Ю.Н. Столяров Библиотечные исповеди

   Согласно последним статистическим сведениям (на конец 2015 г.), читателей нашей страны обслуживают 104,8 тыс. сотрудников библиотек. Цифра эта на первый взгляд впечатляет – как же: стотысячная армия библиотекарей! На самом деле эти данные свидетельствуют скорее о слабости нашего библиотечного дела, поскольку в среднем на одну библиотеку приходится всего 1,7 штатных единицы.

   Впрочем, в данном случае речь не о количестве, а о качестве библиотечного персонала. Доля лиц с базовым библиотечным образованием, высшим и средним, в библиотеках разного типа очень сильно колеблется. В библиотеках-гигантах типа Российской государственной, оно составляет около 80%, но чем библиотека меньше, тем, как правило, доля библиотекарей-профессионалов в них уменьшается и уменьшается. В целом ситуация, при которой только четверть выпускников высших и средних специальных учебных заведений страны идёт работать по специальности, распространяется и на библиотечную отрасль. Остальные рабочие места занимают пришельцы со стороны. Что мы о них знаем? Какими путями они приходят в библиотечную профессию, как её воспринимают, как чувствуют себя в новой для себя сфере деятельности? Как их воспринимают библиотекари-профессионалы и что, в свою очередь, думают о профессиональных библиотекарях неофиты? Надолго ли они пришли в новообретённую специальность, что их в ней привлекает, а что отталкивает? В каком возрасте люди решают отказываться от полученной специальности, чтобы поменять её на библиотечную? Из каких сфер трудовой деятельности к нам чаще всего приходят со стороны, с какими ожиданиями? Оправдываются ли их ожидания? – Одним словом, здесь много чрезвычайно интересного и важного для социологов библиотечного дела, для исследователей библиотечного процесса, для руководителей библиотек, да и для их рядовых сотрудников, даже для студентов, избравших для обучения библиотечное направление подготовки.

   Вместе с тем об этой весьма заметной страте в структуре библиотечного персоналоведения известно очень и очень мало. Для того, чтобы её изучать, прежде всего требуется накопить исходный эмпирический материал. Часть сотрудников, пришедших в библиотеку из других областей, по собственному почину или по воле дальновидных руководителей проходит обучение на Высших библиотечных курсах, функционирующих в Российской государственной библиотеке (Москва), Российской национальной библиотеке (Санкт-Петербург) и Государственной публичной научно-технической библиотеке Сибирского отделения Российской академии наук (Новосибирск).

   По крайней мере о части этой категории сотрудников библиотек – слушателях Высших библиотечных курсов Российской государственной библиотеки ‑ некоторые сведения собраны и продолжают собираться. Основная масса среди них – специалисты с базовым гуманитарным или техническим университетским образованием. Реже встречаются выпускники средних специальных учебных заведений или (количественно – практически столько же) кандидатов наук, по разным причинам (но по каким же именно? - ‑ вот в чём состоит жгучий вопрос) решивших перейти на работу в библиотеку.

   Начало публикациям слушателей Высших библиотечных курсов Российской государственной библиотеки (а среди них около трети обучающихся – представители библиотек других типов и видов: общефедеральных, вузовских, конфессиональных, массовых, школьных и т. п.) положено: в 2010 г. в серии «Библиотека и время» выпущен сборник эссе, написанных слушателями Высших библиотечных курсов Российской государственной библиотеки «Библиотекарь: выбор профессии. Мастер-класс профессора Ю. Н. Столярова» (Москва: Либерея-Бибинформ. 175 с.). История Высших библиотечных курсов, ориентированных на переподготовку и повышение квалификации специалистов без базового библиотечного образования, тогда же обстоятельно прослежена Е. Б. Дударевой [1], и её монография была положительно встречена критикой [2].

   Живой материал о слушателях продолжает накапливаться. Предлагаем вниманию наших читателей непринуждённые признания тех, кто обучается на Высших библиотечных курсах Российской государственной библиотеки сегодня. Стиль изложения принят свободный, они рассказывают о том, что считают нужным сказать сами, что представляется заслуживающим внимания им самим. Но все эссе объединяет одно: из кратких сведений об авторе читатель может выяснить какое изначальное базовое образование и когда он получил, каким библиотечным стажем на момент написания эссе обладает, в какой библиотеке и в какой должности трудится в данный момент. Если автор библиотечного стажа не имеет (доля лиц, расставшихся с базовой профессией и намеревающихся связать свою судьбу с библиотекой, предварительно получив о ней хотя бы самое общее представление, из года в год увеличивается), его жизненный путь и размышления о будущей деятельности тоже представляют профессиональный интерес.

В предлагаемых публикациях видится и ещё одна привлекательная черта: все они – свидетели своего времени, своего мировоззрения, свойственного последним поколениям людей, родившихся ещё в Советском Союзе и впитавших менталитет советских людей. Недалеко время, когда слушатели Высших библиотечных курсов, возможно, будут руководствоваться иными соображениями при поступлении на Курсы. Тем интереснее тогда будет сравнить мотивы и стимулы представителей разных поколений, и ценность материала, опубликованного сегодня, станет исторической и будет год от года возрастать.

 Итак, приглашаем читателей ознакомиться с исповедями наших коллег – библиотекарей, имеющих в своём большинстве базовое небиблиотечное образование. Если они вас заинтересуют, и вы захотите поделиться с читателями журнала своей библиотечной судьбой, мы будем рады поместить и ваше эссе на данную тему.

Список литературы:

1. Дударева Е. Б. Система обучения библиотечного персонала в Российской государственной библиотеке / Е. Б. Дударева ; Российская государственная библиотека. – Москва : Пашков дом, 2010. – 313 с.

2. Дивногорцев А. Л. Пусть меня научат. Библиотечное образование в России / Александр Дивногорцев // Мир библиографии. – 2011. ‑ № 6. – С. 65-68.

Сведения об авторе

Столяров Юрий Николаевич - доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник  Научного центра исследований книжной культуры РАН.

К оглавлению выпуска

Год литературы, история библиотечного дела, история библиотечного образования, Библиотечное образование

17.02.2017, 1031 просмотр.