Н.А.Новикова, Д.Е.Скачков ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКЦИОННОГО МЭППИНГА КАК ЭЛЕМЕНТ АНИМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ

   Одно из перспективных и активно развивающихся сегодня направлений социально-культурной деятельности – социально-культурная анимация, направленная не только на восстановление духовных и физических сил, но и на «оживление» межличностных отношений, разрешение социальных проблем, приобщение к духовным ценностям, развитие социальной активности личности.

   «Социально-культурная анимация – особый вид социально-культурной деятельности общественных групп и отдельных индивидов, основанной на современных технологиях (социально педагогических, психологических, культуротворческих и др.), обеспечивающих преодоление социального и культурного отчуждения» [4].

  Сегодня в нашей стране анимационная деятельность получает все большое распространение в сфере туризма и деятельности учреждений культуры, состоит из множества форм и методов, применение которых требует профессионально подготовленных специалистов. В арсенале социокультурных работников должны быть разнообразные средства и способы воздействия на человека, призванные удовлетворять социально-культурные интересы и потребности граждан в сфере досуга несмотря на различие в возрасте, социальном статусе, состоянии здоровья, в духовных предпочтениях.

   Одним из элементов анимационной деятельности является мультимедийная технология проекционного мэппинга, набирающая сегодня все большую популярность и имеющая большие перспективы использования в подготовке современных анимационных программ.

   Проекционный мэппинг (видеомэппинг, в России также широко используется название «видеомаппинг») – это искусство создания и наложения проекций на физические объекты: здание, автомобиль, декорации на сцене мероприятия, одежду, часть выставочного стенда, человеческое тело (даже в динамике) и т.п., с учетом их геометрии и местоположения в пространстве.

   Иногда в данной технологии можно встретить приставку «3D» («3D-видеомэппинг») которая подразумевает, что обыгрываются свойства геометрии поверхности, на которую производится видеопроекция, а не используемую технологию, уже ставшую привычной в играх, телевизионных программах и фильмах в формате 3D. В этом контексте специальные компьютерные технологии позволяют создавать 3D-модель объекта, на который планируется осуществить проекцию, а затем изменить ее в соответствии со сценарием шоу, что дает оптическую иллюзию изменения самого объекта [2].

   Ввиду особенностей современной аудиовизуальной культуры популярность таких проектов, как световые шоу на здании, а также использование 3D-видеомэппинга активно растет, в связи с тем, что масштабные объемные видеопроекции и световые инсталляции очень зрелищны, а современные возможности моушн-графики и трехмерного моделирования позволяют создавать очень реалистичные, фантастические спецэффекты. Именно поэтому видеомэппинг так широко используется для проведения общественных мероприятий, городских праздников, для рекламных кампаний и презентаций.

   Благодаря использованию видеомэппинга в анимационном представлении с помощью звукового и визуального воздействия достигается эффект присутствия, соучастия зрителя. Сегодня «временные глубинно-пространственные композиции, со сложным внутрикадровым движением и пластикой внутрикадрового монтажа, являются одним из основных способов выражения художественного образа» [3].

   Проекционный мэппинг, как правило, классифицируют по объектам, на которые осуществляется инсталляция, а именно:

  • Архитектурный мэппинг или экстерьерный мэппинг – это трехмерная проекция на здание, мост, башню или любой другой архитектурный объект. Форма здания часто определяет контент шоу, который, как правило, обыгрывает архитектурный и исторический контекст объекта. Стены, колонны, балконы, окна, лестницы и прочие архитектурные элементы после наложения на них разнообразной графики принимают новые значения. Этот вид видеопроекции в основном используют для массовых мероприятий под открытым небом, когда нужно привлечь внимание большого количества людей.

   Примером архитектурного мэппинга является 3D-mapping «Бал истории» в честь 250-летия Государственного Эрмитажа 6 декабря 2014 года на Дворцовой площади. Это представление было посвящено судьбе легендарного музея, тесно переплетенной с историей Санкт-Петербурга и России. Картины «Бала истории» – так называется проект – развернулись на фасаде здания Главного штаба, который на один вечер превратился в экран для трехмерного видеоспектакля. Зрителям напомнили о самых значительных и драматических эпизодах отечественной истории, свидетелем и непосредственным участником которых был Эрмитаж. Основная идея 3D-mapping проекта – представить Эрмитаж и шедевры его коллекций как неисчерпаемый источник веры в торжество красоты и человечности.

  • Интерьерный мэппинг – трёхмерная проекция производится на стены, мебель, интерьер помещений. Оптическая иллюзия позволяет волшебным образом видоизменять внутренние пространства зданий, и может служить отдельной работой, быть интегрированной в имеющееся пространство или создавать оригинальное, динамичное световое решение помещения. При этом цели могут ставиться самые различные – от создания эмоциональной атмосферы до полной трансформации пространства. Такой мэппинг отлично подходит для выставочных пространств. Также его можно использовать при построении декораций на сценах.

   В качестве примера реализации интерьерного мэппинга назовем торжественную церемонию вручения дипломов студентам факультета дополнительного профессионального образования и заочного обучения Смоленского государственного института искусств 27 января 2015 года. Театрализованный концерт «И муза вдохновенья тебе укажет путь…» - сопровождался красочными видеоэффектами, так актуальными на старте 2015 года, объявленного Международным годом Света и Световых технологий.

  • Объектный мэппинг – в этом случае «холстом» для видеоряда служат отдельные предметы. Проецирование на малые объекты дает возможность создать на любом объекте динамичное изображение, которое создает иллюзию движения искомого объекта и нестандартного изменения его формы. Здесь мэппинг позволяет «огранить» предметы, выделить контуры, оживить детали.

   Примером данного вида мэппинга в области библиотечной деятельности служит «живая» книга музея истории Екатеринбурга. Её появление в России стало первым около года назад. Подать интересно и захватывающе исторический контент – непростая задача, но медиа-книга с ней справилась. Семь красочных разворотов проиллюстрировали целых два века развития и становления Екатеринбурга. Проекционное шоу предвосхищает знакомство с книгой. Объемная обложка, стилизованная под хребет Уральских гор. С помощью системы верхней проекции на белых страницах книги проявляются анимированные сюжеты, раскрывающие ключевые исторические моменты.

   Все перечисленные виды проекционного мэппинга имеют широкую аудиторию зрителей, которые кроме того что смотрят и наслаждаются построенной иллюзией, также записывают видео и выкладывают в Интернет, где видеоролик просматривают еще несколько тысяч человек.

   Более того, видеопроекции с их стимулирующим воздействием на личность могут использоваться как один из инструментов дистанционного образования для творческих специальностей ВУЗов, как элементы учебных курсов. В частности, дистанционные курсы, разработанные с использованием средств систем дистанционного обучения, могут включать в себя ресурсы, которые могут быть представлены в виде файлов, либо в виде ссылок на внешние сайты [1].

   Таким образом, использование технологии проекционного мэппинга в социально-культурной анимации будет направлено на приобщение человека к культурным ценностям через полное погружение зрителя в анимационное представление. Стоит отметить, что для любого учреждения культуры данная технология требует серьезных материальных затрат и хорошей ресурсной базы, однако результат не заставит себя долго ждать, так как видеопроекционные шоу и их эстетическое, психоэмоциональное воздействие на социум позволяет актуализировать духовно-творческий потенциал личности для преодоления трудных жизненных ситуаций в обществе.

Список литературы

  1. 1. Бабарыкин Ю.А. О возможностях использования обучающей среды moodle в процессе повышения качества дистанционного образования обучающихся ВУЗа культуры и искусств / Ю.А. Бабарыкин // Актуальные вопросы современной науки / Материалы XXV Международной научно-практической конференции Центр научной мысли / Науч. Ред. И.А. Рудакова М.: Издательство "Спутник+", 2014. – С.51-55

  2. 2. Видеомэппинг [Электронный ресурс]: материалы сайта Russian Visual Artists – Режим доступа: http://russianvisualartists.ru/video-mapping-2. (дата обращения: 8.02.2016)

  3. 3. Литвина, Т.В. Телевизионное пространство как объект дизайна / Т.В. Литвина. – М.: МГХПУ им. С.Г. Строганова, 2007. – 135 с., с. 33-34

  4. 4. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность в контексте формирования новых качеств социального взаимодействия / Н.Н. Ярошенко // Ученые записки / Науч. ред. Киселева Т.Г., Черниченко В.И., Ярошенко Н.Н. М.: МГУКИ, 2001. – С.25-39

  5. Сведения об авторе

    1. НОВИКОВА Надежда Анатольевна, секретарь Ученого совета, кандидат педагогических наук; СКАЧКОВ Дмитрий Евгеньевич, старший преподаватель, Смоленский государственный институт искусств

К оглавлению выпуска

конференции, мероприятия, Эрмитаж

23.04.2016, 3571 просмотр.