Е.О. Захарьянц Театральная программа как вид документа
Документ сопровождает человека с самых первых минут жизни. Это уникальное изобретение человека, которое дает возможность зафиксировать все знания, накопленные человечеством (мысли), на материальном носителе. Документ охватывает все сферы бытия, обязателен для них и выполняет важнейшие функции – социальную, правовую, финансовую, культурологическую и др. Общая теория документа, рассматривающая ключевые вопросы – признаки, свойства, составляющие, функции любого документа представляет документологию.
Театральная программа рассматривается как вид документа в соответствии с теоретическими положениями, подробно изложенными в работе Юрия Николаевича Столярова «Документология: учебное пособие»[1].
Составляющие театральной программы
Любая наука оперирует громадным количеством изучаемых объектов, поэтому нуждается в упорядочении этих объектов, т.е. в классификации. Документология не является исключением, тем более что, исходя из определения понятия «документ», имеет дело с бесконечным массивом данных, требующих классификации по конкретным признакам – составляющим.
Каждый документ в документологии рассматривается в совокупности следующих составляющих:
- номинативная;
- семантивная;
- сигнативная;
- синтактивная;
- перцептивная;
- темпоральная;
- материальная;
- прагмативная.
Одной из важнейших составляющих документа является номинативная – от латинского nomina – имя, название. Термин «программа» состоит из греческих слов: про - прежде и графо – пишу. Прежде пишу о том, что должно быть исполнено в концерте, спектакле, балете, другими словами объявление. Театральная программа содержит запись действия, которое произойдет в театре. Это своеобразный путеводитель для зрителя, пришедшего в театр.
Номинативная составляющая тесно взаимосвязана с семантивной, которая выражает информационную сущность документа. Сема́нтика (от др.-греч. σημαντικός — обозначающий) — раздел лингвистики, изучающий смысловое значение единиц языка. Для чего создана театральная программа и какую информацию она содержит – ответ на эти вопросы связан именно с семантивной составляющей. С момента своего появления театральная программа содержала сведения о представлении: когда и где будет иметь место указанное в программе событие. Программа являлась посредником между актерами и зрителем, ее содержание составляли сведения об авторе, режиссере, сценографе, художнике, актерах, создающих спектакль.
Применительно к театральной программе можно сказать, что ее смысловое значение состоит в объявлении и обозначении по именам составляющих театрального действия. С этой точки зрения семантивная составляющая театральной программы перекликается с номинативной составляющей, также означающей объявление.
Традиционная программа драматического спектакля представляет собой листовку или небольшой буклет и содержит название пьесы и фамилию ее автора; имя художественного руководителя театра; фамилии постановочной группы спектакля – режиссера, художника, композитора, постановщика танцев, сценического движения, художника по свету, ассистента режиссера или художника и т.д. Если в спектакле использованы специальные изобразительные средства (маски, куклы, особый грим, вокальные номера, трюки и т.д.), то программа включает в себя сведения и об их авторах. Далее перечисляются все действующие лица спектакля и исполнители ролей. Все фамилии авторов спектакля и актеров сопровождаются их званиями и титулами (например, «народный артист РСФСР», «лауреат Государственной премии» и т.д.). Заключает программу фамилия помощника режиссера – человека, ответственного за техническое проведение спектакля.
В программу могут быть включены и дополнительные сведения: дата премьеры; фамилии работников театра, занимающих ключевые посты (главного художника, помощника главного режиссера по репертуару, заведующего труппой, заведующего музыкальной частью, заведующего постановочной частью; руководителя технических цехов: монтировочного, костюмерного, реквизиторского, гримерного и т.д.); сведения о количестве действий и продолжительности спектакля, краткие сведения об истории театра, истории постановки данной пьесы и т.д. Иллюстрированные программы могут быть снабжены фотографиями или рисунками (эскизы костюмов, декораций и т.д.).
Программы балетных и оперных спектаклей включают в себя либретто – краткое содержание спектакля. Программы цирковых представлений и концертов содержат фамилии постановочной группы всего сценического действия, перечень номеров и фамилии исполнителей (с указанием их званий и титулов).
Рассматривая театральную программу в основных аспектах семантивной составляющей, следует отметить, что с точки зрения содержания театральная программа представляет собой область театрального искусства, а более узко –тему спектакля (например: история, война, любовь); с точки зрения целевого назначения – эстетическое сопереживание; с точки зрения зрительского назначения она предназначена для зрителей, пришедших в театр.
Театральная программа представляет собой записанный текст, следовательно, по сигнативной (знаковой) составляющей она относится к символьному иконографическому документу, так как содержит символы – буквы. Текст программы может быть записан на разных языках, т.е. применяются параллельно разные знаковые системы. Так, в современных театральных программах текст может быть на русском и английском языках. В XYIII веке программы представлений с участием гастрольных трупп содержали текст на русском и итальянском или немецком языках в зависимости от труппы.
В середине XIX века в программе появляются новые символьные знаки -профессиональные театры размещают на программах свои эмблемы, являющиеся символами театра. Сегодня театральные программы всех театров и концертных залов содержат свои эмблемы и оформляются каждый в своей цветовой гамме. Так, программы Большого театра имеют цвет слоновой кости, Мариинский театр печатает программы салатового цвета, Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко – бело-синий и т.д. Программы одних театров имеют неизменное оформление обложки для всех своих спектаклей (Большой театр, Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, МХТ им.Чехова). Другие для каждого спектакля печатают свою обложку, тематически связанную с содержанием спектакля. В первом случае программку можно рассматривать как символ театра, во втором – как символ спектакля.
Любой документ создается с целью передачи информации, представленной в нем, в пространстве и во времени. Театральная программа адресована зрителю и, с точки зрения восприятия зрителем – перцептивной составляющей, – относится к антроподокументу. Знаковая система, с помощью которой записана информация в программе, создана человеком и распознается человеком. Для распознавания знаков человек использует зрение, что позволяет отнести театральную программу к видеодокументу. Однако с развитием компьютерных технологий появляется театральная программа электронная – электронный документ или технодокумент, в отличие от нонэлектронной программы. Такого рода театральные программы размещаются на сайтах театров, они представляют собой сильно упрощённую электронную версию нонэлектронной программы. Электронная программа абсолютно лишена эстетической, художественной функции, содержит только информацию о действующих лицах и исполнителях.
Синтактивная ( от греческого слова «синтаксис» - составление, построение, порядок) составляющая документа определяет его построение, взаиморасположение составных частей.
Театральная программа к началу XX века приобрела устоявшуюся форму построения текста, которая используется во всех театрах и концертных залах. Эта форма тесно связана с семантивной составляющей и непосредственно выражает содержание документа. Название программы, как правило выделяется необычным шрифтом и располагается на первой странице. Это можно назвать титульным листом театральной программы. По аналогии с титулом книги внизу программы указывается место представления и год - выходные сведения. В надзаголовочных данных указывается название театра или концертной организации, размещается эмблема. На развороте программы (вторая и третья страницы) указываются действующие лица и исполнители в два столбца. Эта часть программы неизменна для всех разновидностей зрелищных представлений – драматический театр, балет, опера, цирковое представление, концерт классической или эстрадной музыки и т.д. Если программа дополняется сведениями о режиссере, актерах, истории создания спектакля, то эта информация располагается после перечня действующих лиц. Последняя страница программы содержит выпускные данные – тираж, типографию, в последнее десятилетие XX века появились указания спонсоров театра или постановки.
В зависимости от содержания театрального представления театральная программа различается по форме представления информации: цветность, иллюстративность программы, использование различных шрифтов. Программа исполнения Шестой симфонии Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде (рис.1) отличается строгостью исполнения – четкий черно-белый шрифт на белом листе программы считывается как символ стойкости и мужества ленинградцев во время войны. Иллюстрации здесь излишни, на титульном листе только посвящение Д.Шостаковича родному городу – Ленинграду. Синтактивная составляющая программы концерта передает содержание исполняемой музыки, выражая таким образом тесную связь с семантивной составляющей.
Рис.1. Программа исполнения Шестой симфонии Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде
Совершенно иной характер имеет программа спектакля Российского Академического Молодёжного театра «Инь и Янь». Она полноцветная, выполнена в традиции восточной графики (рис.2). Стиль шрифта напоминает иероглифы, вводя зрителя еще до начала действия в атмосферу спектакля, в котором интрига строится вокруг китайской реликвии.
Рис. 2. Программа спектакля РАМТ "Инь и Янь"
Театральные программы к каждому спектаклю Российского Академического Молодежного Театра - РАМТа (рис.3) неповторимы по оформлению (синтактивная составляющая) и отражают содержание (семантивная составляющая) спектакля. Так, в спектакле «Ничья длится мгновение» шахматная партия в латвийском гетто между заключенным и надзирателем ставит героя перед выбором – выиграть и остаться в живых, но все дети будут уничтожены, либо проиграть и погибнуть, спасая детей. Программа выполнена в виде шахматной доски, по которой прошла трещина, сместив черные квадраты – так жизнь людей оказывается на разломе. На программе к спектаклю «Портрет» по произведению Николая Васильевича Гоголя перед нами роскошные рамы картин и весь спектакль построен с использованием рамы, в которую герой себя заключает на протяжении всего действия различным способом. Программа к спектаклю Николая Эрдмана «Самоубийца» выполнена в другой цветовой гамме, символизирующей борьбу маленького человека с самим собой и попытку вырваться из порочного круга, в который он сам себя загнал – чёрные указующие персты на программке заключают согбенную фигурку в круг.
Рис.3. Программы к спектаклям РАМТ
Театр музыки и поэзии п/р Елены Камбуровой для создания атмосферы спектакля по песням Булата Окуджавы использовал картину Нико Пиросмани «Ишачий мост» (рис. 4). Зритель ощущает аромат Грузии и слышит грузинские песни еще до начала спектакля, только взглянув на программку. Можно сказать, что синтактивная составляющая программки (оформление) через перцептивную (зрение , внутренний слух, обоняние) передает зрителю содержание – семантивную составляющую.
Рис.4. Программа спекталя "Капли датского короля" Театра музыки и поэзии п/р Е. Камбуровой
Темпоральная составляющая характеризует театральную программу во временном отношении. Она позволяет зафиксировать информацию о конкретном событии, произошедшем в конкретное время в конкретном месте. Во время театрального представления программа предоставляет зрителю информацию, необходимую для зрителя и интересующую его именно в данный момент. В таком случае для зрителя программа является актуальным документом. Однако, после окончания представления программа теряет свою актуальность, так как зритель больше не нуждается в путеводителе, поскольку путь уже пройден. Можно сказать, что театральная программа устаревает в свой день рождения. С другой стороны, театральная программа приобретает историческую, мемориальную функцию – отражает факт состоявшегося спектакля, концерта, что является бесценной информацией для историков театра.
Строгой закономерности в исполнении спектаклей в театре нет, поэтому театральная программа - спорадический документ, который издается по мере необходимости и не имеет четкой периодичности.
Все перечисленные выше составляющие отражают сущность театральной программы с точки зрения информации, определяют ее информационную функцию. Исходя из определения понятия «документ» эта информация должна быть зафиксирована на материальном носителе, поэтому необходимо рассмотреть материальную составляющую театральной программы.
В качестве материала для театральной программы в основном используется бумага самых разных видов. Это может быть тонкая матовая или глянцевая бумага, тонкий картон – матовый или глянцевый, применяется покрытие лаком. В конце XYIII века театральные копиисты расписывали программки каллиграфическим почерком на шёлке для особ императорской фамилии, что иллюстрирует III закон документологии о сопряжённости информации и носителя [1, стр.23], возможности разместить одну и ту же информацию на разных носителях.
По конструктивной форме программы могут быть выполнены в различных вариантах. Как правило, используется лист, диплома. Но могут быть и сложные нестандартные конструктивные формы. Так, РАМТ к спектаклю «Цветы для Элджернона» выполнил программу нестандартного ассиметричного размера с вырезом – рис.5. Синтактивная составляющая данной программы также отличается необычностью – текст разорван на части и располагается в разных направлениях.
Рис. 5. Программа спектакля "Цветы для Элджернона" РАМТ
Нестандартную конструкцию использовал и театр им. Вахтангова к спектаклю «Берег женщин». В спектакле пластическим языком рассказана судьба женщин во время войны. Рассказ каждой героини озвучен песнями Марлен Дитрих, в вырезе программки мы видим ее фотографию (рис.6).
Рис. 6. Программа спектакля "Берег женщин" театра им. Вахтангова
В театре им. Вахтангова есть очень интересное решение для программки к спектаклю по роману Пушкина «Евгений Онегин» (рис.7), где используется конструкция стопы. Программка выполнена в виде почтового конверта, в который вложено письмо Татьяны и визитные карточки всех действующих лиц с указанием исполнителей. Письмо Татьяны выполнено с использованием конструкции гармоника. Почтовый конверт выполняет функцию титульного листа – мы видим эмблему театра, название театра и название спектакля. Стилистика текста, используемого в программе (синтактивная сотставляющая), отсылает нас в XIX век, во времена А.С.Пушкина.
Рис.7. Программы к спектаклю по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин"
Таким образом в одной программке использованы четыре конструкции – в качестве обложки выступает конверт, действующие лица и исполнители указаны на визитках, то есть лист, вместе они образуют стопу, а для отрывка из романа (письмо Татьяны) используется гармоника.
Одним из эффектных приемов оформления документа является вырубка. Программа театра им. Вахтангова к спектаклю «Безумный день, или Женитьба Фигаро» использует такой способ, размещая профиль основателя театра Евгения Вахтангова на первой странице обложки (рис.8).
Рис.8. Программа театра им. Вахтангова к спектаклю «Безумный день, или Женитьба Фигаро»
Прагмативная составляющая документа связана с его бытованием во внешней среде, свидетельствует о взаимоотношении документа с внешними по отношению к нему факторами. Театральная программа для зрителя, пришедшего в театр, является ценным документом, несущим информацию, требуемую в данный момент. В этом отношении программе присуща актуальность, так как она заключает в себе сведения о конкретном спектакле. С другой стороны, если спектакль не премьерный, то есть уже состоялся ранее, то новизна в программе отсутствует. По сфере применения театральную программу можно рассматривать как художественный, информационный документ, обладающий эстетической значимостью. По форме собственности театральная программа может быть частной (если это предмет коллекции частного лица), коллективной (если программа находится в коллекции музея). По режиму доступа программа имеет неограниченный доступ, любой пришедший в театр зритель может ее приобрести.
Эволюция театральной программы
Театральная программа прошла все этапы эволюции, свойственные любому другому документу.
Прообраз театральной программы – устные объявления - существовал в дописьменную эпоху. С появлением письменности в Древнем мире театральная программа приобрела характер письменных и рисованных объявлений. Дальнейшее развитие письменности и появление печатного станка в эпоху Гутенберга ознаменовало следующий этап развития – появление печатной шрифтовой программы. Совершенствование технологий печати, изобретение ксилографии и хромолитографии позволило создавать иллюстрированные театральные программы, что со временем привело к проявлению в этом документе в большой степени художественной функции. При этом информационная функция театральной программы оставалась главной как для непосредственного участника театрального представления, так и для последующих поколений зрителей. Для первых она представляла актуальный документ, в то время как для вторых на первый план выступала историческая функция, позволяющая изучить и понять историю развития театрального искусства.
Развитие компьютерных технологий привело к появлению театральной программы – электронного документа. Этот вид программы полностью теряет художественную функцию, срок жизни такого документа уменьшается до нескольких дней, так как на следующий день после спектакля документ исчезает с электронного носителя – сайта театра. Информационная составляющая, также как и художественная, остаётся только в нонэлектронном варианте программы.
Со временем мемориальная функция театральной программы приобретает всё большее значение, и она становится музейным документом, предметом коллекционирования. Собрание таких документов хранится в музеях театрального искусства, в частности в Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина в Москве и в Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства.
Театральная программа представлена в фондах Российской Государственной библиотеки, Российской Национальной библиотеки, Российской государственной библиотеки искусств, к сожалению, очень незначительно. Это театральные программы конца XIX – начала XX в. Более поздние программы, представляющие интерес с точки зрения синтактивной (художественное исполнение) и семантивной (репертуар театров, актеры) составляющих незаслуженно не привлекают внимание отделов комплектования библиотек, тем самым лишая читателя возможности изучения истории театра.
Список литературы
1. Столяров Ю.Н. Документология: учебное пособие / Ю.Н. Столяров; Московский государственный университет культуры и искусств; Орловский государственный институт искусств и культуры. – Орёл: Горизонт, 2013.–370 с.
Сведения об авторе
Елена Оттовна Захарьянц, обучающийся ВБК,
08.12.2016, 11580 просмотров.