Л.Г.Тараненко ПРОИЗВОДСТВО ЭЛЕКТРОННЫХ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Краеведение приобретает сегодня  значимую  роль в библиотечной практике и пронизывает  все основные библиотечные процессы.   Можно сказать, что краеведческая информационная деятельность   сегодня – это  работа библиотеки в миниатюре.  Специалисты-краеведы активно включается  во все  новые библиотечно-информационные проекты: виртуальное справочно-библиографическое обслуживание, создание краеведческих сайтов и порталов, электронных библиотек,  корпоративных краеведческих продуктов и др. Создание новых информационных продуктов, участие в региональных, общероссийских, международных проектах требует значительных трудовых, материальных затрат, новых знаний и умений, программных, технических  средств. В данных условиях особое значение приобретает технологический  анализ ситуации. На основе технологического подхода  рассмотрим  процесс создания электронных краеведческих информационных продуктов. Компонентная структура технологического процесса  включает следующие   элементы (составляющие):   цель, объекты, субъекты, ресурсы, процессы, средства, методы, регламентирующие документы, результаты [1].

Объектом краеведческой деятельности выступает краеведческая информация. Понятия «краеведческая информация» и «региональная информация»  специалисты отожествляют. Региональная информация - это информация, по содержанию связанная с регионом, информация о территориальных проблемах общества и государства, информация, производимая в регионе, независимо от ее содержания [2].

Основной целью информационного производства является создание информационного продукта, призванного обеспечить удовлетворение информационных потребностей пользователей. С развитием информационных технологий ассортимент краеведческих информационных продуктов претерпел существенные изменения. Напомним, что до не давнего времени система краеведческих информационных продуктов включала преимущественно библиографические указатели рекомендательного и научно-вспомогательного характера, ограниченные типовым набором основных видов.  Сегодня наряду с библиографическими краеведческими продуктами, библиотеки стали создавать смешанные (интегрированные), фактографические, полнотекстовые краеведческие информационные продукты, используя технологии баз данных, мультимедийные, гипертекстовые, телекоммуникационные и другие технологии. Развитие новых информационных технологий позволило библиотекам создавать и представлять на сайтах  совершенно новые уникальные краеведческие информационные продукты: интерактивные карты, мультимедийные   базы данных,   виртуальные выставки.  При анализе данных ресурсов отмечено наличие не только «чисто библиотечных элементов»: библиографических записей, предметных рубрик, индексов, аннотаций. Выявлены исторические справки, летописи и хроники событий, описания различных объектов, биографии, дайджесты, обзоры, фактографические справки. При  характеристике персон, географических  объектов,  исторических фактов  актуальными становятся методы экстрагирования, реферирования, конспектирования, фактографического свертывания. В данных условиях специалисты обязаны владеть методиками создания рефератов, экспресс-информации, фактографической справки, справочной статьи, дайджестов, конспектов,  резюме, аналитической справки, обзорами и др. Требуются знания   данных методов,  тем самым предъявляются новые требования к образовательному процессу и курсам повышения квалификации.

Повышаются требования к знаниям и умениям не только в области  аналитико-синтетической переработки информации. В связи со стремительным развитием технических средств информационного производства (от ручки и карандаша – до самостоятельных издательских комплексов) изменяются приоритеты в профессиональном образовании. Требуется освоение специалистами-практиками средств информационного производства, а именно: компьютерной техники, оргтехники, телекоммуникационных средств, полиграфической, копировально-множительной техники, средств записи и воспроизведения аудиовизульной информации и др. При создании информационной продукции необходимыми  являются знания базовых и прикладных программных средств.

До не давнего времени процессы создания краеведческих информационных продуктов осуществлялись строго по методическим  рекомендациям [3,4]. Сегодня в связи с расширением ресурсной базы, совершенствованием средств информационного производства, повышением требований к конечному информационному продукту  они также претерпевают существенные изменения.  В частности при обработке информации, автоматизированные информационно-библиотечные системы, позволяют на основе одноразового ввода, создавать целую систему краеведческих информационных продуктов.  

В данных условиях особое значение приобретает качество создаваемой библиографической записи. Здесь необходимо отметить ряд проблем.    Неконструктивные  изменения стратегий деятельности библиотек, переходы из одной версии программного продукта в другую, многочисленное конвертирование краеведческих библиографических записей, несоответствие международным требованиям к библиографическим записям (формату RUSMARС), недостаточный уровень использования лингвистических средств  - все  это приводит к низкому качеству исходного краеведческого библиографического ресурса (краеведческого электронного каталога). Необходима значительная доработка и редакция краеведческих библиографических записей и  как следствие, создаваемых информационных продуктов. Учитывая, что краеведы одними из первых включились в машиночитаемую  каталогизацию в 1990-х годах  прошлого века,  на сегодняшний день массив краеведческих библиографических записей, несоответствующий международным стандартам и требующий  значительных изменений, масштабен. Здесь особое значение приобретает соблюдение правил и положений, существующих в библиографической деятельности  регламентирующих документов (основополагающие нормативные акты, международные форматы, стандарты, положения) и разработка внутренних регламентов краеведческой деятельности (инструкций, нормативной, методической, технологической документация и др.). Позитивным моментом является тот факт, что сегодня   ведется планомерная работа по созданию  краеведческих авторитетных файлов (АФ), которые, несомненно, позволят создавать более качественные библиографические записи.    

     Можно констатировать, что субъектам  библиотечно-информационной деятельности для производства краеведческих информационных продуктов необходимы неспецифичные для библиотечной специальности знания, связанные с  телекоммуникационными, мультимедийными, гипертекстовыми и другими технологиями (рекламными, полиграфическими, дизайнерскими и пр.). Для подготовки отдельных краеведческих продуктов дополнительно  требуются специалисты из других областей: историки, краеведы, программисты, дизайнеры, редакторы и др.

      При этом остро стоит проблема обучения и переобучения собственно краеведческих специалистов, владеющих знаниями в области регионального информационного обеспечения. В образовательных стандартах нового поколения по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» дисциплин по краеведческой проблематике не предусмотрено. Ввод дисциплин краеведческого содержания в учебный процесс – выбор учебного заведения. На сегодняшний день лишь немногие вузы культуры  имеют в учебных планах дисциплину, характеризующую   краеведческую деятельность.  Отсюда проблемы кадров, то есть нехватка специалистов - краеведов.  В Кемеровском государственном институте культуры проблемы краеведческой информационной деятельности рассматриваются в интегрированном курсе «Информационное обеспечение региональных потребностей» [5].

      С развитием новых информационных и телекоммуникационных технологий,  усовершенствованием издательской и полиграфической деятельности, значительно расширяется информационное поле и как следствие, ресурсная база краеведческого информационного производства. Некогда типовые части краеведческого справочно-библиографического аппарата (КСБА)  (система  каталогов и картотек, справочно-библиографический фонд)  стремительно изменяются. В структуре   КСБА доминирует электронные ресурсы локального и удаленного доступа, которые постоянно  трансформируются. Например, от локальных краеведческих каталогов к  электронным библиотекам (включающие, библиографические записи и полный текст); от краеведческого раздела на сайте библиотеки  к  краеведческому информационному порталу.  При создании краеведческой информационной продукции  специалисты используют в качестве  ресурсной базы: традиционные каталоги и картотеки,  локальные и удаленные БД (преимущественно электронные каталоги); издания  текущей и ретроспективной  библиографии; первичные документы; удаленные электронные ресурсы (сайты, поисковые системы и каталоги, электронные библиотеки, различные виды БД и др.).

    Таким образом, технологический подход позволяет выявлять пробелы  в информационном краеведческом производстве. Со всей очевидностью можно констатировать, что  хотя внедрение компьютерных технологий значительно облегчает  информационную работу по краеведению, тем не менее, процесс создания краеведческих электронных информационных продуктов на современном этапе сдерживается рядом объективных трудностей. К ним можно отнести ограниченные материальные возможно­сти большинства библиотек, недостаточную подготовленность сотрудников к работе с новыми технологиями, необходимость профессионального выбора и освоения программных средств и т. п. Качество  краеведческой информационной продукции, создаваемой на основе электронных каталогов и БД, становится серьез­ной проблемой для   библиотек.

     Одной из основных  задач краеведческого информационного производства сегодня является   изучение региональных потребностей пользователей. Объективная ситуация такова, что производство краеведческой информационной продукции в библиотеках   происходит бессистемно, спонтанно. Однако информационное производство требует взвешенных технологических, организационных решений. Библиотека, принимая решение о создании того или иного нового информационного продукта, должна   руководствоваться в первую очередь  реальными потребностями пользователей, их предпочтениями. Особое значение   приобретают координированная деятельность в целом библиотек региона и завязывание партнерских отношений библиотек с другими региональными учреждениями, занимающимися созданием, хранением и распространением региональной информации.

Список литературы

  1. Пилко, И. С. Информационные и библиотечные технологии: учебное пособие / И. С. Пилко. – Санкт-Петербург: Профессия, 2006. – 342 с.

  2. Кравец, С. В. Областная универсальная научная библиотека на рынке регионоведческой информации: состояние и перспективы развития (на примере Уральского региона): автореф. дис, канд. пед. наук: 05.25.03 / С. В. Кравец; ГПНТБ СО РАН. – Новосибирск, 2004. – 19 с.

    1. Вольберг, Г. М. Составление универсальных рекомендательных библиографических пособий о крае: метод. рекомендации /  Г. М. Вольберг;  ГПБ. – Ленинград, 1988. – 46 с.
    1. Вольберг, Г. М. Составление универсальных текущих указателей краеведческой литературы: метод. рекомендации /  Г. М. Вольберг; ГПБ. – Ленинград, 1985. – 29 с.
    1. Тараненко, Л.Г. Информационное обеспечение  потребностей региона: специфика краеведческой деятельности библиотек: учебное пособие / Л.Г. Тараненко. – Москва: Литера, 2009. –160 с.
    2. Сведения об авторе

      1. ТАРАНЕНКО Любовь Геннадиевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой технологии документальных коммуникаций института информационных и библиотечных технологий Кемеровского государственного института культуры.

К оглавлению выпуска

проекты

23.04.2016, 3928 просмотров.