Р.Ф. Махиянов ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В современном мире, в условиях рыночной экономики, менеджмент в сфере культуры и искусства осваивает новые навыки управления, которые позволили бы успешно развиваться и менеджменту, и искусству в целом. Работники и творцы культуры вынуждены искать новые пути и формы распространения культуры, так как в условиях нынешних экономических отношений, где основное значение рынка – выгодная реализация продукта, сложно оставаться на плаву.

Сфера культуры создает «духовный продукт», который не имеет единицы измерения и в отличие от материальной продукции ценность его увеличивается по мере потребления: в зависимости от количества слушателей на концерте, зрителей на выступлении, читателей книги. Его производство происходит параллельно с потреблением. Данный продукт связан с нашим сознанием. И все-таки до сих пор хореографическое искусство является некоммерческим делом, а «живет» благодаря привлечению бюджетных средств, спонсорской помощи, а также родителей, оплачивающих занятия своих детей. 

Для развития хореографического коллектива в целом как успешного проекта, его самосовершенствования и привлечения капитала необходим правильный управленец.

Проблемы менеджмента социально-культурной деятельности, в том числе хореографическим коллективом, раскрыты в публикациях В.М. Чижикова, В.В. Чижикова, Г.Н. Новиковой, Т.Н. Суминовой, М.П. Мурашко, В.Ю. Никитина и др.

Известно, что процесс управления хореографическим коллективом связан с целенаправленным, сознательным и систематическим воздействием субъекта на объект на основании знаний, и использование прогрессивных тенденций и присущих закономерностей в интересах обеспечения объекту эффективного функционирования и развития, представляющего собой систему циклов и процессов, последовательных управленческих функций, которые обеспечивают регулирование и координацию деятельности объекта управления.

Каждый хореографический коллектив имеет возможность расти и развиваться. Добившись высоких результатов, коллектив получает популярность и признание, последующая их деятельность профессионализируется. В нынешних рыночных отношениях достичь такого результата сложно. Хореографический коллектив вынужден подстраиваться под современные экономические отношения: участвовать в коммерческих проектах, которые зачастую не подразумевают творческого роста, а только нацелены на получение финансовой выгоды.

Зачастую педагог-хореограф вынужден заниматься «развлечением» участников коллектива для поддержания «клиентской базы». Это не позволяет ему заниматься формированием у них творческих способностей, гармоничным и всесторонним развитием, поддержанием интереса к хореографическому искусству и желанием понять его язык.

Систематическое посещение занятий – обязательный пункт в творческой деятельности хореографического коллектива, а в условиях современных экономических отношений работает принцип «хочу – хожу, не хочу – можно сегодня не пойти».

В этой связи в управлении хореографическим коллективом очень важно владение менеджерскими способностями. Все мы знаем, что менеджмент включает в себя совокупность форм, средств, принципов и методов управления коллективом, цель которого увеличение эффективности работы аппарата управления. Адаптивная мобильность, контактность, стрессоустойчивость, гибкость и высокий профессиональный и интеллектуальный уровень помогут управлению хореографическим коллективом в решение выявленных проблем.

Секрет успешного менеджера – отсутствие оскорбления таланта и результата его творения, должна присутствовать только конструктивная критика. В коллективе необходимо неписаное правило, что каждый исполняет свою роль в группе и уважает мнение другого равноправного участника. При наличии такого взаимопонимания работа будет сглажена и творческий процесс – протекать «как по маслу».

Для качественного выполнения задач, которые поставлены перед группой, нужно устанавливать требования к себе и коллективу, прежде всего, адекватные. Необходимо разделять творческую часть и не творческую, оговаривать сроки и объемы работ с участниками.

При работе, должен соблюдаться принцип творческой иерархии: в любой момент лидер обязан составить действительно сильную креативную конкуренцию любому из своих подчиненных. В итоге, представлять конечную цель лучше всех.

Под влиянием многих факторов в каждом творческом коллективе складывается определенный стиль руководства. Каждый управленец находит свой стиль. Однако существуют основные типы. Авторитарный тип – решения принимаются единолично, и осуществляется повсеместный контроль над работой. Демократичный стиль подразумевает коллегиальное решение возникших вопросов, но контроль осуществляется за результатом работы. И либеральный, когда работа пущена на самотек, контроль как таковой отсутствует. В то же время, в работе всегда используются все три данных типа, при этом могут появиться и подтипы.

Что же касается творческого коллектива, выбор здесь предопределен самим понятием творчество, демократический строй – самый распространенный способ, выбираемый управленцами в сфере танцевального искусства. Но и в этой форме есть свои минусы, это гибкий график работы, свобода в действиях, лояльность начальства; это, безусловно, расслабляет работников и сказывается на творческом процессе, в котором будет царить хаос. Возможно, выбор мог пасть и на авторитаризм, но все-таки жесткие условия, и творческий характер работы, может обусловить утечку кадров, что отрицательно сказывается на всем процессе работы и не дает стабильности в развитии коллектива. В итоге, отношения в хореографическом коллективе должны быть партнерскими для достижения лучшего результата при работе.

При осуществлении творческого процесса схалтурить не получится, как при однообразной работе. Поэтому повсеместная проверка и бесконечная отчетность не должны озадачивать человека – в творческой работе важен результат. Необходимо полагаться на самого человека, тем самым развивая в нем ответственность, что обеспечит для него свободу действий с соответствующей поддержкой. Но терять бдительность не стоит, творческие люди не охотно переделывают свою конечную работу, поэтому на этапе репетиций необходимо всё-таки наблюдать и пытаться увидеть результат работы.

Всё же управленец в хореографическом коллективе должен являться медиатором процессов и сочетать в себе те качества, которые возможно в обычном коммерческом деле и не использовались:

– креативность;

– способность найти выход из ситуации, когда не обозначена ни цель, ни условия договора;

– умение рисковать;

– быть представительным, когда этого требуют обстоятельства.

Что же касается людей, составляющих творческий коллектив, при работе важно учитывать и их особенности, которые не свойственны обычному человеку:

– творческие люди постоянно импровизируют, правила ими чаще не соблюдаются, спонтанны в своих действиях и всегда высказывают свою точку зрения, не взирая на правильность рассуждений;

– не склонны к точности и пунктуальности;

– созерцание окружающего мира через эстетическую призму;

– идеализация;

– в предметах и событиях подмечают детали, которые не заметили бы другие;

– для них важно постоянно находиться в действии, размышление может происходить в процессе;

– к трудностям относятся как к вероятности очередной самореализации;

– все обычное вызывает у них возмущение;

– эмоциональны в процессе достижения результата;

– все силы и возможности бросают на достижение цели.

Особенностью менеджмента в хореографическом коллективе является то, что искусство и производство нужно уметь совмещать. И иногда необходимо поставить определенные условия, например, сроки выполнения работы.

В условиях жесткой конкуренции, когда значение имеет как качество, так и сроки выполнения работы, необходима четкая организация труда. И прежде всего это зависит от дисциплины в коллективе. Люди, выбравшие своей стезёй творчество, должны иметь представление и о рамках в своей работе и учитывая это, направлять свой талант. Сочетание тайм-менеджмента и дисциплины дают возможность управленцам хореографических коллективов укладываться в сроки.

Много времени предоставлять коллективу тоже не стоит, так как может произойти выгорание людей и переключение на другую идею, и они потеряют интерес.

Для любой группы существует и проблема рутины, когда идет повторяемость концертных программ или номеров. Важно отнестись к этому как к опыту или как к возможности проработать детали. Самое главное – не «опускаться» в это болото рутины.

Менеджер хореографического коллектива должен быть заинтересован в постоянном усовершенствовании знаний и умений своих подчиненных, при отсутствии этого творческий процесс не будет обновляться и усложнение задач приведет к возникновению застоя в работе. Для расцвета творческих идей в человеке необходим непрерывный приток новой информации, знаний и ощущений для достижения новых вершин. Общение с другими товарищами по цеху позволяет расширять свой кругозор, создавать новые проекты. В этом плане хореографы – это люди, которые постоянно повышают свой профессионализм и не отказываются от любой возможности узнать что-то новое для себя. Освоение методов и технологий творческого процесса делает его эффективным и служит гарантией беспрепятственной работы. Современная социально-культурная сфера предоставляет всевозможные варианты самоусовершенствования, даже телевидение обернулось в сторону танцевального искусства, может и не совсем качественного, но начало все-таки есть, а обмен опытом происходит чаще всего посредством сети Интернета, что позволяет всегда быть в курсе происходящего.

Управление хореографическим коллективом очень сложный процесс, который требует знаний и огромной самоотдачи от тех, кто создает творческий продукт. Умение соответствовать современным веяниям и тенденциям должны обеспечивать не похожее на других и постоянное генерирование идей в коллективе.

Творческий процесс должен быть управляемым, многогранные личности составляют хореографические коллективы и их идеи должны быть направленными и слаженными, тогда коллектив будет успешным и востребованным в современном мире.

 

Список литературы

1. Мурашко, М.П. Кризис ансамблей русского танца: дискуссия / М. П. Мурашко // Балет: литературно-критический, историко-теоретический иллюстрированный журнал. – 2011. – № 2. – С. 48–51. 

2. Никитин, В.Ю. Хореографическое образование в России. Размышления о грустном / В.Ю.Никитин // http://mskcc.ru/Files/7cebada5-4eb5-4c44-9ec8-04b062a66980/В.Ю.

3. Новикова, Г.Н. Менеджмент творческо-производственной деятельности (технологии, ресурсы): учебное пособие / Г.Н. Новикова. – М.: МГУКИ, 2014. – 98 c.

4. Суминова, Т.Н. Психологические технологии арт-менеджмента: учеб. пособие / Т.Н. Суминова. – М.: МГУКИ, 2014. – 104 с.

5. Чижиков, В.М. Теория и практика социокультурного менеджмента: учебник / В.М. Чижиков, В.В Чижиков. – М.: МГУКИ, 2008. – 608 с.

Сведения об авторе

Р.Ф. Махиянов, магистрант кафедры менеджмента социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры

К оглавлению выпуска

проекты

23.04.2016, 3951 просмотр.