Малойкина М.В. Диалектные особенности певческого фольклора Нефтегорского района Самарской области» ( на материале собственных полевых исследований автора)

Самарский край – один из самых многонациональных регионов Среднего Поволжья, где в процессе исторического развития переплелись культуры разных народов. Собственно русская народная традиция в данном регионе сформировалась под влиянием культурного опыта переселенцев из разных губерний России, впоследствии образовавшие  новые диалектные группировки, объединяющие противопоставленные друг другу типы говоров.

   Для большей части жителей России языком повседневного общения является говор. Народный диалект служит средством общения примерно для трети населения России. В связи с тем, что с карты нашей Родины постоянно исчезают деревни, вместе с ними умирает и народное наречие этих мест, а потому обедняется родной русский язык. В словарях сохранились сотни тысяч слов уже потерянных для потомков. Уходит целый пласт крестьянской народной культуры и только глубокие старики могут рассказать об исконном крестьянском укладе жизни. Пока сохраняется специфика сельской жизни и присущие ей особые коммуникативные условия, сохраняется и коммуникативная ценность диалектов.

     Диалектные особенности песенных тексов Самарской области давно привлекает внимание этнографов, филологов, фольклористов. Однако многие ее разновидности остаются мало изученными. Так, до сих пор не нашел должного освещения достаточно редкий говор села Семеновка Нефтегорского района Самарской области. Материалы, полученные нами только в одном селе – Семеновка, свидетельствуют, что исследование достаточно перспективно. Оно позволяет выявить существенные особенности изучаемого говора, его функции и символику.

        В процессе работы над темой были изучены полевые материалы, собранные в разных районах Самарской области. Объектом нашего исследования является село Семеновка. Автором собрано более пятидесяти песенных текстов, представляющих большой научный интерес. В селе Семёновка любят и поют старинные русские песни. Старожилы села бережно хранят свои песенные традиции. В Семёновке носителями местного говора является практически все местное население. Редко удается услышать

заимствованные обороты, особенно у людей старшего возраста.

Известно, что возраст говоров разный. Семёновский говор относится к диалектам вторичного образования. Особенно ярко он прослеживается в песенных текстах. Записывая, следует выделять в песенных текстах произношение гласных, согласных курсивом. Кроме того, при нахождении особых местных слов и выражений в сносках нужно дать им разъяснения. В своем исследовании мы выдвигаем гипотезу о принадлежности Семеновского говора к южному наречию, чему свидетельствуют следующие признаки: яркое «иканье». Особенностью этого признака является утрированное произношение буквы «и». Для наглядности приведем пример из песни  «Во садочке, во зеленом»: 

Садочик, зилёненький, мал(и)чек, народи-карагоди, парини, дивычёныки, осинью, сибя, миня, ни, систрён(ы)ки, будит(ы), свети, ни, скачит, биларозен(ы)ка, ни, рыстиряла, круживы, выши, сибе, умир, воз(ь)ли, типерича, будишь, больши, баяри, дайти, биседаю, сибе, ни, тибя, виличаем.

    Следующим признаком является широко распространенное в Самарской области «аканье». Суть этого приема заключается в замене буквы «а» на «о» в безударных слогах:

баюся, схаранюся, па, трастник, выхадила, падрух, на пасту, стаял(ы), таварищ, дарагой, паткрался, чистам, схаранили, сваю, дарагой, атвернёца, жывароначки, надаела, паела, панасила, запрасила, маею, бал(и)ной, галавой, разлажу, сваи, маих, праважать, мая, пращай, агня, баяри, пакину, биседаю, па, словна, гарят, гаварят, пра, маладца, Филлипавича, багатый, гораду, маи, галаве, абнял, ста(э)ла, жал(ы)ка, ро… (о)зачка, вазьму, аб(ы)манывашь, багатый, паз(ы)волиты, ватца, жаница, каво, атец, паверил, пашёл, пад(ы), сваю, галава, пакатилась, па, пра, таг(ы)да, паверил, ва, м(ы)нога, можна, лавить, девак(ы), м(ы)нога, можна, лавить, ад(ы)ну, малдаванка, варажейка, пражить, ваз(ы)вышаим, с дружкаю, палтинай, вароты, бальшие.

       Широко распространенным приемом в исследуемой области является

«умеренное «яканье»: няволюшек, плячам, ляжат, прилятять, сястрицы, вянки, навялились, яво, ня.

    Нередко встречается прием  «стяжение» (замена  окончаний –М.М) и фрикативное «г» :

гимназиски, обманывашь, русаи, белаи, пайдёть, биседаю, висёлаю, родна, белы, златы, маёю, девичи, гыварять;

- Фрикативная «г»:

Багатый, галава, м(ы)нога, карагоди, гимназистки, дарагой, где, другие, галавой, агня, дарагая.

Так же в песенных текстах встречаются вставные гласные:

Паткрал(ы)ся, стаял(ы), вдарил(ы), выстрил(ы), сер(ы)ца, упал(ы), умир(ы), ат(ы)верынёца, зем(ы)ле.

Приведенный материал свидетельствует о плодотворности научных разысканий автора в указанном направлении.

 

Список литературы

 

1.Ведерникова Т.И. Русские Самарского края: история и традиционная культура учебное пособие.- Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2007.

2.Андреев В.П. Летопись Нефтегорского района в документах и воспоминаниях. – Нефтегорск, 1990 .

3.Благовещенская О.Б. Анализ русской традиционной песни: учебное пособие. - Самара: издательство СГАКИ, 1999.

4.Ведерникова Т.И Этнография и праздничная культура народов Самарского края. - Самара, 1991.

5. Иванов В.В. Русские народные говоры. - М.: Учпедгиз, 1956.

6. Край Самарский: учебное пособие по историческому краеведению под редакцией А.Е. Храмкова – Куйбышев, 1984.

7.Малаховский В.А. Изучение русских говоров Поволжья / сост. М.Н.Барабина, О.А.Безуглова, Л.И.Бордунова, Т.Ф.Зиброва – Самара, 1991.

8.Народные песни Куйбышевской области: методические указания по народному музыкальному творчеству/ сост. Л.А. Терентьева.- Куйбышев: изд. КГИК, 1983.

9.Народные песни Куйбышевской области: методические указания по народному музыкальному творчеству/ сост. Л.А. Терентьева. - Куйбышев: изд. КГИК,1983.

Сведения об авторе

Малойкина Марина Владимировна - студентка факультета музыкального искусства, кафедры русского народно-певческого искусства МГИК (магистратура, группа 07165 о)

К оглавлению выпуска

магистратура

16.02.2016, 2357 просмотров.