Л.Т. Прозорова В 40 лет жизнь только начинается или долгая дорога в библиотеку
В библиотеке Дипломатической академии МИД России я работаю уже десять лет, точнее с ноября 2006 года. Но путь в библиотеку оказался очень долгим. Начну издалека.
Понятие «книга» вошло в мою жизнь в самом раннем детстве. За это хочу большое спасибо сказать моим родителям. Читали мне в детстве очень много. Папа всегда к чтению книг для меня относился очень творчески. Книги читал с выражением, изменяя, где надо голос, с чувством. Подбор литературы был очень разнообразным: и русские народные сказки, и произведения русских и советских писателей, и стихи, и басни. Поэтому, когда мне читали книги, это было большим удовольствием и самым интересным времяпрепровождением. Сама я читать не умела, но многие книги знала наизусть, и знала, на каких словах переворачивается страница. Помню из детства такой момент. Мне было лет пять. Приехали мы в деревню к бабушке и дедушке. Вечером пришли гости: соседские бабушки и дедушки. Я, естественно, стала объектом развлечения. Я сказала, что почитаю им сказку «Крошечка - Хаврошечка». Они сели на диване, я за столом с книжкой. «Читаю» и переворачиваю страницы, они слушают и обливаются слезами. Я в восторге. Они так удивлялись, что такая маленькая и уже читает. Мама им сказала, что я не умею читать, а просто наизусть рассказываю. Это еще больше им понравилось, меня все хвалили. Я помню этот момент до сих пор.
А вот знакомство с библиотекой произошло, когда я училась во втором классе. Детская библиотека находилась недалеко от нашего дома. Снаружи все стены были из стекла и поэтому, в вечернее время, проходя мимо можно было наблюдать, как в читальном зале сидят и занимаются дети, в других залах ребята выбирают книги. Это зрелище меня давно завораживало, но я думала, что я ещё маленькая и меня не запишут в библиотеку. Но однажды, гуляя во дворе, моя подружка сказала, что записалась в библиотеку. Я сразу спросила, как она это сделала. Оказалось, нужно только мамин паспорт принести и тебя запишут. С этим не было проблем.
И вот на следующее утро, крепко сжимая в руке мамин паспорт, мы с подружкой пошли записывать меня в библиотеку. Помню, открыв дверь, меня сразу поразила загадочная тишина, чистота и завораживающий запах книг. Почему-то он показался мне тогда волшебным. Мы вошли в зал, предназначенный для младших школьников, подошли к столу библиотекаря и подали мамин паспорт. Меня записали в библиотеку!!! Это сразу придало мне солидности в своих собственных глазах.
Библиотекарем была спокойная, вежливая, обходительная, приветливая и добрая женщина, которая сразу рассказала, как надо выбирать книги. Можно подходить ко всем стеллажам в этом зале. Выбирать книги на полке нужно, используя закладку, чтобы поставить книгу на место правильно, если она не понравилась. Книги нужно приносить в срок, отмеченный на формуляре. Мы с подружкой выбрали какую-то книжку и побежали домой сразу же её читать. К вечеру она была прочитана. На другой день мне уже не терпелось скорее сходить в библиотеку, чтобы вновь оказаться в этой приятной обстановке таинственности, волшебства, загадочности большого количества книг.
Хочу сказать, что этой библиотекой я с удовольствием пользовалась до конца школы. Сколько докладов и сообщений было написано в её стенах, сколько увлекательных книг прочитано, сколько приятных минут проведено. И очень было приятно, когда, заходя в дверь зала, я видела, что библиотекарь уже достаёт мой читательский формуляр. И в школе в наше время уделяли большое внимание общению детей с книгой. Слова благодарности хочется сказать нашему классному руководителю Розе Георгиевне Девяткиной, которая много классных часов посвящала культуре работы с книгой, советовала, какие книги надо обязательно прочитать. До сих пор помню её советы: «Библиотечную книгу обязательно надо обернуть в обложку, перед чтением книги и после надо мыть руки, выбирая книги, каждый раз обязательно берите один томик из серии «Жизнь замечательных людей».
Наше поколение читало много. Дома я часто играла в библиотеку: читала книги своим куклам, расставляла их в шкафах по алфавиту, как в библиотеке. И хотя книг дома было очень много, но посещать библиотеку мне нравилось больше. Мне очень нравятся слова Стефана Цвейга: «…Там, где есть книга, человек уже не остаётся наедине с самим собой, в четырёх стенах своего кругозора, он приобщается ко всем свершениям прошлого и настоящего…»
Но у меня было и другое увлечение, я любила играть в школу. Мне хотелось быть учителем, необычным учителем. С этим увлечением я и выросла. Закончив школу и выдержав конкурс десять человек на место, я поступила в Московский государственный педагогический институт имени В.И. Ленина на дефектологический факультет. Единственный институт в Москве, который готовил учителей-дефектологов. Интересный штрих – когда мы поступили на первый курс института, нам прочитали пять лекций по библиотечному делу. Директор библиотеки, очень приятная женщина, толково и квалифицированно рассказала нам, как пользоваться каталогами, какими они бывают, что такое шифр книги, авторский знак, о фонде библиотеки и многое другое.
Эти знания очень помогли нам в учёбе, ведь я училась во второй половине 80-х годов. Тогда ещё не было компьютеров и интернета. Все знания надо было добывать самостоятельно из книг. Забегая вперёд, скажу, что эти пять лекций о библиотечном деле помогут мне и в работе в библиотеке. А пока пять самых лучших лет моей жизни позади, закончен институт, я – дефектолог-логопед. Работала я в Солнечногорске Московской области, в своём родном городе, в детском саду. Элитная профессия, хорошая зарплата, прекрасный коллектив – всё хорошо.
Но всё хорошо не бывает. Свершилась революция 1991 года. И, как в песне поётся: «… до основания мы разрушим, а затем…» Ну и начали разрушать. Дошли до образования. Старые, проверенные, дающие прекрасные результаты методики «не годятся», а вот непроверенные, сомнительные, чуть ли не сектантские, давай внедряй. Бумажной волокиты прибавили, а время работы с детьми сократили. Зарплату снизили. Авторитет учителя упал ниже некуда и до сих пор не может подняться. Всё рассказывать не буду – это тема для отдельного эссе. Приходилось работать и на двух, и на трёх ставках.
Проходя мимо библиотеки, я думала, почему я не пошла учиться на библиотекаря. В 90-е годы всем было несладко. Колоссальное нервное напряжение, но спасала семья и прекрасный коллектив на работе. Так прошли 17 лет. А вот в 40 лет жизнь круто изменилась. Как в знаменитом фильме: «В 40 лет жизнь только начинается…» Новая жизнь на другом витке началась и у меня.
В 2006 году мы с мужем переехали в Москву. В сфере образования я работать не захотела. И вдруг удача. Одна знакомая сказала, что есть место в библиотеке Дипломатической академии. Я пошла на собеседование и когда вошла в библиотеку, то сразу почувствовала знакомый с детства, завораживающий запах книг. Вспомнилось детство, детская библиотека, наступило состояние блаженства и умиротворения – это то, что я искала. В тот момент я решила, что обязательно буду здесь работать независимо от того, сколько здесь платят. Чувство покоя, надёжности и удовольствия не покидает меня уже десять лет, которые я работаю в библиотеке. «Каждый из нас может обрести в библиотеке спокойствие духа, утешение в печали, нравственное обновление и счастье, если только умеет «владеть» тем драгоценным ключом, который отпирает таинственную дверь этой сокровищницы» (Дж. Леббок).
А сейчас библиотека занимает большую часть моей жизни, поскольку я стала библиотечным работником и связана с книгой неразрывно. Книги мне нравятся: они «живые», у каждой из них есть и душа, и свой характер. У нас очень хороший и дружный коллектив. Возвращаюсь домой с чувством выполненного долга. Это так важно – получать от своей работы моральное удовлетворение. Благодарю Бога за те дороги, которые нас выбирают.
Сведения об авторе
Прозорова Людмила Тимофеевна - главный библиотекарь библиотеки Дипломатической академии МИД России. Окончила Московский государственный педагогический институт имени В.И. Ленина, дефектологический факультет, по специальности "дефектолог-логопед" в 1989 г. Стаж библиотечной работы - 10 лет.
17.02.2017, 1384 просмотра.