Никитина М.Н. Культурно – просветительская деятельность казачьих хоровых коллективов в России

Никитина М.Н.

Культурно – просветительская деятельность казачьих хоровых коллективов в России

Cultural - educational activities Cossack choirs in Russia

    Актуальность культурологического исследования феномена традиционной Русской культуры определяется изменениями социокультурной ситуации. В условиях глобализации и переоценки духовно-нравственных ценностей проблема сохранения, изучения, развития и передачи традиционной культуры является одной из приоритетных. Несмотря на утрату своей целостности, традиционная Русская культура, будучи наиболее консервативной сферой, связанной с областью традиционного мировоззрения, в современном обществе остается значимым явлением, жизненно-необходимой для каждого члена общества, являясь основой сохранения и развития современных обществ.

   Культурно-просветительская деятельность – это прогрессирующая социально необходимая деятельность, целью осуществления которой является широкое распространение различного типа информации, имеющей приоритетное значение при установленном уровне развития общества. Культурно-просветительская деятельность вовлечена практически во все сферы жизни людей: политику, экономику, образование, медицину, досуг, карьеру и т.д. К сожалению, потенциал данного направления остается недостаточно реализованным.

    Технология культурно-просветительской деятельности уникальна и разнообразна. Кроме того, в настоящее время наблюдается тенденция к увеличению разнообразия форм, методов и выразительных средств. Данная технология особенно востребована в системе высшего образования, так как ее применение благотворно сказывается на учебно-воспитательном процессе со студентами.

    В апреле 2014 года, была утверждена государственная программа «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы, где одна из задач программы звучит как сохранение культурного и исторического наследия народа, обеспечение доступа граждан к культурным ценностям и участию в культурной жизни, реализация творческого потенциала нации, что подтверждает актуальность затронутой темы исследования.

         Последние десятилетия российской действительности стали временем серьезных испытаний для многих сфер жизнедеятельности людей, и культура в этом перечне занимает одно из первых мест. Отрицание прежних идеалов, ценностей, разрушение устоявшегося мировоззрения болезненно сказались на людях, создав ситуацию культурного шока, и последствия этой «шоковой терапии» не преодолены до сих пор. Рыночные отношения, став одним из главных рычагов прогресса в экономике, послужили причиной регресса в культуре, ибо коммерческий интерес далек от духовных ценностей, не имеющих ничего общего с бизнесом. Необходимо было опереться на такие идеалы в культуре, которые были бы неподвластны политическим вихрям и выражали бы сущностную основу бытия человека, его этнические корни, и такие ценности могла нести в себе традиционная народная культура. Эта востребованность народной культуры с ее тысячелетними традициями вызвала движение за ее возрождение, особенно в регионах России, где в народе еще сохранилась связь с традициями прошлого. Одним из таких регионов является Кубань. За последние 90 лет народная культура и Кубани, и России в целом претерпела многие трансформации – от периода жесткого давления и запрещения некоторой ее части до периода «замаливания грехов» и возвеличивания, и в этих перипетиях многое в народной культуре было утрачено. Вернуть народные традиции, обычаи в повседневную жизнь, дающие человеку чувство укорененности, этнической самоидентификации, возможность противостоять глобальным тенденциям «массовизации» культуры и многое другое является актуальной задачей культурной политики. Об этом все более настойчиво говорится с самых высоких трибун. Так, на специальном заседании Государственного Совета РФ, состоявшемся 26 декабря 2006 года, традиционная народная культура была представлена как национальная идея государства, как особая парадигма его развития. Однако возрождение традиционной народной культуры сопровождается рядом проблем, одной из которых является ее недостаточная изученность в культурологическом и социологическом плане. До сих пор в представлениях многих людей традиционная народная культура связывается исключительно с крестьянством, мало изученными остаются ее современные городские формы, с расширением коммуникационных возможностей развиваются новые формы традиционных жанров народной культуры (интернет-фольклор), которые также требуют своего осмысления. С утратой естественных форм преемственности, связанные с семьей, общиной, эти функции трансляции культурного опыта приходится брать на себя иным социальным институтам, и этот аспект также содержит в себе много нерешенных вопросов.  (Г.И.Бондаренко, доктор социологических наук, зав. кафедрой ОГ и ОМ,СЭ и ЕН дисциплин АФ МОСА) [1]

    Одним из значимых наследий традиционной русской  культуры является  Казачья традиционная культура. На территориях, где испокон веков проживали казаки, традиционно сильны их традиции и сохраняются культурные ценности, ведь казачий уклад жизни – это не только ратное дело, а быт казаков всегда был наполнен красивыми обычаями, песнями и рассказами. Во многом, казачья культура держится на энтузиазме самих казаков, но государственный аппарат прикладывает силы и энергию для ее укрепления и популяризации в обществе. Повсеместно создаются и успешно осуществляют свою деятельность множество коллективов казачьей песни и танца, которые посредством концертов имеют возможность донести это искусство буквально до каждой станицы в собственном районе или крае. Многие из них радуют своим творчеством благодарных зрителей уже не один год или даже не один десяток лет. Объектом исследования мы выбрали Терское Казачество.

    Первое упоминание о Терских казаках было в 16 веке, а проживают они на территории Северного Кавказа, вдоль таких рек как Терек, Сунжа, Асса, Кура, Малка, Подрумок. После завоевания Астраханского ханства Иван Грозный двинулся на Кавказ. В 1563 году воевода Плещеев по приказу Царя впервые оказывается на реке Терек. Вскоре происходит переселение Волжских казаков (часть Донского войска).  В 1567 году в районе современного Кизляра русские воеводы строят Терский город, который под давлением Турции приходится оставить. В 1577 году волжские казаки из Астрахани вновь возрождают Терский город. Впоследствии чего образовалось Терское казачество. До настоящего времени Терские казаки чтят свой быт, традиции, создают творческие объединения, самодеятельные и профессиональные хоровые коллективы, для распространения, сохранения, и популяризации традиционной казачьей культуры. Администрация города всячески этом содействует. Муниципалитеты проводят смотры и конкурсы, в ходе которых выявляют лучших. Артисты и руководители поощряются грантами и денежными премиями. Так, например, зимой 2011 года Государственный ансамбль терской казачьей песни с проектом «Роль казачества в Великой Отечественной войне» выиграл грант президента республики Дагестан в области культуры и искусства.

   Муниципалитеты проводят смотры и конкурсы, в ходе которых выявляют лучших. Артисты и руководители поощряются грантами и денежными премиями. Так, например, зимой 2011 года Государственный ансамбль терской казачьей песни с проектом «Роль казачества в Великой Отечественной войне» выиграл грант президента республики Дагестан в области культуры и искусства.

    Некоторые коллективы, такие, как муниципальный казачий ансамбль песни и пляски «Вольная степь», представляют традиции терцев на международном уровне – ставропольские артисты посещали с гастролями Италию, выступали на сценах Португалии и Шотландии.

    При этом не остается забытой и своя терская земля. В рамках традиционных фестивалей казачьей культуры, в рамках одного большого праздника можно увидеть вместе сразу несколько фольклорных коллективов. Например, традиционный фестиваль казачьей культуры в Зеленокумске ежегодно собирает до десятка коллективов.

    Но не только песнями и пляской жива казачья культура. Другим ее базисным компонентом можно считать музеи разного масштаба и уровня. В 2000 году по инициативе руководства Терского казачьего войска был открыт Ставропольский казачий культурный центр с выставкой «Казачество возрождается». Через некоторое время она преобразовалась в отдел истории казачества Ставропольского государственного краеведческого музея им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве. Но наличием казачьего музея могут похвастать не только округа ТКВ (Терское Казачье Войско), но и многие городские, станичные и хуторские общества! Казаки, не обладая большими финансовыми ресурсами и возможностями, на местах делают все возможное, а временами и невозможное, чтобы открывалось все больше и больше новых выставок и экспозиций, появлялось больше регулярных музеев. В Тарумовке (республика Дагестан) есть музей боевой славы, основала который учительница местной школы Дина Климовна Медведева. Она при помощи сына сделала все отделочные работы оформление,. Именно благодаря таким людям, преданности делу возрождения казачества, культура остается неотделимой от исторического наследия. И они вместе идут по пути развития, приобретая новые формы, при этом, не теряя своего исконного содержания.

    Народная Казачья культура является одной из основополагающих в общей системе культуры и обладает такими устойчивыми характеристиками, как традиционность, этничность, полисоциальность и включенность в нее духовной и материальной основ жизнедеятельности людей. В современной социокультурной ситуации такие свойства народной культуры, как коллективность творчества, непрофессиональный характер, синкретичность ее видов становятся менее значимыми и не относятся к числу ее безусловных свойств.

    Сохранение и развитие духовного и материального наследия в народной культуре Терского казачества тесно связано с преемственностью. В современных условиях наблюдается минимизация роли семьи, общины, а также Кубанского казачьего войска в преемственном процессе и передача трансляционных функций иным социальным институтам (образование, средства массовой информации, сфера досуга, музеи, концерты, выставки, фестивали и т.д.). Данная трансформация обусловлена такими факторами, как урбанизация, глобализация, расширение средств коммуникации и трансляции культурного опыта, а также идеологизация культуры. Культурно- просветительская деятельность Казачьих хоровых коллективов, несет наиважнейший вклад в сохранение и развитие традиционной русской культуры и духовно нравственное развитие населения внутри страны так и за ее пределами.

Список литературы

  1. 1. Гордеев А.А. История казаков. – М., 1992.

  2. 2. Новиков А.М. Методология игровой деятельности. - М.: Изд-во "ЭГВЕС", 2006. - С.8.

  3. 3. Педагогические технологии: Учебное пособие / Под общ. ред. В.С. Кукушина.- М.: ИКЦ "МарТ", 2004. - С.51.

  4. 4. Профессиональная педагогика: учебник / Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. - М.: Изд-во «ЭГВЕС», 2009. – 220с.

  5. 5. Рудиченко Т.С. Певческая традиция донских казаков. – М., 1995.

  6. 6. Скрынников Р. История или повествования о донских казаках. – М., 1994.

    7.  http://www.slavakubani.ru/content/detail.php?ID=5014&sphrase_id=19353

  7. 8. Яковенко И. Казаки – нация, сословие?.. – СПб., 1995.

  8. 9. www.terky.ru

  9. 10. www.slawakybani.ru

  10. 11. www.irkocc.ru

Сведения об авторе

Никитин Максим Николаевич,

Московский государственный институт культуры, магистрант кафедры социально-культурной деятельности,


К оглавлению выпуска

Год литературы, профессиональные конкурсы

22.12.2015, 7054 просмотра.