Г.В. КАЛАШНИКОВА Библиотекарь в современном информационном обществе глазами магистранта МГИК
Как все мы знаем, что библиотекарь - это очень старинная профессия, которая возникла с появлением первых книгохранилищ. Библиотекарей считали сосредоточением мудрости, и поэтому не каждый мог занимать должность хранителя книг.
В настоящее время отношение к этой профессии сильно изменилось. Одни полагают, что работа библиотекаря простая, не пыльная: одну книжку с полки дал, другую получил; другие рассматривают ее как нечто архаичное, где нет места современный информационно-коммуникационным технологиям, а кто-то с позиции невысокой оплаты. Перечень подходов может быть продолжен. Безусловно, какие-то справедливы, но большинство все-таки свидетельствует о том, что представление о работе современной научной библиотеки не соответствует действительности.
Сегодня работать в библиотеке не только труднее, но и намного интереснее. Сейчас на дворе XXI век. Развитие интернета, массовое использование планшетов и смартфонов, оказали огромное влияние на все сферы человеческой деятельности всего мира. Эти изменения коснулись и библиотечной сферы. Библиотекарю в XXI веке необходимо владеть эффективными информационными технологиями [1]. Работая в информационных сетях, он должен быть сам профессиональным пользователем, способным научить и/или помочь читателям найти необходимые источники не только на полке, но в различных базах данных, каталогах.
В век высоких технологий бытует мнение, что библиотеки уже устарели, но это совсем не так. Библиотеки перешли на новый уровень своего развития, они развиваются по тем условиям, которые диктует современный мир. Можно сказать, что они идут нога в ногу со временем. Характерная особенность развития библиотек состоит в том, что, с одной стороны, она посредством инновационных технологий «подстраиваются» в изменяющиеся социум и культуру, включается в информатизацию, с другой - сама выступает как объект внедрения инновационных технологий и фактор изменения и социума, и культуры.
Библиотеки XXI века – это не только современные технологии, но и другой подход к работе. Стереотип библиотекаря: пожилая и недовольная женщина, с пучком на голове, постоянно фыркающая, на тех, кто нарушает тишину – уже в прошлом. Библиотекарь 21 века - нарушил этот образ!
Сегодня, чтобы стать библиотекарем, нужно специальное образование, ориентированное на сочетание библиотечных и информационно-коммуникационных технологий. Одним из таких институтов, который помогает подготовить специалистов в библиотечной деятельности, является Московский государственный институт культуры (МГИК). Создание системы высшего библиотечного образования началось с организации 10 июля 1930 года Московского библиотечного института.
На сегодняшний день кафедры, на которых обучаются студенты библиотечному делу, занимают одно из важных мест в системе подготовки библиотечно-информационных кадров РФ. Труды специалистов - библиотековедов широко известны во всем мире.
Но приобретенных знаний в учебных заведениях не всегда достаточно. Институт дает теоретические основы библиотечного дела, которых не всегда достаточно для практической работы непосредственно в библиотеке. Институт дает общее представление о том, как и каким образом, проходит каждодневная работа библиотекаря, но на самом деле этот процесс может быть намного сложнее и интереснее. Кроме того, какое бы библиотекарь ни закончил учебное заведение, когда он приходит в конкретную библиотеку, он должен изучить её особенности, получить навыки общения с конкретными пользователями и коллегами в конкретной обстановке.
Как все мы знаем, что сегодня ни одна организация не обходиться без интернета и информационно-коммуникационных технологий. Библиотеки не стоит на месте! Надо отдать должное библиотечным специалистам: они очень быстро осознали необходимость использования интернета в деле совершенствования информационно-библиотечных процессов как для автоматизации внутри библиотечной технологии, так и необходимость расширения информационных сервисов за счет сетевых ресурсов, в том числе и ресурсов Открытого доступа (Open Access).
В деятельности библиотек за последние два десятилетия произошли кардинальные изменения, направленные на применение новых технологий в библиотечной деятельности, формирование библиографических ресурсов, обеспечение их доступности, создание электронных библиотек и предоставление доступа к электронным ресурсам.
Результатом применения компьютерных технологий в информационной деятельности стало создание нового вида документов — электронного. У общества появилась возможность не только фиксировать на электронных носителях новую информацию, но и создавать электронные копии ранее изданных документов различных форм (рукописных, печатных, графических, аудио- и видео- документов и др.). Что касается библиотек, это один из главных ее плюсов. Сформировав фонд электронных документов, библиотека получает надежные страховые копии [7]. А с разработкой системы автоматизации библиотек появилась возможность формирования электронного каталога. Из читального зала читатель может сам просмотреть, какие книги и статьи есть в фонде по интересующей его теме, и заказать выбранные издания. Оперативность поиска материалов повысилась, поскольку сведения о новых документах стали доступными не только читателю, который находится в стенах библиотеки, но и читателю, который осуществляет поиск за ее пределами, то есть поиск в интерактивном режиме [2].
В наше время библиотеки имеют не только свои сайты, но формируют виртуальные выставки. Эти выставки дают возможность ознакомиться с новыми поступлениями, заказать интересующие материалы. Многие библиотеки получили доступ к различным базам данных, в том числе к базам данных библиометрического направления Web of Science Core Collection (США, компания Thomson Reuters) и Scopus (Нидерланды, компания Elsevier), а также имеют выход к платформам зарубежных издательств, на которых представлены полнотекстовые ресурсы. Можно сказать, что благодаря развитию сетевых технологий (интернет-технологий) возможности библиотечно-информационного обслуживания значительно расширились.
Нельзя оставить без внимания вопросы, связанные с заказом новой литературы, ее приемом, расстановкой, обработкой, процессами каталогизации, систематизации, создания различного рода видов библиографической продукции, налаживания контактов с другими библиотеками и организациями. Все эти процессы уже также автоматизированы. В большинстве научных библиотек весь путь издания от поступления в библиотеку до расстановки в фонде и отражения в электронном каталоге автоматизирован. Не будем останавливаться на вопросах, связанных с планированием библиотечной деятельности, вопросах менеджмента и маркетинга в библиотеке, для этого всего требуются не только профессиональные знания, но и навыки [3].
Библиотечная деятельность с каждым днем усложняется, становится многогранной, охватывает все большее число объектов, связанных с широким кругом общественных явлений. Можно сказать, что библиотекарь – это не только человек, несущий знания людям, хранитель общекультурных ценностей, но и квалифицированный специалист, знающий свое дело. Поэтому библиотекарь сегодняшнего дня должен постоянно учиться, чтобы успеть за изменениями [5]. Библиотеки всегда должны находиться в поиске новых идей развития повышения квалификации и переподготовки персонала, и они в свою очередь должна предоставлять такую возможность своим сотрудникам. Ведь чтобы идти в ногу со временем необходимо постоянно пополнять свои знания.
Вы зададите такой вопрос: «А модно ли быть библиотекарем?» И я вам отвечу: «Это не только модно, но и почетно. Библиотекарь XXI века – это не просто сотрудник библиотеки, выдающий читателям книги - это связующее звено между миром информации, технологий и пользователями библиотек. Генеральный директор Российской национальной библиотеки отметил, что библиотеки были и остаются одними из самых востребованных учреждений в обществе, а профессия библиотекаря всегда была высоко почитаемой, недаром наша терпеливая, бескорыстная государственной важности работа вызывает глубокое уважение и восхищение.
Список источников
-
1. http://pandia.ru/text/78/644/81346.php
-
2. http://kulturmultur.com/interview/Kakova_ona__biblioteka_nashego_veka_20_10_2014/
-
3. http://reftrend.ru/864275.html
-
4. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=537547(29 января2016)
-
5. http://www.referat-sochinenie.ru/add/kultura_i_iskusstvo/osobennosti_professionalnogo_razvitiya_bibliotekarya_v_informacionnom_obshestve.html (2 февраля 2016)
-
6. http://knigi.link/delo-bibliotekovedenie-bibliotechnoe/transformatsiya-bibliotek-period-14830.html .(3 февраля 2016)
-
Сведения об авторе
-
Калашникова Галина Валерьевна - магистрант МГИК, ведущий сотрудник Библиотеки по естественным наукам Российской Академии наук
24.08.2016, 2421 просмотр.