А. Марутян Некоторые вопросы обучения профессии режиссёра
Можно ли научить режиссуре? Можно, но - далеко не всех. И это никаким образом не выделяет обучаемых этой многотрудной профессии из общего числа жаждущих обрести желанное звание и строчку в титрах. Они ничем не хуже и не лучше. Просто нужно вовремя найти, определить людей профессионально способных и не мучить тяжёлым курсом обучения тех, кто не сможет реализовать себя в данной области.
Это, как у певцов. Или есть голос, или нет. Мы же не завидуем блистательным тенорам или сопрано? Вот так им повезло.Или обрекло на вечные мучения (выбирайте сами). Точно так же есть в начале пути очень слабые, едва заметные признаки наличия способности научится режиссуре. Итак, в путь. Попробуем разобраться.
Вступительные экзамены. Разумеется, оценить некий общий культурный уровень абитуриента, его увлечение аудиовизуальным искусством возможно. Но как понять, способен ли будущий студент постичь тайны будущей профессии?
И здесь на помощь приходит собственный опыт. Режиссёр – это человек способный в течении нескольких секунд принимать правильное решение. Как бы не был обдуман и досконально подготовлен съёмочный период, в работе режиссёра неизбежно наступают моменты, требующие неких вариаций, поправок, а иногда просто кардинальных изменений первоначальных планов.
Отсюда и вопросы, ответ на которые могут кое-что прояснить.
Например: Как показать в кадре изменение времени? Не с помощью часовой стрелки или надписи? Как, не прибегая к соответствующим действиям, тексту или репликам, одним изображением попробовать подчеркнуть отрицательную, угрожающую либо уничижительную характеристику героя?
Есть ещё несколько вопросов подобного рода, позволяющие оценить способность абитуриента ощущать пластику изображения, то без чего истинное кино не существует.
Трудно, сидя перед незнакомыми экзаменаторами, от которых зависит твоя будущая судьба, так сразу взять и сообразить. И тем не менее, способность в критическую минуту дать, пусть не очень правильный, но ответ - говорит о многом.
Но вот, сделан трудный выбор. Курс набран. Перед тобой, в ожидании полтора – два десятка молодых людей. Что дальше?
Разумеется, необходим некий теоретический ликбез. Хотя, справедливости ради, следует заметить, что последний учебник по режиссуре был написан в тридцатые годы прошлого столетия Львом Кулешовым. Вот, руководствуясь этим «вечным» источником, лекциями и статьями классиков (С.Эйзейнштейн, В.Пудовкин, М.Ромм, А.Тарковский) и собственным опытом, отправляешься в путь. Демонстрируя при этом, на разнообразных примерах из фильмов те или иные способы, приёмы, решения.
Но, как известно, «суха теория», а зеленеющее древо жизни – это, прежде всего, самостоятельные работы самих студентов. Причём, и это принципиально важно, их должно быть много. Иначе – обучаемый, привыкнув обсуждать ( и, подчас, осуждать) чужие решения, никогда не сможет понять, каково это пытаться сделать самому, то , что кажется таким простым на экране. Но просмотр и обсуждение разножанровых фильмов – непременная составляющая занятий. Это - первое.
Второе – надо сразу выбить из студента традиционную ленность и воспитать столь необходимое в профессии умение сдавать работу в срок.
Для решения этих учебно-воспитательных задач автор даёт своим студентам в первом семестре пять самостоятельных заданий.
«Портрет события» - в идеале – очерк, сюжет, умение увидеть и рассказать зрителю об увиденном самое интересное .
«Братья наши меньшие..» - рассказ о животных (домашних, диких, без разницы).
«Детская площадка» - аналогичное задание, но уже о детях.
«Монолог» - найти человека, и записать его рассказ о жизни, о каком-либо событии, сделать это по возможности изобретательно, не фиксируя героя в одной мизансцене.
Первые четыре задания – строгая документалистика. Это принципиально. Режиссёр должен видеть жизнь и знать её. Иначе, при всех талантах, ничего путного он сделать не сможет. К тому же, профессиональная подготовка подразумевает умение работать во всех жанрах; в игровом и в неигровом кино.
Режиссёр может что-то любить больше, меньше. Но обязан уметь делать всё.
И, наконец, пятое задание:
«Автопортрет» - попытаться рассказать о себе, как угодно, в любом жанре. Это задание очень важно. Для того, чтобы научиться рассказывать о других, необходимо совершить это действие над самим собой, хорошо знакомым и доступным объектом. Причём, постараться это сделать образно, поскольку, как известно, художник рисует не тело, а душу. А как найти этот образ? Это непростая задача. Но даже проигрыш в поиске – полезен.
И вот, получив за неполных четыре месяца бесценный опыт создания пяти экранных работ, студент может с гордостью сказать самому себе: «Я сделал это. Сумел.»
Пусть эти работы несовершенны. Но главная цель достигнута. Будущий режиссёр на собственном опыте понимает, сколь сложна его будущая работа, как непросто выстроить связный, а тем более образный рассказ. Как много нужно приложить усилий, чтобы научиться грамотно собирать конструкцию фильма. Вот так, не в теории, а на практике постигаются таинственные законы управления действием, то есть в прямом смысле режиссура и драматургия (в буквальном смысле – управление и действие).
Следует заметить, что далеко не все соискатели выдерживают испытание первым семестром. И это хорошо. Жизнь в профессии не терпит тления.
Не могу не упомянуть о задании на первые студенческие каникулы – режиссёрская разработка любого стихотворения.
Очень важно почувствовать самому, как разнятся по времени слово произнесённое и его визуальное воплощение. Как преодолеть временной барьер? Как сделать перевод слова стихотворного на экран не теряя ритмического рисунка? Это - серьёзная задача. Требующая сообразительности и таланта.
Следующий этап – работа над полноценным фильмом. Документальным. Хронометраж 10-13 минут.
Всё, как в большом кино. Приносится заявка (которую нужно научиться писать), обсуждается, утверждается. Потом съёмки, монтаж, озвучание.
И, наконец, – игровой этюд. До трёх минут. Два или три персонажа. Это может быть отрывок , сценка. Эпизод из большого, классического фильма. Цель – научиться выстраивать мизансцену. Пробовать на актёрах (типажах) разные виды съёмки, ракурсы, движения камеры, установку света и т.п.
И, вот, после этого, достаточно интенсивного курса можно наконец точно сказать – прошедший «послушание» достоин будущей профессии.
Дальнейший курс обучения, собственно говоря, будет посвящён постижению мастерства режиссуры во всех её ипостасях. Монтаж, как способ мышления, а не как механическое соединение кадров разной крупности, темпоритмы, работа с актёром и неактёром, со звуком и цветом. Особенности создания телепрограмм и фильмов, сериалов, научно-популярного кино, музыкальных клипов и фильмов,и снова небольшие документальные и игровые работы, словом, полноценная подготовка к будущей многотрудной работе в профессии.
Главное, всё это уже будет основываться на твёрдом фундаменте собственного, пусть и не самого удачного, но опыта в первый, самый главный, год обучения. И это рождает надежды.
Сведения об авторе
Марутян Александр Николаевич - режиссёр, драматург, член Союза кинематографистов России, доцент кафедры киноискусства МГИК.
24.08.2016, 1560 просмотров.