Попченко П.С. Вопросы интерпретации музыкальных произведений эпохи романтизма (на примере музыки для гобоя)
Принято считать, что проблема интерпретации в музыке возникла к концу XVIII—началу XIX века, когда в европейской музыкальной культуре в основном завершается разделение функций композитора и исполнителя. Предполагается, что именно с этого момента проявляется тот антагонизм (противоречие) между автором музыкального произведения и артистом, интерпретирующим это произведение.
Музыкальное произведение предполагает определённую степень полноты отображения музыки в нотной записи. Как известно, первые попытки нотирования в европейской музыкальной культуре, возникшей ещё в Древней Греции, сводились к фиксированию лишь звуковысотной стороны.Начиная с конца XVIII века, проявилась тенденция, связанная с всё более тесным закреплением композитором своего сочинения в нотной записи и, как следствие этого, к возможно более точному воспроизведению исполнителями авторского замысла, но со стремлением к определённой творческой свободе и художественной самостоятельности.
Если делать исторический экскурс далее, то следует сказать, что роль музыканта-интерпретатора особенно возрастает в XIX веке, в эпоху музыкальной эстетики романтизма. Постепенно интерпретаторские задачи усложняются:складываются различные стили музыкального исполнения, возникают, связанные с ними, психологические, эстетические и технологические проблемы исполнительского творчества. Это относится и к сфере искусства игры на духовых инструментах. Несмотря на то, что в эпоху романтизма в связи с возросшим интересом композиторов к фортепиано и скрипке количество концертных сочинений для духовых инструментов сократилось. Однако из под композиторского пера всё же появлялись интересные сочинений, в том числе и для исполнения на гобое.
Следует признать, что в наше время не все исполнители на гобое умеют стилистически верно интерпретировать сочинения, написанные, скажем, в начале XIX века. А между тем, стилистически верному прочтению и собственно творческой интерпретации произведений разных стилей отводится в игровом процессе музыканта важная роль. Во всяком случае, работа над каким-либо музыкальным сочинением в первую очередь предполагает выбор музыкантом средств интонационно-художественной выразительности, с помощью которых он собирается опосредовать данный музыкальный материал. Эти средства, в свою очередь, обусловлены, во-первых, уровнем интепретационной культуры исполнителя, а, во-вторых, стилистикой и жанром данного сочинения.
Поскольку произведения композиторов-романтиков и до сегодняшнего дня находят своё применение в музыкально-педагогической и исполнительской практике гобоистов, то задача тщательного, всестороннего их изучения, правильной продуманной творческой интерпретации является актуальной стороной теории и практики искусства игры на духовых инструментах.
В качестве интерпретационного примера обратимся к Каприччио для гобоя с фортепиано итальянского композитора Амилькаре Понкьелли (1834 – 1886) – это очень яркое произведение романтической эпохи для гобоистов. Оно содержит в себе главные черты произведений такого стиля произведений – фортепианное вступление, каденцию гобоя, медленное вступление гобоя, выраженные черты оперного arioso, виртуозные вариации, кода в темпе Presto на пределе возможностей исполнителя. Проведя исполнительский анализ этого сочинения, исполнители на гобое смогут более адекватно составить свое представление об исполнении и интерпретировании и ряда других инструментальных сочинений, объединенных общей стилистикой романтического жанра.
Карприччио А. Понкьелли для гобоя и фортепиано было написано в то время, когда в музыкально-художественной эстетике господствующее значение приобретает тема «лирической исповеди», в особенности любовная лирика, с наибольшей полнотой раскрывающая внутренний мир «героя». Эта линия с повышенной эмоциональной выразительностью проходит красной нитью через все искусство романтизма. Художник-романтик передавал в своем искусстве живое кипение страстей, которое не укладывалось в привычные схемы просветительской эстетики. Первенство чувства над разумом — аксиома теории романтизма. В степени взволнованности, страстности, красочности художественных произведений XIX века прежде всего проявляется своеобразие романтической экспрессии. Поэтому средства художественной выразительности достигают новых высот – различные виды атаки. Музыкальный язык романтизма не предполагает достаточно жестких рамок в плане динамики, штрихов, темпов. Следовательно, в багаже исполнителя-инструменталиста, в том числе и гобоиста, должна быть хороший набор исполнительских приёмов, которыми тот обязан правильно и уместно пользоваться.
В произведения подобного стиля чередование виртуозных и кантиленных эпизодов объясняется той же жанровой особенностью – солист показывает не только свое умение исполнять быстрые пассажи, состоящие из мелких длительностей, но и умение играть певучую кантилену. Но исполнение в большей степени подчинено раскрытию музыкального содержания, а не только демонстрации собственного индивидуального мастерства, как это происходит в классических произведениях крупной формы. В процессе работы над Каприччио и погружаясь в его образный мир, исполнитель должен обращать внимание на стиливую специфику художественно-выразительных средств, постоянно удерживать во внимании особенности интонирования, штрихов, смены дыхания, тонкости фразировки. Требуют, конечно, специальной проработки и технические эпизоды произведения, в которых необходимо достичь ровности и неперерывности мелодического движения. Всё эта детализация будет способствовать целостному оформлению музыки, её эстетической завершённости – творческой интерпретации.Важно учитывать, что при исполнении романтических сочинениий всегда делается акцент именно на звуковой выразительности, которая основана на художественной технике инструменталиста.
В отношении трактовки нюансировки следует заметить, что динамический диапазон в жанре романтического виртуозного произведения чрезвычайно велик. Как показывают аудио- и видео- записи великих гобоистов, исполняющих сочинения такого рода, этот диапазон простирается от ppдо ff. В отношении исполнительских штрихов тоже царит многообразие – различной легкости и твердости staccato, возможное присутствие жесткой атаки звука (что было невозможно в предыдущую эпоху классицизма), detache, максимально плавное legato.
Также необходимо сказать о том, что А. Понкьелли – это по большей части оперный композитор. Именно сочинения этого жанра принесли ему мировую известность. Данное обстоятельство не могло не отразиться на мелодическом содержании Каприччио, а, значит, и на фактурном мышлении автора. Во всяком случае, все медленные эпизоды этого сочинения имеют большое сходство с вокальными ариями, а в целом – произведение представляет собой жанр романтической инструментальной фантазии (каприса), в которых, как правило, раскрывается как технические возможности гобоя, так и его богатая звуковая палитра. Именно этим до сих пор Каприччио привлекает внимание многих отечественных и зарубежных гобоистов.
Список литературы:
1. Алексеев А. Интерпретация музыкальных произведений. – М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1984. – 32 с.
2.Богданов Л. Теоретические основы исполнительского анализа и интерпретации музыкального произведения // Лекции по теории исполнительства и методике обучения игре на духовых и ударных инструментах. – М.: ВДФ при МГК, 1991. – С. 31 – 60.
3. Назнайкинский Е. Стиль и жанр в музыке. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос». 2003. – 248 с.
4.Протопопов В. Очерки из истории инструментальных форм XVI начала XIX веков. М.: Музыка, 1979. – 327 с.
5. Пушечников И. Искусство игры на гобое: История, теория, методика, педагогика. – СПб.: Композитор, 2005. — 312 с.
1. http://www.idrs.org/publications/controlled/DR/DR24.1.pdf/Amilcare.pdf TheDoubleReed, Vol 24 No.1 2001
2. http://www.sarcons.ru/new/tl_files/nayka/konferencii/2013/Stud-asp/Osipova.pdf – XII Всероссийская научно-практическая конференция студентов и аспирантов "Актуальные вопросы искусствознания: музыка - личность - культура". – Саратов, 2013.
Сведения об авторе
Попченко Полина Сергеевна – студентка факультета музыкального искусства, кафедра духовых оркестров и ансамблей (магистратура группа 0167 з/о), научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор В.Д, Иванов.
16.02.2016, 3698 просмотров.