М.А. МАЗУРИЦКАЯ Влияние российского кинематографа на формирование системы ценностей молодежи в 1920 – 2000-е гг.
На становление системы ценностей человека влияет множество факторов: воспитание, полученное им в детстве, социально-экономические условия, в которых происходило развитие его личности, образовательная и культурная среда. При этом нельзя недооценивать роль культуры в формировании у людей представлений о добре и зле, нравственном и безнравственном, прекрасном и безобразном. Одной из достаточно молодых отраслей культуры, оказывавшей весьма существенное воздействие на мировоззрение и систему ценностей человека, является киноискусство. Именно оно «…позволяет оказывать комплексное воздействие на ценностную ориентацию личности, используя художественные достижения всех или большинства видов искусства»[l; с.35]. А так как киноискусство всегда пользовалось особой популярностью в молодежной среде, то его влияние на молодежь поистине огромно.
Кадры из кинофильма "Красные дьяволята" (1923, СССР, Киносекция Наркомпроса Грузии, Одесская киностудия, реж. И. Перестиани)
Особенно велико оно было в советское время, Уже в первые годы существования советской государственности киноискусство было призвано воспевать идеалы нового политического строя. Поэтому центральной темой большинства советских фильмов 1920-х гг. являлась революционная борьба, причем среди молодежи наибольшей популярностью пользовались такие фильмы, как «Борьба за ультиматум и «Красные дьяволята» [2], в которых революционные события освещались в романтическо-приключенческом ключе. В целом любимыми кинематографическими жанрами молодых кинозрителей 1920-х гг, согласно исследованию А.В. Трояновского и Р.И. Егизарова [3]. были драма, комедия, и приключения. Примечательно, что в выборе любимой киноленты почти все участвующие в исследовании молодые люди проявили почти полное единодушие, назвав такой картиной фильм С.М. Эйзенштейна «Броненосец Потемкин».
Кадры из кинофильма "Броненосец "Потёмкин" (1925, СССР, Мосфильм, реж. С. Эйзенштейн)
Следующее десятилетие ознаменовалось новым этапом развития советского киноискусства – появлением звукового кино. «Звук, слово, раскрыли новые возможности кино: на первый план выдвигаются не события, не обобщенные образы, олицетворяющие собой массы, а конкретные люди, их характеры, психология, их типические судьбы, их поведение в процессе революционной борьбы» [4; с.15] Важной тенденцией, происходившей в кинематографе 1930-х гг. стало то, что многие молодые начали проявлять интерес к кино не только в качестве зрителей, но и стали активно поступать в киношколы, кинотехникумы, ВГИК и другие учебные заведения, так или иначе связанные с киноискусством. Приход в кинематограф молодых режиссеров, сценаристов и актеров обусловил актуализацию в советском киноискусстве молодежной проблематики. В таких фильмах, как «Юность Максима» и «Возвращение Максима» Г. Козинцева и Л.З. Трауберга, «Комсомольск» и «Семеро смелых» С.А. Герасимова и пр., молодые комсомольцы были представлены как «борцы и активные строители социалистического общества» [5; с. 6], т.е. наиболее активные представители молодежи сами стали пропагандистами ценностей и идеалов социализма.
Кадр из фильма "Юность Максима" (1934, СССР, Ленфильм, реж. Г.Козинцев, Л.Трауберг)
В период Великой Отечественной войны перед советским кинематографом выдвигалась задача активного содействия патриотическому воспитанию граждан и пробуждению ненависти к захватчикам. В отечественном кинематографе военного времени особое внимание уделялось производству киножурналов и документальных фильмов. В конце 1941 г. на экраны вышел фильм режиссеров Л. Варламова и И. Копалина «Разгром немецких войск под Москвой», удостоенный в 1942 г. премии Американской киноакадемии «Оскар». Всего за годы войны было выпущено около 500 киножурналов и 34 полнометражные картины, среди которых «Секретарь райкома» И.Пырьева, «Два бойца» Л. Лукова, «Она защищает Родину» Ф. Эрмлера и др.
В первые послевоенные годы в отечественном кинематографе значительное место на экране заняли историко-биографические фильмы,– «Пирогов» Г. Козинцева, «Жуковский» и «Адмирал Нахимов» В. Пудовкина, «Академик Иван Павлов» Г. Рошаля. Также в связи с усилением «культа личности» И.В. Сталина на экран вышли фильмы «Падение Берлина» и «Клятва» М. Чиаурелли, прославляющие заслуги И.В. Сталина в победе над фашизмом. Вместе с тем в послевоенные годы был создан фильм, признанный лучшим произведением советского кинематографа данного периода и сразу завоевавший любовь молодежной аудитории – «Молодая гвардия» С. А. Герасимова. Содержание этого фильма не ограничивалось военной проблематикой, а предполагало акцент на нравственных качествах, проявленных молодежью в годы Великой Отечественной войны.
Кадр из кинофильма "Молодая гвардия" (1948, СССР, Киностудия им. М.Горького, реж. С.Герасимов)
После смерти И.В. Сталина в Советском Союзе наступил период относительной демократизации политической, общественной и культурной жизни государства. Ослабление идеологического давления в области культуры способствовало активному развитию всех ее сфер. В частности, период оттепели стал настоящим «ренессансом отечественной кинематографии» [6; с. 435], Советское киноискусство начало ориентироваться на реальную жизнь обычных людей. В годы «оттепели» на экраны вышло значительное количество фильмов, посвященных жизни молодежи, таких как «Весна на Заречной улице», «Девушка без адреса», «Дело было в Пенькове», «А если это любовь?», «Живет такой парень», «Карнавальная ночь», «Я шагаю по Москве» и др.
С начала 1960-х гг. в СССР были возобновлены социологические исследования в важнейших областях общественной и духовной жизни советского общества. Это позволило киноведам вернуться к изучению предпочтений советских кинозрителей, поскольку данная проблема «с конца 30-х годов в течение длительного времени, считалась “вульгарно-социологической” и не находила достойного внимания на страницах кинопечати» [7; с. 347]. Серьезные исследования по отмеченной проблеме проводились не только в Москве, но и в регионах. Так, в начале 1960-х гг. свердловскими социологами было проведено исследование кинематографических предпочтений различных групп населения Свердловской области, включая и молодежь. При этом были подробно изучены предпочтения студентов и гуманитарной, и естественнонаучной направленности. В рамках анкетирования студентам задавался вопрос: «Герой какого фильма произвел на вас наибольшее впечатление?». Было установлено, что любимыми киногероями студентов и гуманитарного и естественнонаучного профиля являются Дронов («Все остается людям»), Гамлет («Гамлет»), Гусев («Девять дней одного года»), Соколов («Судьба человека), Трубников («Председатель»). Исследование выявило, что наибольшей популярностью респондентов пользовался образ академика Дронова. Он, как отметили студенты, в наибольшей степени соответствует их представлению об идеальном герое, на которого они хотят быть похожими. Любимым киногероем для большинства студентов являлся также Гамлет – герой ищущий, много размышляющий о себе и своем месте в жизни. Причина популярности у молодежи 1960-х гг. названных киногероев обусловлена тем, что в условиях происходившей в период «оттепели» переоценки устоявшейся системы ценностей и господствовавшей идеологии молодым людям стали более близки думающие герои.
Кадр из кинофильма "Всё остаётся людям" (1963, СССР, Ленфильм, реж. Г.Натансон)
Отставка Н.С. Хрущева в октябре 1964 г. стала завершением процесса либерализации общественно-политической жизни в СССР. Приход к власти Л.И. Брежнева ознаменовал собой начало нового периода в истории советского государства. В отмеченный период в советском обществе произошло становление нового типа личности «на смену “спартанскому” типу 30 –50-х гг. с очень ограниченными потребностями, делением мира на своих и чужих приходит человек, нуждающийся в целом мире вещей, ценностях семьи, самоуважении» [8; с. 403]. Смещение ценностных ориентаций в сторону индивидуалистических потребностей привело к тому, что повседневная, реальная жизнь людей перестала совпадать с идеологическими установками. Это проявилось и в кинематографических предпочтениях советской молодежи. Так, социолог С.А. Иосифян, обобщив результаты проведенного в 1973 — 1978 гг. исследования пришел к выводу, что любимыми фильмами советского студенчества являются такие киноленты, как «Калина красная», «А зори здесь тихие», «Они сражались за родину», «Романс о влюбленных», «Зеркало», «Солярис» и т.д. Отмечая большую художественную ценность названных картин, С.А. Иосифян подчеркнул, что популярность их у студенческой молодежи является свидетельством того, что «…студенчество волнуют действительно важные для современного человека вопросы общественной и нравственной жизни, воплощенные, как правило, в яркую и убедительную художественную форму» [9; с. 69]. Таким образом, в период «застоя» у советской молодежи наметилась тенденция к освобождению от господствующего идеологического догматизма, что, в частности, проявилось в интересе к фильмам А. А. Тарковского, не вписывающимся в социокультурную парадигму периода «застоя».
Кадр из кинофильма "Солярис" (1972, СССР, Мосфильм, реж. А.Тарковский)
К началу 1980-х гг. в социально-экономическом и политическом развитии СССР все отчетливее стали проявляться кризисные явления. Именно поэтому попытка обновления государственной системы, начатая М.С. Горбачевым в 1985 г. и получившая название «перестройка», была с энтузиазмом воспринята большей частью советского общества. Перемены начались с проведения политики гласности – открытого и свободного обсуждения актуальных и насущных проблем. Кинематограф эпохи перестройки начал активно использовать представившуюся возможность. Именно поэтому фильмы того времени, в отличие от идеализирующих действительность кинолент предшествующих эпох, затрагивали такие остросоциальные темы как наркомания, проституция и.т.д., обсуждение которых прежде было под запретом. Особой популярностью фильмы, посвященные социальным проблемам пользовались в молодежной среде. в конце 1980-х гг. фильмами лидерами по количеству посмотревших их молодых людей стали «Интердевочка» П.Е. Тодоровского и «Маленькая Вера» В.В. Пичула.
Помимо отражения в кинолентах реальных жизненных ситуаций и проблем, отличительной чертой фильмов эпохи перестройки стало звучание в них рок-музыки, которая была запрещена прежде не только в кино, но и в повседневной жизни. Первым фильмом, отразившим тему молодежной рок-культуры и ее философии, стала картина «Взломщик» (1987), героем которой стал молодой человек, считающий рок-музыку смыслом своей жизни. Дальнейшее развитие указанная тематика получила в фильме С.А. Соловьева «Асса» (1987). Для студенческой молодежи данный фильм явился «“великолепным примером гласности”, “остро необходимым всем”, “смелым, талантливым, современным и нужным”» [10; с. 33]. Главный герой «Ассы» – молодой музыкант Бананан – свободолюбивый, независимый человек, равнодушный к политике и живущий в своем собственном мире, далеком от кажущейся ему серой и неприглядной реальности, стал для молодежи конца 1980-х гг. фактически олицетворением эпохи перестройки, героем нового времени.
Кадр из кинофильма "Асса" (1987, СССР, Мосфильм, Творческое объединение "Круг", реж. С. Соловьев)
В 1990-е гг. молодежь оказалась фактически предоставленной самой себе, так как идеологические установки советского периода, на которых строились принципы воспитания молодого поколения, в новых условиях утратили свой авторитет. Подобная ситуация привела к тому, что формирование системы ценностей молодежи 1990-х гг. происходило «под значительным влиянием американского кино и тех ценностей, норм, образов которое оно распространяет» [11; с. 116]. Интерес к американскому кино способствовал переориентации молодых кинозрителей на новый тип киногероев, отличающихся от героев советских кинолент. Такими героями стали «персонажи западного коммерческого кинематографа: полицейские, детективы, воины-боевики…»[11; с. 99—100]., люди действия, не останавливающиеся ни перед чем во имя достижения своих целей.
По результатам проведенного в 1997 г. исследования кинематографических предпочтений российской молодежи, поклонниками американского кинематографа в рассматриваемый период являлось около 80 % молодежи, а отечественному кино отдавали предпочтение 25 % молодых кинозрителей. Однако отечественные фильмы, пользующиеся популярностью у последних, относились к комедийным и приключенческим кинолентам. В частности, молодые люди, предпочитающие отечественное кино, в числе любимых фильмов назвали советские киноленты «Бриллиантовая рука», «Джентльмены удачи», «Кавказская пленница», а также российские фильмы 1990-х гг. «Московские каникулы» (1995), «Ширли-мырли» (1995). По мнению ученых, проводивших исследование, отмеченные фильмы в наибольшей степени отвечают ожиданиям молодых зрителей «получить от погружения в мир кино прежде всего удовольствие, эмоциональную разрядку, развлечение» [11; с. 64]. Таким образом, в 1990-е гг. у российской молодежи сформировалось гедонистическое отношение к киноискусству, выраженное в интересе к фильмам, для просмотра которых необязательно глубокое осмысление происходящего на экране.
В конце 1990-х – начале 2000-х гг. ситуация на рынке российской киноиндустрии несколько улучшилась. Однако ведущей тенденцией, существовавшей в отечественном кинематографе в данный период, стала романтизация преступного мира. Одними из первых фильмов, отразивших отмеченную тенденцию, стали кинофильмы «Брат» (1997) и «Брат-2» (2000). Главный герой этих фильмов – Данила Багров – сочетал в себе черты героев-одиночек американских боевиков, не привыкших рассуждать и решающих все проблемы с позиции силы, с такими качествами, как готовность к самопожертвованию ради близких людей, патриотизм, негативное отношение к ценностям западной цивилизации. Именно поэтому Данила Багров стал для молодежи конца 1990-х – начала 2000-х гг. олицетворением национального героя. Впоследствии тема романтизации преступного мира была продолжена в сериале «Бригада» (2002), фильмах «Бумер» (2003), «Бумер – 2» (2006) и т.д. Под влиянием указанных фильмов у молодежи нередко формировались ложные представления о добре и зле, нивелировалась ценность человеческой жизни.
Кадр из кинофильма "Брат" (1997, Россия, СТВ, реж. А. Балабанов)
Таким образом, российский кинематограф на протяжении практически всего периода своего существования оказывал значительное влияние на становление системы ценностей молодежи. Особенно сильным было воздействие кинематографа в 1920-е гг. – первую половину 1950-х гг. В этот период киноискусство было нацелено на формирование «…“нового”, послереволюционного, воспитанного советской властью человека, которому присущи были с одной стороны, революционный пафос, трудовой героизм, жертвенность, а с другой ─ проявление исполнительской активности, да и то только в рамках дозволенного» [12; с. 172]. Однако, начиная с периода «оттепели» отечественный кинематограф стал больше ориентироваться на раскрытие внутреннего мира героев и их нравственных искания, что отразилось и га кинематографических предпочтениях молодежи, о чем было сказано выше. В современном же отечественном кинематографе, на наш взгляд, преобладает ориентация не на формирование у человека нравственных качеств, а на развлечение,. Это связано с тем, что для многих современных российских режиссеров первостепенной задачей является не раскрытие внутреннего мира героев, а создание на экране ярких визуальных образов, так как именно фильмы, насыщенные спецэффектами и зрелищными сценами, пользуются у зрителей наибольшим успехом.
Список литературы
- 1. Курилов В.П. Искусство и ценностная ориентация личности: дис... канд. пед. наук.─ М., 1980
- 2. Вайншток В.П., Якобзон Д. Кино и молодежь. ─ М.; Л., 1926.
- 3. Трояновский А.В., Егиазаров Р.И. Изучение кино-зрителя: (по материалам исследовательской театральной мастерской).─ М; Л., 1928.
- 4. Юренев Р.Н. Советское киноискусство тридцатых годов.─ М., 1997.
- Молодежь советского кино. ─ М., 1938.
- 5. История русской культуры IX─ХХ вв.: учеб. пособие под ред. Л.В. Кошман─. 4-е изд., испр. ─ М., 2003.
- 6. Лебедев Н.А. Внимание, кинематограф! О кино и киноведении. Статьи, исследования, выступления. Общ. ред. и вступит. статья В.Н. Жданова.─ М., 1974
- История и культурология: учеб. пособие для студентов вузов/ под ред. Н.В. Шишовой.─ 2-е изд., перераб. и доп.─ М.,─ 2000
- 7. Иосифян С.А. Кино и молодежная аудитория: Учебное пособие.— М., 1979.
- Михайлова С.Д. Найти и выразить себя. Фильмы о молодых и для молодых. – М., 1989.
- 8. Испытание конкуренцией: Отечественное кино и новое поколение зрителей/Государственный комитет Российской Федерации по кинематографии, НИИ КИНОИСКУССТВА; под общ. ред. М.И. Жабского. – М., 1997
- 9. Стецура Ю.А. Молодежь в постреволюционном преобразовании России в 20-30-е годы: монография.─ М., 1998
Сведения об авторе
Мазурицкая Мария Александровна - кандидат культурологии, заведующая отделом научно-методической и организационной работы, Российская государственная библиотека искусств
24.08.2016, 8465 просмотров.