Шебеко С.С. О ПРОБЛЕМАХ РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ УЧЕНИКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСКУССТВУ ЭСТРАДНО - ДЖАЗОВОГО ПЕНИЯ

"Судьба человека заключается в его душе" 
Геродот.

 

 Данная статья посвящена проблеме музыкального воспитания подрастающего поколения, изучению и раскрытию творческой индивидуальности учащихся средне-специальных музыкально-образовательных учреждений в процессе их обучения искусству эстрадно-джазового пения.

Вопросы творческой индивидуальности личности интересовали человечество с древних времен, они актуальны сегодня и будут интересовать нас столько, сколько будет существовать творчество в жизни человека.  
В чем же заключается творческая индивидуальность? По мнению Т. Шибутани, "...каждый творческий художник имеет определенный стиль, и по стилю нетрудно узнать музыку Шопена, картину Ван Гога, скульптуру Родена или сочинения Шекспира...  Стиль часто рассматривается как личная неповторимость поведения; французская пословица гласит: "Стиль - это сам человек... и каждый человек неповторимо своеобразен." [1, 69]. Иоганн Вольфганг Гете охарактеризовал стиль таким образом: "… когда искусство благодаря подражанию природе, благодаря усилиям создать для себя единый язык, благодаря точному и углубленному изучению самого объекта приобретает наконец все более и более точные знания свойств вещей и того, как они возникают, когда искусство может свободно окидывать взглядом ряды образов, сопоставлять различные характерные формы и передавать их, тогда-то высшей ступенью, которой оно может достигнуть, становится стиль, ступенью — вровень с величайшими устремлениями человека." [2, 9]. Наличие стиля делает творчество неповторимым и незабываемым. Имена великих художников, писателей, певцов и др. творческих деятелей история запечатлевает на века, а их творчество не поддается законам времени и моды.

Стиль певца угадывается тогда, когда посредством гибкого, пластичного и легко поддающегося голоса создаются и доносятся до слушателя точно и четко заданные образы. Для этого необходимо хорошо разбираться в жанрах, направлениях и стилистике (придерживаясь одной или смешивая их). Необходимо хорошо понимать и чувствовать материал, владеть средствами музыкальной выразительности, обладать хорошим музыкальным вкусом, раскрывая внутреннее содержание произведений. Таким образом, в процессе обучения искусству пения перед педагогом по вокалу стоит ряд задач. Недостаточно просто поставить голос ученику, научив правильной вокальной позиции, научив правильно дышать, «выводить звук в резонатор», натренировав голос, сделав его пластичным, гибким, подвижным и т.д.  Необходимо воспитать будущего солиста, раскрыв его творческую индивидуальность.

Творческая неповторимость или индивидуальность певца заключается в ярком, узнаваемом тембре голоса, в своеобразной манере и искренности исполнения. Индивидуальность может быть раскрыта и подчеркнута с помощью удачно подобранного репертуара и созданного сценического образа певца.

Первым и самым главным, хотя и не единственным, элементом, составляющим творческую индивидуальность певца является его голос. Именно яркий тембр привлекает внимание, запоминается и делает исполнителя исключительным. Голос каждого человека уникален, как отпечатки пальцев. Встречаются похожие голоса, но  абсолютно одинаковых нет, как и нет двух людей без каких-либо отличий друг от друга в своем физиологическом строении. Тембр - это категория, представляющая собой общее понятие "единичного товара". Тембр певца, красоту голоса, данного человеку от природы, можно оценить только тогда, когда звук правильно "отстроен".  Тембр раскрывается тогда, когда сняты все ненужные мышечные и психологические зажимы. В его раскрытии состоит одна из задач педагога по вокалу, а решить ее можно только тогда, когда в процессе обучения между учителем и учеником установлены доверительные отношения, когда учитель становится для ученика не просто старшим наставником, но и другом. Педагогу необходимо создать  условия (не только психологические), и это даст возможность ученику раскрыться, снять психологическое напряжение, поможет ему раскрыться как творческой личности. И наоборот, если нет контакта между учеником и преподавателем, то ученик оказывается не в состоянии воспринимать, впитывать информацию. Психологическое напряжение ведет к напряжению физическому. В таких условия заниматься постановкой голоса мало эффективно.

Второй, но не менее важный элемент творческой индивидуальности - это манера исполнения. Просто хорошим и правильным звуком заинтересовать достаточно сложно, особенно в настоящее время, этого определенно мало. Наличие своей манеры исполнения крайне важно. Бывает даже так: исполнителю не хватает определенных технических навыков, но ему присуща настолько необычная и интересная манера исполнения, что его становится интересно слушать. В этом случае недостатки в технике пения может и слышны, но интерес к исполнителю от этого не теряется. Яркая индивидуальность в своеобразной манере исполнения завораживает, если, конечно, она подкреплена хорошим музыкальным вкусом. 

Творческая индивидуальность изначально присутствует в каждом ученике, поэтому важно ее сохранить и, при необходимости, подчеркнуть. Но не всегда педагогам с легкостью удается увидеть индивидуальность ученика, так как не всегда она "на поверхности". Для того, чтобы помочь ему раскрыться, найти себя, найти свой стиль, свою манеру, необходимо учитывать его характер, темперамент, именно его музыкальные способности и фактуру голоса. Решая эти задачи, педагог должен учитывать индивидуально-психологические особенности ученика. Необходимо «понять природу человека» (Альфред Адлер) [3]. Путь в раскрытии творческой индивидуальности лежит через познание и самопознание, об этом говорится в книге Альфреда Адлера «Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека» [4].

Раскрытие творческой индивидуальности крайне важно, так как отсутствие у исполнителя индивидуальности может стать трагедией в предстоящем творческом пути личности в силу его невостребованности и невозможности в полной мере самореализоваться в профессиональной деятельности. Способности, заложенные в ученике, сами по себе не являются залогом раскрытия творческого потенциала. Необходимо направлять и мотивировать ученика, подталкивать его к деятельности, направленной на ее раскрытие. "Творческие способности есть у всех, но творческий «генетический клад» сам по себе не откроется, пока не возникнет потребность у общества и не появится возможность реализации у личности." [5, 50].

Наличие яркого тембра и интересной манеры исполнения не произведут должного впечатления на слушателя, если репертуар исполнителя подобран неудачно, не в соответствии с его характером и фактурой голоса. Неудачно подобранный репертуар приводит к неорганичности звучания, к несоответствию внешнего и внутреннего. За время обучения педагогу необходимо помочь ученику познать себя: увидеть свои минусы для дальнейшей работы над ними, познать свои сильные стороны и уметь их преподнести. Без знаний индивидуально-психологических особенностей, помогающих глубоко чувствовать и понимать ученика, не обойтись. Педагогический опыт, если он не подкреплен глубокими теоретическими знаниями в психолого-педагогической сфере, не дает возможности достичь максимально результата в педагогической деятельности. 

Яркий тембр, индивидуальность в манере исполнения и интересный репертуар производят сильное впечатление на слушателя только тогда, когда они подкреплены хорошим музыкальным вкусом. Музыкальный вкус воспитывается с детства и на протяжении всего пути становления творческой личности, и роль педагога здесь велика. Внутренний мир, музыкальный вкус и образ певца - это в какой-то степени связанные друг с другом стороны одной личности. Всегда ли исполнителю удается донести образ и материал изящно и со вкусом? Всегда ли он искренен в том, о чем он поет? Согласитесь, что нет. Важно глубокое и правильное восприятие учеником художественного материала.  «В музыкальной педагогике особое внимание уделяется проблеме осмысления, понимания художественного образа воспринимаемого или исполняемого музыкального произведения. И от верности его толкования во многом зависит успех музыкальной деятельности того или иного исполнителя... Органичное соединение музыкального и духовного в художественном образе проявляется во внутреннем содержании творений, в особенностях разнообразных красок, в интонациях души, отраженной в звуках.» [6, 57].

Необходимо воспитать музыканта с богатым внутренним миром, заложить фундамент высоких эстетических идеалов и общечеловеческих ценностных ориентиров. И если это удается, то складывается цельный, яркий, выразительный и неповторимый образ певца. Ни что так не ценится слушателем, как искренность в исполнении и глубина переживаемых эмоций исполнителя. 

Если посмотреть на проблему раскрытия творческой индивидуальности в процессе обучения искусству пения более широко, то окажется, что если выпускать неярких, без индивидуальности студентов на протяжении десятилетий, то культурный уровень, эстетические идеалы, музыкальный вкус и запросы следующих поколений меняются не в лучшую сторону. И это в дальнейшем может стать социально-культурной проблемой общества. Вопрос воспитания подрастающего поколения важен и актуален как никогда. Одним из методов обучения является личный пример педагога, его отношение к жизни, к своему делу. И степень ответственности здесь велика. Образ педагога оказывает сильное влияние на взгляды и стереотипы подрастающего поколения. Таким образом, педагогу необходимо обозначать высокую планку профессионализма, к которой хотелось бы стремиться ученику.

В процессе обучения искусству эстрадно-джазового пения важно найти, раскрыть и подчеркнуть индивидуальность ученика, а это возможно только тогда, когда педагоги в своей деятельности особое внимание уделяют вопросу индивидуально-психологических особенностей, постоянно совершенствуя свои знания в психолого-педагогической сфере. Наиболее эффективной педагогическая деятельность может быть только тогда, когда она построена на принципах учета индивидуально-психологических особенностей личности и индивидуального подхода. 

 Список  литературы

1. Шибутани Т. Развитие личной неповторимости// Психология индивидуальных различий / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова.- М., 2006.

2.  Гете И. В. Простое подражание природе, манера, стиль.. - М., 1980. - С. 9.

3.  Адлер А. ПОНЯТЬ ПРИРОДУ ЧЕЛОВЕКА. - М.: Академический проект, 1997.

4. Адлер А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека. - М: Наука жить, 1997.

5.  Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб.: Изд. «Питер», 2012.

6.  Зорилова Л.С. Синтез духовных идеалов и эстетических вкусов в осмыслении художественного образа музыкального произведения // Вокальное образование начала ХХI века. Сборник научных статей. Выпуск 3. М.: Изд. «Дом МГУКИ», 2006. 

Сведения об авторе


Шебеко Светлана Сергеевна, магистрант Московского государственного института культуры 2-го года обучения по специализации «Вокальное искусство (эстрадно-джазовое пение)», группа 07270. Научный руководитель — доктор культурологии, профессор - Зорилова Л.С.



К оглавлению выпуска

16.02.2016, 1128 просмотров.