Чазова С.А. ИНТЕРНЕТ-ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО БИБЛИОТЕКИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

   Многочисленные исследования виртуализации общества, каждый раз подтверждающие стремительную динамику технологического инструментария и социально-культурную энтропию современного общества, вывели на передний план новые вызовы для библиотечного сообщества. Ответной реакцией на данные тенденции стал лавинообразный рост представительств библиотечных структур, что, в свою очередь, расширяет сферу влияния библиотек в условиях виртуальной среды  с уже пользователями библиотечных услуг.

   Проникновение сетевых компьютерных технологий в обычную деятельность библиотекаря трансформировало традиционные функции библиотек. Не только дегитализация технологических процессов библиотеки меняет содержание работы библиотечных структур, смена форм и возможностей информационного потребления требует смены коммуникационных условий взаимодействия с читателями. Курс на формирование сетевого пространства библиотеки для работы с читателями в их уже привычной среде общения: на сайте библиотеки, в блогах, социальных сетях и т.п. позволяет расширить сферу влияния библиотечной коммуникации. 

   При создании виртуальной площадки библиотеки важно ориентироваться на базовую схему коммуникации: «коммуникант – сообщение – реципиент». Эта схема должна стать основополагающей при формировании концепции целеполагания создаваемого интернет-представительства библиотеки в социальных сетях (ИПБ СС).

   Для выстраивания эффективного коммуникативного канала необходимо определить следующие опорные установки коммуникации «библиотека - пользователь»: основные характеристики адресата/ реципиента в аспекте читательских практик (КОМУ); содержание – круг обсуждаемых вопросов, предполагаемых во взаимодействии (ЧТО) и цель, а точнее мотивация взаимодействия с реципиентами (ДЛЯ ЧЕГО).

  Если библиотечная практика для определения первых двух позиций имеет основательную теоретико-методологическую базу, то последний вопрос «для чего?» в среде профессионалов имеют многовариантное представление. Последний тезис нельзя трактовать как некие негативные тенденции. Этот факт говорит лишь о том, что общего отраслевого подхода сетевого взаимодействия с пользователями пока нет, существует понимание значимости социальных сетей. Так, например, многоаспектное исследование специалиста РГБ Е.А.Шибаевой показывает высокий профессиональный интерес библиотекарей к социальным сетям [1-3], на сегодня происходит выработка технологии формирования эффективного взаимодействия с читателями и партнерами и конструирования позитивного имиджа библиотеки.

   С уверенностью можно сказать, существует математическая зависимость между общим количеством библиотечных структур, наличием их самостоятельных сайтов, либо страниц на корпоративных web-площадках, и тенденция к геометрической прогрессии профилей/аккаунтов библиотек/ библиотечных профессиональных объединений/ читательских групп в социальных сетях. В рамках данного сообщения мы не будем делать подробный сравнительный анализ возможностей и условий информационного пространства сайта и социальной сети. Отметим, что степень коммуникационной активности зависит от типа социальной сети.

   Наиболее популярные социальные сети можно разделить на следующие условные группы: контактные (ВКонтакте, Facebook, Google+, Одноклассники, Мой мир и др.); блог платформы (LiveJournal, Twitter (микроблоги) и др.); тематические (LinkedIn, Classroom и др.); видео- и фотохостинги (Youtube, Instagram, Pinterest и др.).

   Технологическим отличием информационного взаимодействия через ИПБ СС от традиционного сайта является двунаправленное взаимодействие библиотеки и ее виртуальных подписчиков. В данной ситуации появляется возможность выстраивания равноправного диалога. Это очень важно для понимания сути социальной сети, ее возможностей, которые открываются обеим сторонам взаимодействия. Интернет, традиционно провозглашаемый территорией информационной свободы, сегодня уже далеко не так снисходителен к нелояльным высказываниям. Социальная сеть - своеобразный островок гласности для пользователей, со всеми ее позитивными и негативными чертами. Отсюда вытекает обязательное условие – модерация сообщений гостей ИПБ СС, постоянная информационная активность библиотеки и поддержания интереса к созданному сетевому сообществу. Несомненно, в большей степени интерес, а значит и успех интернет-коммуникации зависит от стратегии и информационной политики сетевого взаимодействия, а это значит, что без понимания значимости данной деятельности и планирования стратегических целей и тактических задач со стороны руководства библиотечной структуры сетевой проект будет решать задачи отдельного сотрудника или продвижения разовых проектов. Работа в сетях требует четкого соблюдения регламента при открыто заявляемой неформальной позиции модерации.

      Благодаря открытости и доступности интернет-технологий, развитого статистического инструментария можно проанализировать активность самих библиотек: создание их представительств в социальных сетях, масштаб охвата пользовательской аудитории, интенсивность взаимодействия с пользователями и партнерами, содержательные предпочтения, выработанные в ходе коммуникаций.

  Что может быть объектом, формирующим коммуникативную инициативу на площадке ИПБ СС: события и мероприятия (разовые либо регулярно организуемые), читательские интересы (изучение биографии и наследия творца; феноменология литературного героя; рефлексия на отдельные тексты либо сюжеты и жанры); издательская деятельность (новинки публикаций, сериальные проекты), социальные акции, экранизации или театральные постановки литературных произведений и т.п.

   Развивая сервисные мощности и сетевое окружение библиотеки, создается возможность активизации читательского контингента, чьи предпочтения коммуникации находятся только в плоскости цифрового контента. Определяя характер сетевого взаимодействия библиотеки с пользователем, важно утверждать за ней статусы навигатора в океане знаний, а также наставника в процедурах исследования и овладения информационными потоками разноформатных данных. Именно эти функции становятся ведущими в реалиях нарастающих потоков цифровых данных. Социальные сети обладают достаточным потенциалом для реализации этих функций. Выстраивая информационную коммуникацию в виртуальной среде, библиотеки не только реализуют свои базовые задачи, но и формируют адекватное информационное пространство.

Список литературы 

1. Шибаева, Е.А. Библиотеки и библиотекари в социальных сетях: как и зачем: Презентация на обучающем пре-семинаре, 9.11.2013. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://www.slideshare.net/shikate/131109-social-mediaseminarshikate Загл. с экрана (дата обращения: 25.12.2015).

2. Шибаева, Е.А. Итоги анализа деятельности библиотек в социальных медиа - ноябрь 2015: Презентация к выступлению на 5 неКонференции библиотечных блогеров, 16 ноября 2015 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://www.slideshare.net/shikate/2015-55254586. Загл. с экрана (дата обращения: 10.01.2016).

3. Шибаева, Е.А. Первые результаты анализа деятельности библиотек в соцмедиа: [Презентация]. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://www.slideshare.net/neconference/ss-48579876. Загл. с экрана (дата обращения: 10.01.2016).

Сведения об авторе

  1. ЧАЗОВА Светлана Анатольевна – директор информационно-библиотечного центра Московского государственного института культуры, кандидат педагогических наук, доцент

К оглавлению выпуска

проекты, мероприятия, социальная сеть

23.04.2016, 3039 просмотров.