Ю.В.Мохначева, Е.В.Бескаравайная, Т.Н.Харыбина РОЛЬ НАУЧНЫХ БИБЛИОТЕК В УСТАНОВЛЕНИИ НАУЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ УЧЁНЫМИ Г. ПУЩИНО И ИХ КОЛЛЕГАМИ-СООТЕЧЕСТВЕННИКАМИ, РАБОТАЮЩИМИ ЗА РУБЕЖОМ

   Российская наука, являясь частью международного научного сообщества, испытывает на себе воздействие глобальных процессов миграции научных кадров. При этом если глобальная миграция научных кадров на международном уровне является объективным свойством современного рынка труда, то в России существует вопрос оттока квалифицированных научных кадров, когда выезд из страны заметно превышает въезд. Аналогичная ситуация возникла и в Пущинском научном центре РАН (ПНЦ РАН). Пущинский научный центр является уникальным образованием, имеющим мировое значение, объединяющим около половины потенциала России в области физико- химической биологии. Он включает в себя десять научно-исследовательских институтов, подведомственных с 2014 г. Федеральному агентству научных организаций (до 2014 г. – Российской академии наук), а с 1991 года в его состав включен Пущинский госуниверситет. Учеными Центра выполнен ряд крупных фундаментальных исследований, получивших международное признание, прежде всего - в области молекулярной и клеточной биологии, биоорганической химии, генной и клеточной инженерии, фотобиологии, биофизики, радиоастрономии и астрофизики. Спектр фундаментальных и прикладных исследований Пущинского научного центра широк, но ориентирован, в основном, на проблемы физико-химической биологии и биотехнологии. За период с 1987 по 2014 год из г. Пущино уехало свыше 500 перспективных научных кадров, чья востребованность реализовалась на ведущих научных должностях в крупнейших университетах и фирмах по всему миру. Ряд бывших научных сотрудников ПНЦ в настоящее время входят в число наиболее цитируемых в мире внутри своих областей знания. Таким образом, российская диаспора за рубежом является значительным интеллектуальным ресурсом для ПНЦ и для России в целом. Её представители обладают большим созидательным потенциалом и способны оказывать влияние на развитие науки и экономики не только государства, где они сейчас проживают и работают, но и страны происхождения. Оценка потенциала сотрудничества с российской научной диаспорой стала предметом многочисленных научных и общественных дискуссий. В России исследовательский интерес к этой тематике проявился во второй половине 1990-х годов c научного анализа феномена диаспор, их роли в отечественной и внешней политике,  необходимости стабильного развития системы международных отношений на уровне двусторонних связей. Имеется целый ряд публикаций, описывающих научную диаспору, как науковедческую категорию. Как правило, в статьях приводится общая оценка научного сотрудничества отечественных исследовательских групп с представителями российской научной диаспоры за границей, либо рассматриваются трудности адаптации уехавших за рубеж ученых [2-4]. Однако до сегодняшнего дня нам не встретилось чёткой системы обобщающих трудов по формированию и развитию связей между российскими учёными и конкретными научными диаспорами. На наш взгляд, более подробное освещение проблемы взаимодействия ученых, находящихся сегодня по разные стороны границ, но занимающихся сходными тематическими направлениями, должно стать предметом специального научного анализа.

Постановление Правительства Российской Федерации «О межведомственной программе мер по регулированию миграции научных и научно-технических кадров» от 17 ноября 1994 г. N 1261 важнейшими задачами считает «…разработку системы мер по сохранению и развитию связей с интеллектуальными слоями зарубежной российской диаспоры в интересах российской науки и постоянный поиск путей привлечения интеллектуального потенциала мирового научного сообщества к решению актуальных проблем развития России, создание на территории России между народных и совместных институтов, лабораторий, исследовательских центров». 

Прежде чем говорить о расширении связей с диаспорой, необходимо еѐ идентифицировать – найти выходцев из ПНЦ РАН, работающих в других государствах, создать базу данных с указанием страны, места работы, области научных интересов, основных публикаций последних лет, выяснить их позицию по отношению к сотрудничеству с учеными Центра и пригласить их к диалогу. На наш взгляд, такое исследование может рассматриваться, как одно из перспективных направлений деятельности современной научной библиотеки. Одной из своих задач мы видим в установлении и расширении научных и информационных связей между живущими за рубежом учёными из города Пущино и научным сообществом ПНЦ РАН. Такая работа уже началась и продолжается при поддержке гранта РФФИ (№ 16-06-00297-а): «Российская научная диаспора академического исследовательского центра: её вклад, роль и место в российской науке». Исследуя развитие научных школ в ПНЦ РАН, нами собран богатый материал по зарубежной научной диаспоре Института Белка РАН [1, 5]. Информация включала:  страну проживания учёного; организацию, где он работает; научные направления; совместные публикации с соотечественниками. Был проведен библиометрический анализ научной деятельности 28 сотрудников работающих за пределами страны на постоянной или временной основе. Были определены: количество научных публикаций и патентов, цитируемость, собраны данные о фондах, осуществивших дополнительное финансирование научных исследований; сведения о международном сотрудничестве научных групп; данные о полученных премиях и наградах. Для эффективного развития и использования международных научно-технических связей в ЦБП ведётся работа по созданию базы данных о российских учёных и студентах, работающих, или получающих образование за рубежом.  Несомненным приоритетом деятельности научной библиотеки в этом направлении является установление диалога с соотечественниками, занятыми схожей научной, научно-технической и инновационной деятельностью в области физико-химической биологии.

Список литературы

  1. 1. Бескаравайная Е.В., Харыбина Т.Н. Консолидация ученых: вклад сотрудников, работающих за рубежом, в тематику научных школ Института Белка РАН. // Информационные Ресурсы России. - 2014. - №5. - С. 27-32.

  2. 2. Борисенко А.И. Мировой опыт взаимодействия с научными диаспорами // Наука. Инновации. Образование. - 2013. - № 13. - С. 270-278.

  3. 3. Дежина И.Г. «Охота за головами»: как развивать связи с российской научной диаспорой? // Науковедческие исследования – 2010: Сб. научных трудов. – М.: ИНИОН РАН, 2010. – С. 47-74.

  4. 4. Тишкова В.А. Исторический феномен диаспоры // Национальные диаспоры в России и за рубежом в XIX—XX вв.: Сб. научных трудов. -  М., 2001. - С. 9-44.

  5. 5. Харыбина Т.Н., Бескаравайная Е.В., Мохначева Ю.В., Слащева Н.А. Тенденции развития научных школ в Пущинском научном центре РАН // Научно-техническая информация. Сер.1. – 2013. - № 2. - С. 14-19.

  6. Сведения об авторах

    1. МОХНАЧЕВА Юлия Валерьевна – кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, БЕСКАРАВАЙНАЯ Елена Вячеславовна – старший научный сотрудник, ХАРЫБИНА Татьяна Николаевна – заслуженный работник культуры РФ, старший научный сотрудник, зав. отделом, Библиотека по естественным наукам РАН (отдел в г. Пущино).

К оглавлению выпуска

Год литературы

23.04.2016, 1903 просмотра.