Н.В. Панченко Музыкальный критик, он же Библиотекарь. Удивительно!

В Российской государственной библиотеке я работаю относительно недавно, с 2010 года. Именно в это время у меня появилось твёрдое желание работать в Библиотеке.

В 6 лет я поступила в Детскую музыкальную школу им. В. В. Стасова по специальности фортепиано. Обучение было серьёзным: сольфеджио, музыкальная литература, хор, а также многочисленные зачёты и экзамены (программа по специальности, чтение с листа, транспонирование, этюды, гаммы, школьные концерты и т. д.). Педагоги не могли понять, почему после восьми лет обучения я не собираюсь поступать в музучилище и продолжать музыкальное образование. Но в 14 лет я поняла, какой это тяжёлый труд: ведь  никто за меня не сыграет, никто не напишет за меня музыкальный диктант и т. д. И ещё поняла, что только очень талантливый человек должен быть музыкантом-профессионалом. Из моих одноклассников в музыкальной школе только один стал прекрасным пианистом и педагогом в Центральной музыкальной школе при Консерватории. И это правильно, так и должно быть! А я всегда могу взять ноты, сыграть на своём любимом инструменте и получить удовольствие и радость. Обучение в этой музыкальной школе — это одно из самых ярких событий в моей жизни.

         После её окончания я поняла, что в средней общеобразовательной школе из всех предметов меня интересует математика. Поэтому я поступила в Московский инженерно-строительный институт на факультет «Водоснабжение и водоотведение» и стала инженером. Студенческие годы — это ещё одно из самых ярких событий в моей жизни. Я работала в отрасли строительства, но поняла, что характер труда не приносит мне интеллектуального развития и радости.

         Благодаря предложению заведующей отделом нотных изданий и звукозаписей Российской государственной библиотеки А. А. Семенюк я оказалась в этом удивительном отделе и, конечно же, не случайно. Моя мама работала в этом отделе более 30 лет.

         МЗ (музыкальный зал - принятое в Библиотеке сокращённое название отдела нотных изданий и звукозаписей) — один из специализированных отделов, в котором осуществляются основные процессы библиотечной работы, кроме комплектования. Можно сказать, что МЗ — это библиотека в Библиотеке. Вот её функции:

-       хранение нот (более 400 000 единиц) и звукозаписей (грампластинки, кассеты, CD, около 35 000 единиц), а также книжный фонд (книги по музыке и о музыкантах, музыкальные энциклопедии, справочники, библиографические указатели и др.);

-       каталогизация нот и звукозаписей (до декабря 2015 года);

-       обслуживание читателей (музыкантов-профессионалов, учащихся, любителей и др.).

         В МЗ я работала в фонотеке: занималась составлением библиографической записи звукозаписей (в формате МАRС-21), а также обслуживанием читателей в качестве консультанта как в фонотеке, так и в читальном зале нотных изданий. Процесс каталогизации представляет для меня наибольший интерес.

         Осенью 2015 года в Библиотеке произошли структурные изменения, и вот уже более года я работаю в отделе каталогизации. Составление библиографической записи — процесс сложный и в то же время познавательный и творческий.

         Благодаря тому, что моя мама (а теперь и я) работала в Библиотеке, у нас никогда не было книжного дефицита, и ни одна домашняя библиотека не может конкурировать с фондом отдела абонемента для сотрудников в Российской государственной библиотеке. К сожалению, многие представляют работу в Библиотеке примитивной. Меня часто спрашивали: «Твоя мама только книжки выдаёт?». То, что Библиотека — это сложный организм, я поняла ещё в детстве, а особенно когда стала сотрудницей РГБ.

         В настоящее время я обучаюсь на ВБК. Учёба для меня интересна именно сейчас, когда я поняла, что такое Библиотека и в чём состоит труд библиотекаря. Я очень благодарна преподавательскому составу Учебного центра и особенно профессору Юрию Николаевичу Столярову.

         Удивительным открытием для меня стало то, что музыкальная школа названа именем не только выдающегося музыкального и художественного критика, но и библиотекаря Владимира Васильевича Стасова (1824-1906). В 1851 году В. В. Стасов вышел в отставку и в качестве секретаря уральского промышленника и мецената А. Н. Демидова, очень богатого человека, поклонника искусств, уехал за границу. Работал в крупнейших библиотеках и архивах. Был библиотекарем в имении Демидова в Сан-Донато близ Флоренции.

         С 1856 года В. В. Стасов работал в Публичной библиотеке в Санкт-Петербурге сначала в качестве помощника директора М. А. Корфа, а с 1872 года и до конца жизни заведовал Художественным отделом, собирал рукописи деятелей искусства, в особенности композиторов. Во многом благодаря В. В. Стасову Российская национальная библиотека располагает сейчас самыми полными архивами композиторов петербургской школы.

Удивительно!

Сведения об авторе

Панченко Наталья Валерьевна - библиотекарь отдела каталогизации Российской государственной библиотеки. Окончила факультет водоснабжения и водоотведен Московского государственного строительного университета в 1996 г.

                                                                                                                    

К оглавлению выпуска

чтение

17.02.2017, 1460 просмотров.