Ю.Н.Дрешер, Т.И. Ключенко ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНДИКАТОР ОЦЕНКИ РАБОТЫ БИБЛИОТЕК

  Все изменения в культурном облике России  происходят под влиянием перемен в обществе, формируются совершенно новые общественные группы и субкультуры. Эти процессы затрагивают и библиотечно-информационную среду, стимулируя возрождение в нашем обществе гуманистической постиндустриальной  цивилизации с обязательным участием библиотечно-библиографического социального института.

   Испокон веков люди тянулись к библиотекам. Может быть, потому что в них человек не только получал знания, информацию, но и некое духовное умиротворение. Библиотека по сути своей «всемирно отзывчива». На практике осуществление идеи открытости и общедоступности информации опирается на всемирное развитие глобальной сети Интернет, которая во многих странах пропагандируется и доступна населению именно через библиотеки, интернет-активные услуги, электронную доставку документов. Создаются информационные порталы, электронные библиотеки, без которых не обходится ни одна библиотека, претендующая на роль современной информационной структуры [1].

   Современные библиотеки трансформируются в центры межкультурной коммуникации. Процесс формирования готовности библиотечных специалистов к межкультурной коммуникации в библиотеке может быть результативным, если будут учтены: принципы диалога и взаимодействия культур; процесс межкультурной интеграции, необходимость  формирования умения адаптироваться к межкультурной и полиэтнической среде.

   Проведенный в течение 2013—2015 гг. в Национальной библиотеке Республики Татарстан социологический опрос читателей, преследовавший цель оценить роль библиотеки в реализации межкультурных коммуникаций, обосновать условия и механизм обеспечения этой роли, выявил различия в трактовке понятий «толерантность», «ненависть к приезжим», «презрение к инвалидам», «нетерпимость к нетрадиционным религиям».

   Толерантность на сегодняшний день выступает неприменным условием выживания и развития современной цивилизации, регулирования отношений на государственном уровне и уровне повседневных взаимодействий и практик. По сути это этическая проблема современности, занимающая центральное место в системе ценностей цивилизованных государств. Библиотеки как очаги современной цивилизации и культуры выступают проводниками идей толерантности.

   Была предпринята попытка выявить дополнительный инструментарий для обоснования условий и механизма реализации межкультурных коммуникаций в библиотечно-информационной среде.

   Как известно, существуют международные стандарты и огромное количество статистических данных, связанных с работой библиотек. Однако проведенные исследования выявили много проблем, обусловленных поиском показателей для оценки работы библиотек. Наиболее сложным вопросом был вопрос об оценке влияния библиотек на такие направления европейской социальной политики, как демократизация, социальная интеграция, повышение грамотности, трудоустройство, воздействие на интенсивность инноваций, а в целом — воздействие на повышение качества жизни европейских граждан в рамках программы «Европейское измерение» [2].

   В результате статистические данные библиотек стали преобразовываться в социальные индикаторы, которые должны были оценить и улучшить работу библиотек. Индикаторы дают возможность интерпретировать  показатели работы библиотек с точки зрения целей обслуживания потребителей.

   Решено было провести специальное исследование-анкетирование для расчета индекса толерантности. Для проведения анкетирования была выбрана анкета, рекомендованная авторами Г.У. Солдатовой и Л.А. Шайгеровой [3]. В анкетировании приняли участие 154 респондента в возрастных категориях 18—30 лет, 31—45 лет, 46—60 лет и старше 60 лет, а также библиотечные специалисты, их возраст не учитывался. Для исследования представлял интерес  их совокупный уровень толерантности относительно читателей библиотеки — базы исследования.

   Анкета «Индекс толерантности» преследовала цель выяснить, насколько респонденты согласны с приведенными утверждениями и их оценками в отношении барьера авторитетности, интереса к межкультурному общению, среде и открытости общения. Межнациональная библиотечно-информационная среда дает понимание культуры другой страны.

   Сравнительная оценка распределения ответов респондентов по вопросам анкеты представлена на рис. 1-3

 

Рис. 1. Распределение ответов респондентов по возрастным группам и уровням толерантности

Рис. 2. Распределение среднего индекса толерантности по возрастным группам

 

Рис. 3. Распределение ответов респондентов по индексу толерантности

 

    Результаты обработки анкетных данных «Индекс толерантности» для библиотечных работников представлены на рис. 4,5

Рис. 4. Распределение ответов респондентов по индексу толерантности для библиотечных работников

Рис. 5. Распределение ответов респондентов по уровню толерантности для библиотечных работников

 

   Результаты исследования легли в основу разработанной концептуальной модели обучения межкультурному общению [4] и моделей тренингов по этому общению в Национальной библиотеке Республики Татарстан.

Список литературы

1. Гениева, Е.Ю. Трудная дорога к храму. Судьбы российских библиотек на рубеже эпох /Е.Ю. Гениева.—М.: Текст, 2004.—190 с.

2. Беркалиев, Т.Н. Особенности компаративистики как науки и метода исследования деятельности библитек / Т.Н. Беркалиев // Библиосфера.—2009.—№1.—С.10—16.

3. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности / под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой.—М.: МГУ, 2003.—С.30—34.

4. Дрешер, Ю.Н. Концептуальная модель обучения межкультурному общению и ее реализация в Национальной библиотеке Республики Татарстан / Ю.Н. Дрешер, Т.И. Ключенко, Л.Х. Саттарова // Непрерывное библиотечно-информационное образование: материалы XI науч.-метод. конф. памяти проф. В.А. Минкиной (Санкт-Петербург,19—20 марта 2015).—СПб.: СПбГИК,  2015.—С.76—83.

Сведения об авторах

  1. ДРЕШЕР Юлия Николаевна, директор Государственного автономного учреждения «Республиканский медицинский библиотечно-информационный центр», доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник культуры Республики Татарстан, лауреат Премии Правительства РФ в области образования; КЛЮЧЕНКО Тамара Ивановна, заведующая кафедрой информатики и медиатехнологий Казанского государственного института культуры, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, лауреат Премии Правительства РФ в области образования.


К оглавлению выпуска

информационная среда

23.04.2016, 760 просмотров.