История создания парка культуры и отдых им. М. Горького относится к первым годам строительства нового социалистического общества. Необходима была новая форма организации массового отдыха граждан, где бы отдых сочетался с просветительством, так необходимым советским людям, начинающим борьбу за новую жизнь в новом государстве. Лозунг «Кто умеет хорошо отдыхать, тот умеет хорошо работать» стал достаточно популярным среди москвичей.

    Первый советский парк культуры и отдыха - ЦПКиО им. М.Горького - был создан в Москве в 1928 г. на месте бывшего Нескучного сада.  Именно в первые годы его существования многое было сделано благодаря неутомимой энергии 25-летней комсомолки Бетти Николаевны Глан. В марте 1929 года она стала директором и художественным руководителем, и за короткое время сумела создать настоящий Парк культуры и отдыха, полюбившийся москвичам.

    Энергичная, хорошо образованная, владеющая иностранными языками, она выезжала за рубеж, перенимала опыт ведения паркового хозяйства. Учитывая опыт зарубежных парков, ей предстояло создать свой, совершенно новый тип социалистического парка, сочетающий культурный отдых и развлечения с коммунистическим воспитанием нашего народа. Лучшие архитекторы мира создавали парки для царственных особ, а она создавала парк для простых людей.

    Её определенное чутьё на талант, личное обаяние, незаурядные организаторские способности и искреннее желание делать все качественно, раскрывали многие двери и позволяли решать сложные задачи.

    В прессе тогда широко обсуждалось, каким должен быть парк социалистического государства, а для молодого руководителя было ясно, что он не должен продолжать трудовые процессы, «энергия пришедшего в парк рабочего должна не выключаться, а переключаться на другие виды деятельности».

   Основные направления, она их называла «тезисы», работы парка Бетти Глан видела в следующем:

  • в стране социализма это отдых не только от труда, но и отдых для труда, его сущность в  восстановлении рабочей энергии и одновременно в духовном развитии;

  • досуг служит гармоническому развитию личности и выявлению творческих способностей [1, с.106 ].

    Молодой талантливый руководитель  старалась организовывать работу так, чтобы пришедший после трудовых будней в парк посетитель мог иметь возможность выбрать для себя тот отдых, который ему наиболее привлекателен, а не тот "отдых", который ему навязывается искусственно пропагандистской машиной государства.

    Первые её шаги в парке были по благоустройству огромной территории, - парк должен быть красивым, уютным. Задача парка - радовать посетителей. Радовать должно всё: от подстриженных газонов и кустарников до оформления туалета. Необходимо было найти фирменный стиль оформления парка. Бетти Глан привлекла в Парк лучших представителей эпохи авангарда.

   Покраска зданий, озеленение, высадка редких деревьев, цветущих кустарников, цветов. К созданию уникального комплекса парковой скульптуры удалось привлечь лучших скульпторов - М.Манизера, Л.Лисицкого [1, с.50-51]. Была создана архитектурная мастерская, где работала способная молодёжь из архитектурного института. С ней работал А.Власов, который впоследствии был главным архитектором Москвы, а затем Киева.  [1,  с.53]  

   Бетти Николаевна знала удивительных людей своего времени: художников, архитекторов, скульпторов, режиссёров, драматургов, композиторов, писателей, поэтов и активно вовлекала в работу парка, умело находя применение их талантам.

   Первый советский парк формировался, прежде всего, как учреждение просветительного и обучающего характера.

    В парке работали десятки самых разнообразных площадок: театральные залы, эстрады, танцевальные площадки, аттракционы (летающие люди, спиральный спуск, колесо-качели), площадки для массовых игр, площадки физкультурных игр, катание на животных, детская железная дорога, воздушная дорога. И даже то, чем сейчас гордятся современные организаторы, - ясли для детей.

    Естественно, разнообразие сооружений было обусловлено тем, что ЦПКиО им. М. Горького изначально создавался как образец культурно-массовых учреждений Советского Союза и должен был демонстрировать достижения социализма в этой области.

    Молодому директору многое приходилось делать впервые. В 1931 году ЦПКиО стал первым в мире парком, где работали зимние аттракционы, в парке появился первый каток, первая школа танцев на льду [1, с.64-66].

    В 1933 году был открыт зеленый театр с мощной свето- и радиоаппаратурой. В 30-х года в парке работало 5 театральных залов [1, с.67].  В 1934 г. открыт первый в СССР 40-метровый трамплин для прыжков на лыжах [1, с.93].

    Первый советский карнавал – к оформлению которого привлекаются известные мастера А.Дейнека, В.Рындин, В.Стенберг. Безошибочно за основу берутся  традиции старых русских народных праздников, «машкерадов» с петровских времен, первый театральный спектакль на воде  [1,  с.126].

    Первый кинотеатр под открытым небом, где состоялась премьера фильма «Цирк» на огромном экране в 170 кв. м., с участием 20 тыс. зрителей [1, с.121].

   При организации мероприятий использовались самые разнообразные формы: костюмированные балы, спектакли на открытом воздухе,  выставки, карнавалы, театрализованные представления и шествия, лыжные военные парады, профессиональные праздники молодых строителей социализма (металлистов, текстильщиков, печатников, работников просвещения), олимпиады самодеятельного искусства с участием хоров в 2,5 тыс. участников, и сводных духовых оркестров в 1,5 тысячи чел., праздники советской литературы с участием поэтов и писателей, ставших классикой русской литературы: А.Толстого, М.Шолохова, С.Маршака, К.Чуковского,  А. Корнейчука, А.Афиногенова.

    Особое направление деятельности парка было связано с Зеленым театром на 20 тыс. зрителей, где показывались спектакли Московских, Ленинградских театров, Большого театра СССР [1, с.79].

    Для достижения эмоционального воздействия использовались необычные средства - теневой театр, театр масок, ледяные скульптуры, пиротехника и др.

    Во все массовые мероприятия, в театрализацию, отдельные эпизоды, непременно вплетались реальные герои труда. Через зрелища показывались направления развития и достижения социалистической республики. Идея, тема, содержание, все определялось политикой развивающегося социалистического государства.

    Б.Н.Глан удалось создать ядро актива парка из состава предприятий, находящихся недалеко от парка - завод «Красный  пролетарий», Станкозавод, институт стали и горный институт.

    Парк получил мировую известность. Об опыте работы парка писала зарубежная пресса. В Америке вся система организации досуга и развлечений лишена социального содержания и подчинена коммерческим интересам. Р.Роллан, также посещавший ЦПКиО им. Горького, определил  отдых «источником радостного воспитания». А Г.Уэллс назвал Бетти Николаевну «директором фабрики счастливых людей» [1, с.112].

    В 30-е годы посетителей в парке в будние дни насчитывалось до 50 тыс., в выходные до 200 - 250 тыс. человек [2].

    Многогранная деятельность парка помогала строителям социализма – заботилась о здоровье, укрепляла дух. Молодое государство понимало мощную воспитательную роль парка, и для этого выделялись значительные средства.

    Бетти Николаевной Глан была создана уникальная система, которой мы пользуемся и сегодня, при определении направлений развития работы парков. Её вывод об основном принципе художественного решения театрализованных представлений неизменен и сейчас: актуальное содержание выражается синтезом песни, музыки, танца, эффектного оформления [1, с.64].

Она оставила нам огромный опыт, который необходимо тщательно изучать и применять в современных условиях.

    Парк вместе со страной пережил тяжелые военные годы, сложный восстановительный послевоенный период, период расцвета социализма, перестроечный период. Но он всегда работал. Люди с неизменным постоянством хотят общаться друг с другом, общаться с природой, нуждаются в подвижном отдыхе, хотят проявлять себя творчески. Это и составляет основным направлением деятельности современного парка.

    С приходом новых руководителей парка в 2011 году – Сергея Капкова и Ольги Захаровой  началась  реконструкция парка, основная задача которой, - создать парк мирового уровня.

    Развитие общества, расширение познаний о современном мире, рост уровня потребностей, - формируют новые современные формы услуг, предоставляемых москвичам  Парк  Горького.

    Сегодня на территории всего парка  организована свободная зона Wi-Fi, стойки для зарядки ноутбуков, по-современному оборудованы места для отдыха, работает эко-клуб для детей «Зеленая школа», центр современного искусства «Гараж», тренажерные залы, центр пляжных видов спорта, самый крупный в Европе каток с искусственным льдом. Парк предлагает услуги населению всех возрастов, разных творческих устремлений, он по-прежнему предоставляет посетителям, пришедшим в парк право выбора.

    В парке проводятся все крупные столичные мероприятия, посвященные Дню города, Дню Победы, встрече Нового Года, народные гуляния. Ежедневно парк посещает 20 тыс. человек, а в праздники и выходные дни - 100 тыс. человек. Он по-прежнему любимое место отдыха москвичей.

    Весь опыт работы Парка им. М. Горького доказывает, что это институт, главная цель которого заключается в создании, развитии, укреплении культуры для социализации поколения и передачи ему накопленных культурных ценностей всего общества. Обладая ресурсами и средствами, он выполняет целый комплекс задач.

    Парк – демократическое место массового отдыха и в современных условиях будет приобретать все большую популярность. Для многих жителей города отдых в парках зачастую единственная доступная возможность провести время на природе, принять участие в массовых развлечениях, удовлетворить потребности в неформальном общении с семьей и знакомыми. Именно поэтому социальная значимость парка культуры и отдыха велика. Это связано, прежде всего, с тем, что парк как социально-культурный институт, как учреждение культуры и досуга выполняет целый комплекс социально-культурных функций, главными из которых являются воспитание, организация массового отдыха и развлечений, проведение информационно-просветительской, рекреационной и физкультурно-оздоровительной работы среди различных категорий населения. Парк представляет собой чуть ли не единственное учреждения культуры, где есть все возможности для проведения именно семейного отдыха.

    И сейчас Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького – социально-культурная интерактивная площадка для проведения проектов, направленных на сохранение семейных традиций и ценностей, воспитание и развитие нового здорового и творческого молодого поколения XXI века.

 Список литературы

  1. 1. Глан Б.Н. Праздник всегда с нами. – М.: СТД, 1988. – 191с.

  2. 2. Рублев А.Д. Парк Горького (Партер) [Электронный ресурс]. Режим доступа http://samlib.ru/r/rublew_a_d/21parkgor.shtml.

  3. Сведения об авторе

  4. Макарова Наталья Олеговна, Московский государственный институт культуры, магистрант кафедры социально-культурной деятельности,

К оглавлению выпуска

мероприятия

22.12.2015, 4041 просмотр.