Журлова В.А. Вокальная импровизация как средство развития творческой личности
Развитие творческой личности интересовала философов, ученых, педагогов, еще с давних времен. Несомненный вклад в изучение проблемы творческого воспитания человека при помощи искусства внесли философы античности: Пифагор, Платон, Аристотель, Сократ, Демокрит. Проанализировав их подходы к проблемам развития личности, мы можем сделать вывод о том, что творческая деятельность - это одна из главных сторон жизнедеятельности человека, и творчество способствует не только личному самовыражению, но и общему развитию человека и индивида.
Эти идеи развивались в эпоху Средневековья, а так же Возрождения и Просвещения. В России проблема творческого становления личности начала развиваться в середине XIX - начале XX веков. О творческой свободе, единстве духовного и эстетического речь идет в работах таких отечественных философов как П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, И.А Ильин, В.С. Соловьёв, Б.П. Вышеславцев и других.
Теоретические и методологические аспекты творческой деятельности мы можем найти в исследованиях психологов: Б.Г. Ананьева, Л.C. Выготского, A.Н. Леонтьева, C.Л. Рубинштейна, В.Н. Мясищева, В.З. Зинченко, B.А. Крутецкого, В.В. Давыдова и других. Вопросы музыкальной психологии широко разработаны в трудах Б.М. Теплова, E.H. Назайкинского, В.В. Медушевского, В.И. Петрушина, Г.С. Тарасова, Н.К. Баклановой и др.
Что касается сферы музыкального искусства, активизация познавательной и творческой деятельности, формирование музыкально-эстетической культуры рассматриваются в диссертациях Л.B. Шаминой, Л.C. Азарцевой, Т.Г. Бортниковой, Л.Г. Дмитриевой, Л.B. Зотовой, И.Г. Каневской, А.Я. Карелина, Е.И. Львовой, Г.Н. Падалки, О.П. Рудницкой и др.
Исследования в педагогике и психологии последних лет показывают отсутствие устойчивого интереса к процессу обучения у детей различных возрастов. Это может происходить из-за того, что уделяется совсем мало времени творческой стороне обучения, развитию способности самостоятельного мышления у детей.
Музыкальное воспитание формирует духовные потребности детей, нравственно воспитывает и расширяет кругозор, а самое главное, способствует формированию образного, творческого мышления. Музыка требует от ребенка эмоционального отклика, волнует его, вовлекает в процесс создания собственных музыкальных образов, развивая основу любой творческой деятельности, как воображение.
Способность к творчеству ошибочно считают доступной только избранным ученикам. Любой ребенок обладает достаточно развитым воображением для того, чтобы передать иными словами услышанный от других рассказ, придумать собственную сказку или напеть свою мелодию. На уроке важно создать для ребенка такие условия, в которых он свободно, с воодушевлением будет выражать свои музыкальные мысли.
Одним из путей развития творческих способностей детей можно считать импровизацию. Она должна проходить через весь урок, сквозь всю музыкальную деятельность учеников в свободном интонировании, исполнении на инструменте и в драматизации. Важная роль импровизации как методического приема в занятиях с детьми заключается в необходимости, готовности к выражению внутреннего состояния, особой мысли, впечатления.
Импровизация является первоначальным и древнейшим видом творческой деятельности. Она присутствует в жизни каждого человека, в любой сфере, будь то искусство, спорт, политика. Музыкальная и литературная импровизация является творением в процессе исполнения. Главный признак импровизации - это совпадение момента создания и воспроизведения творческой идеи.
Обращаясь к истории музыкального искусства, мы можем видеть, что импровизация, была популярна в разное время. Ее часто использовали в вокальной народной музыке, особенно хорошо мы можем это проследить у русских исполнителей. Записи фольклорных песен показывают, что в процессе исполнении песни, одна и та же мелодия могла видоизменяться, а ее подголоски импровизировались певцами.
В средние века импровизация распространяется на вокально-культовую музыку. В монастырях, в григорианских хоралах мелизматически распевали заключительный слог в слове Alleluia, что называется юбиляцией и отличается восторженно религиозным характером. Затем принципы импровизации становились более определенными и регламентированными. Высочайшего уровня импровизация присутствует в светской музыке эпохи Возрождения. В XVII-XVIII века в сольных инструментальных концертах пианисты сочиняли на ходу финалы произведений - каденции. Эти каденции даже специально не дописывались композиторами, давая возможность исполнителю создать свою собственную концовку.
Говоря об импровизации, конечно же, нельзя не вспомнить о джазе, художественный статус которого с его появления и по сей день почти не изменился. Это импровизационная, профессиональная и интернациональная музыка. Джазовая импровизация - это очень ценное музыкальное звено между западом и востоком, позволяющая изучить глобальные художественные изменения. Вокальные джазовые импровизации являются прекрасным примером свободного, гармоничного, вдумчивого и эмоционального самовыражения. Импровизационным вокальным видом джазового искусства является скэт, который основан на гармоничном сочетании слогов, мелодии и ритме. С возникновением скэта связано много легенд, если верить одной из них, в
Переходя, непосредственно к детской музыкальной импровизации, необходимо упомянуть имя немецкого композитора и педагога Карла Орфа и его известную систему музыкального воспитания "Шульверк". Эта система является введением формы творческого музицирования. В ней на практическом музыкальном материале присутствуют основные принципы организации такого музицирования.
В своей системе Орф пытается вернуться к тем временам, когда музыка была единым целым со словом и движением. Во всех томах присутствуют песни, танцы, ритмо-мелодические упражнения, речевые декламации и инструментальные пьесы, которые синтезируются и дополняются друг другом. Пьесы и упражнения, которые записаны Орфом нельзя считать готовыми произведениями, которые предназначены для концертного исполнения. Их скорее можно считать моделями для творческого музицирования и исследования стиля простейшей импровизации. Такая система готовит детей к дальнейшему музыкальному развитию и дает толчок творческому, образному мышлению. Эта система является приобщением всех детей – независимо от их способностей – к музыке, раскрывает творчески задатки, развивает природную музыкальность.
Пению в системе Орфа уделяется особое внимание, в большинстве пьес в "Шульверке" дети должны петь. Однако вокализация здесь неразрывна с ритмикой и танцем.
Педагогическая практика показывает, что дети с большим интересом занимаются импровизацией, в особенности вокальной. Вокальная импровизация наилучшим образом способна направить личностные качества ученика на самостоятельного поиск необходимых выразительных средств музыки. Естественно, что дети не смогут сразу воспроизводить хорошо оформленные музыкальные мысли, однако учитель общеобразовательной школы должен уметь научить детей элементарным навыкам импровизации.
Идеальный прием - это целый урок музыкальной импровизации. То есть весь урок должен не проговариваться, а пропеваться учениками и учителем, начиная с приветствия, продолжая вопросами и ответами, объяснениями учителя, повторением старого материала, изучением нового и заканчивая прощанием. Но этот вариант довольно трудоёмок и требует сильной нагрузки на голосовой аппарат педагога. Поэтому вокальную импровизацию советуют как один из компонентов урока. Такая импровизация позволяет услышать отдельно каждого ребенка, что поможет в выявлении их способностей и дальнейшей организации учебного процесса с их учетом. Работу по вокальной импровизации лучше проводить без сопровождения, дети могут петь в удобной им тесситуре, тональности, используя близкие им интонации. Необходимо создать доброжелательную атмосферу. Нельзя ругать ребенка, а наоборот, нужно найти то, за что его похвалить. Так же необходимо объяснить другим детям, что смех над исполнителем в случае неудачной импровизации, неуместен на уроке творчества. Самые яркие и удачные импровизации педагог может повторить или даже выучить с классом. Так же можно записать исполнение детей на диктофон с последующим прослушиванием и анализом учителя.
Вокальная импровизация помогает раскрытию способностей даже самых слабых детей. Довольно часто такой способ заставляет петь и "гудошников". Участие в импровизации должны принимать все ученики класса.
Сегодня существует немалое количество новых программ, которые особое место отводят развитию творческого начала детей. Это такие авторы как Д.Б. Кабалевский, Ю.Б. Алиев, Л.В. Школяр, И.В. Кадобнова, Л. Виноградова и другие.
Список литературы:
- 1. Алиев, Ю.Б. Пение на уроках музыки / Ю.Б.Алиев. М.: Просвещение, 1978.
- 2. Алякринский, Б.О. О талантах и способностях: очерки о самовоспитании / Б.О.Алякринский. М., 1975.
- 3. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А.Амонашвили. Минск: Университет, 1990.
- 4. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б.В.Асафьев. М., Л.: Музыка, 1965.
- 5. Вишнякова Н.Ф. Творчество школьников в музыкальной деятельности // Сов. педагог. 1985.
- 6. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С.Выготский. М.: Искусство, 1965.
- 7. Корнев П. К. Статья «О вокальной импровизации в джазе: становление скэта».
- 8. Левин В.А. Воспитание творчества. - М.: Знание, 1977.
- 9. Назайкинский, Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания / Е.В. Назайкинский // Восприятие музыки М., 1980.
- 10. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. - М., 1988.
- 11. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей: Избранные труды. Т 1. - М., 1985.
Сведения об авторе
Журлова Валерия Александровна - студентка факультета музыкального искусства, кафедры музыкального образования МГИК (магистратура, группа 07 161 о). Научный руководитель, кандидат педагогических наук, доцент В.С. Корина.
16.02.2016, 4860 просмотров.