Т.В.Бушуйкина Песенная культура Нижегородской области (на материале собственных полевых исследований автора в Лукояновский район Нижегородской области)
Одна из характерных черт современности – стремление народа сохранить свою самобытность, акцентировать уникальность своей традиционной культуры, особенностей своего менталитета, вписать новые страницы в этническую историю своего народа и мирового сообщества в целом (1). Интерес науки к проблемам изучения народных культур объясняется неоднозначным влиянием на них процессов глобализации, которая актуализирует проблему пересмотра взглядов на традиционную культуру разных регионов России. В том числе и на традиционную культуру Нижегородской области, частью которой является песенная культура. Трудов, посвященных исследованию песенной культуры Лукояновского района Нижегородской области сравнительно мало. Большинство работ являются работами обобщающего характера, т.е. они представляют наиболее типичные традиции. Их основная цель – выявить специфику местного музыкального фольклора, а также факторы взаимовлияния различных фольклорных традиций на местный стиль. В течение нескольких лет автор настоящей статьи дважды специально выезжала в Нижегородскую область, с целью сбора информации о современном состоянии традиционного песенного фольклора. Были обследованы села Иванцево и Шандрово. Всего в обеих экспедициях собраны разнообразные, активно бытующие жанры, характеризующие современное состояние песенного фольклора Нижегородской области. Собранный музыкальный материал в селе Иванцево, относится к неприуроченным песенным жанрам, или к песням, исполняемым в любое время при любых обстоятельствах. Это протяжные (лирические, исторические, баллады), плясовые, хороводные песни и романсы. Центральное место в песенном репертуаре исследуемого села по праву занимают протяжные лирические песни, отличающиеся богатством тематических сюжетов, хорошей сохранностью текстов и устойчивостью вариантов. При сравнении записей второй половины XX века и начала XXI века, несмотря на изменения в традиционном деревенском укладе, лирические протяжные песни оказались удивительно жизнестойкими и поражают исследователей своей стабильностью и полнотой художественных образов. Как правило, исполнители протяжных лирических песен – женщины уже не молодого возраста. Одна из песельниц – Пазавина Евдокия Васильевна родилась в 1931 году, а ее подруга Эрямкина Лидия Степановна – в 1933 году. Хранительницы местных традиций с гордостью говорят о своих фамилиях. В переводе с эрзянского « ПАЗАВА» - означает « Божья матерь», а слово « ЭРЯМО» - «Жизнь». Такие «сильные» фамилии, не могли не сказаться на характере этих женщин. Гордые, волевые, сильные духом, но в то же время радушные и доброжелательные. В селе Шандрово (первое упоминание о селе с необычным названием «Шандарка» относится к 1593 году и связано с первопоселенцем Шандром –Т.Б.) мы познакомились с участниками фольклорного ансамбля « Истоки». В состав ансамбля входят: Дронова Нина Федоровна (
1.«Голубь сизенькой,
Ой да, голубь сизень…(э)кой,
Сиза… сизакрылен(и)кой.
2. Сизакрылен(и)кой,
Ой да,сизакрылень…(э)кой,
Дру…дружок милен(и)кой».
Серединный сцепляющий запев – своеобразная формообразующая особенность песен протяжного склада. В песнях с таким запевом начальный сольный запев обычно по своему мелодическому складу существенно отличается от второго и всех последующих, выполняя своего рода вступления ко всему запеву. Начиная со второй строфы в песне появляются закономерно расположенные словесные повторы: последние слова предыдущей строфы переходят в начало новой строфы уже в качестве сольного запева.Ещё одним характерным приемом для протяжной песни является словообрыв. В сольных запевах последнее слово часто не допевается. Его подхватывают, вступая, остальные голоса ансамбля:
Запев: Все:
« Не велят Маше за ре… за реченьку ходить,
Не велят Маше моло… м лодчика любить».
Приём этот весьма давнего происхождения. В лирических песнях словообрывы становятся типическим выразительным приемом. Словообрыв ведет не только к повторению того или иного слова, но и к интонационному варьированию его, тем самым способствуя продолжительности распева. Вставные возгласы «эх»,»ах», «ох и «,»ох да»,»ой да»,также играют существенную роль в процессе распевания исходного текста, превращая его в широкую мелодическую линию.
« Ай да, ты калинушка, ой, разма…(а)линушка,
Ой да, ты не стой, не стой, ох на…на горе крутой».
Немалое место в репертуаре местных исполнительниц занимают хороводные песни, вошедшие в круг весеннее летнего цикла. Хороводы («караводы», «карагоды», «танки») водили на вольном воздухе, за околицей, на зелёной луговине. «В будние вечера в них участвовали лишь небольшие группы молодёжи, подростков. На больших праздничных гуляньях хоровод объединял молодёжь нескольких деревень и сёл, число участников достигало двухсот-трёхсот» (со слов Полянской А.В., 1974). Традиционные хороводные песни пелись зимними вечерами, в сопровождении театрализованного действа, игры. Содержание песен разнообразно и отличаются глубиной и возвышенностью чувств. На первом плане образы природы: белой берёзоньки, раздолья полей и лугов. В отличие быстрых шуточных и плясовых песен лирические хороводы поются в довольно медленном темпе. Для них характерна широкая мелодическая распевность, плавность мелодического течения, развитое подголосочное изложение. Несмотря на свою давность происхождения хороводные песни для местных жителей - живое явление, выражающее преемственную связь поколений, проверенный веками способ эмоциональной реакции на происходящие события, на внутрисемейные отношения и т.д. Исполняют хороводные песни открытым звуком, в мелодии нет распевов. В записанных нами хороводных песнях отсутствует игровое действие, метроритмика зависит от ритма стиха. Нами записаны песни, приуроченные к масленице. Исполнители называют их «масленки». Для масленичных песен характерно сочетание текста лирической протяжной песни и обрядовой музыкальной формульности. Диапазон напевов не широкой, в объеме кварты-квинты, с квартовым устоем. В мелодии нет распевов. Что касается мелизматики, внутрислоговых распевов, то здесь показательны песни « На горе стояла калина», «Вдоль по улице, улице». Исследование находится на первоначальном этапе развития. Для этнографов, фольклористов и музыкантов открываются широкие горизонты для исследовательской деятельности.
Список литературы
1.Л.Тихонова. Традиционная народная культура Рамонского района Воронежской области: проблемы и перспективы//Музыкальный фольклор в контексте современной культуры. М., 2015. С.146-145
Сведения об авторе
Бушуйкина Татьяна Викторовна – студентка факультета музыкального искусства, кафедра русского народно-певческого искусства МГИК (магистратура, группа 07165о).
16.02.2016, 3632 просмотра.