Е.В. Кочукова, В.А. Цветкова Научная библиотека в едином информационном пространстве институтов социальной памяти

   В профессиональном сообществе  вопрос о направлениях совместной  деятельности в организации  единого информационного пространства  библиотек, музеев и архивов для  развития общества  становится все более актуальным.

  В работе [1] выдвигается задача «формирования единого информационного и интеллектуального  пространства библиотек, музеев, архивов, создания  интегрированных информационных ресурсов, взаимодействия этих трех информационных центров в электронной среде для обслуживания одного и того же пользователя».

 В отдельных случаях звучат и предложения организационного характера, которые можно  обозначить  как «под одной крышей». Тут важно понимание реальности, в которой происходят информационные процессы.  Одним термином «библиотека»  называются и крошечные сельские или школьные организации  и Российская государственная библиотека им. В.И. Ленина (РГБ)  и библиотека по естественным наукам  (БЕН) РАН; термином «музей» мы называем и Эрмитаж и Третьяковскую галерею и  Краеведческий музей какого-либо небольшого  селения (нисколько  не умаляем важность  таких музеев и библиотек).

   В нашем понимании, для небольших библиотек и музеев – возможно объединение не только экспозиционное, но и в понимании «под одной крышей». Такой опыт был в советское время на базе сельских библиотек, где накапливались и библиотечные фонды и музейные экспонаты, характерные для данного региона,  проводились совместные мероприятия.  Интересен опыт Норвегии и Великобритании, рассмотренный в работе [2]. В этой же работе отмечается, что одно дело «совместная деятельность, а другое – объединение в одном учреждении и в одном пространстве».  Модель  приемлема для малых городов и поселений. При использовании  модели «под одной крышей»  есть опасение потерять те или иные  функции, специфичные для  отдельного института памяти. Все-таки в подходах к формированию фонда, его сохранности и  правилам предоставления  пользователям у  каждого института есть  существенные особенности, сочетать которые «под одной крышей» порой практически невозможно.

  Для крупных  институтов социальной памяти   возможны следующие направления совместной деятельности:

- совместные выставки реальных экспонатов;

- виртуальные экспозиции оцифрованных материалов, сформированные по  разным критериям: тематике, региональности, персоналии и пр.;

- формирование научно-образовательных программ, например: Н. Рерих – как исследователь, как художник, как писатель и пр.

   Перед библиотеками, целевая функция которых - дать право всем гражданам на доступ к информации и знаниям, основными становятся два вопроса, которые они должны решить:

1. Разработать политику (философию, стратегию) деятельности библиотеки, принципы формирования фонда в электронной среде с учетом  развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);

2. Определить место библиотеки  в едином информационном пространстве как института социальной памяти.

    До средины ХХ века функции библиотек  при  исполнении их социальной задачи были  ясны. Библиотека – информационная, культурная, просветительская организация [3] выступала как хранилище источников информации, документов на различных носителях и как звено, обеспечивающее доступ к одному из основных ресурсов социальной памяти: книгам, журналам и прочим документальным источникам [4, С.14, 16].

    Развитие вычислительной техники, стремительное проникновение интернет-технологий во все сферы человеческой деятельности  изменили  модели   подготовки  информационных ресурсов, их хранения и распространения. Библиотеки, в свою очередь, встали перед необходимостью пересмотра  парадигмы их деятельности в  электронную эпоху. Те же самые процессы наблюдаются в архивах и музеях, где оцифровываются традиционные фонды и создаются  новые, исключительно,  в электронной среде.  

   Сегодня можно выделить две основные формы предоставления  электронных информационных ресурсов и определить специфику работы с ними.

Электронные продукты на носителях

    На первый взгляд, нет особенных отличий работы с этим видом ресурсов по сравнению с традиционными: приобретение  по   различным каналам (накопление), хранение, обеспечение доступа. Однако,   обеспечение доступа  к этому виду  информационных ресурсов требует новых подходов.  Электронные носители меняются   практически каждые три-пять лет [5, С.81-89], меняется вычислительная техника и программное обеспечение,  на которых они формировались, форматы представления данных и пр.  Возникла  совершенно не свойственная этим институтам  задача:  каждые три-пять лет менять вычислительные и программные средства, переконвертировать     технически устаревающие носители с учетом новых требований.  Кроме того, электронные носители имеют крайне короткий жизненный цикл. Обеспечение доступа напрямую связано с возникающими проблемами хранения информации на носителях. Как сохранить, что для этого нужно сделать - это  тоже становится первоочередной задачей [6].

Электронные издания в диалоговом доступе (on-line, сетевые ресурсы)

    В этом случае  институты социальной памяти  уже не могут рассматриваться в полной мере как  хранители информации. У библиотек, музеев, архивов появляется принципиально новая задача, связанная с подключением к приобретенным сетевым ресурсам. Для данного вида ресурсов превалирует функция доведения информации  до пользователей над функцией хранения.

    Современный мир очень динамичен:  постоянно появляются новые средства обработки информации, новые сервисы дополняют или вытесняют старые. Особенностью информационно-библиотечной среды, включая архивные и музейные коллекции,  является то, что  она не отрицает «старое», она дополняет его «новым».

   В работе [7]  отмечены  в числе иных два направления развития  библиотек:

- «фонды в доступ»,

- «библиотека как провайдер» (provide: снабжать, обеспечивать – англ.).

   Первое направление требует  аккуратного и взвешенного  подхода. Очевидно, решая задачу расширения доступа за счет  формирования электронных ресурсов, необходимо сохранять традиционный фонд хотя бы в  одном – двух экземплярах в одной-двух  крупнейших федеральных библиотеках (РГБ, РНБ), ведущих музеях и архивах как  национальное достояние, как социальную память человечества. Книга – это не только текст. Это и  возможности технологии полиграфии, и художественное оформление, и характеристика стиля данного периода времени,  и  качество используемых красителей и бумаги и пр. Картина – это и информация об эпохе, о химическом составе красок,  искусстве  рисования.

    Второе направление предполагает появление, а в дальнейшем и расширение   функции библиотеки, связанное с обеспечением доступа к электронным ресурсам.  Здесь не нужно забывать о сохранении баланса между традиционными и сетевыми ресурсами. «Существуют некие предельно допустимые соотношения собственных и сетевых ресурсов, национальных и транснациональных, реальных и виртуальных,  текущих и страховых, необходимых для автономного функционирования национальной библиотечной системы. За пределами этих параметров возникает реальная вероятность ущерба для информационной независимости страны» [8, С.37].

   Все эти вопросы затрагивают концепции развития  институтов социальной памяти в новой информационно-коммуникационной среде.

   Некоторый опыт работы в едином информационном пространстве накоплен   в  Библиотеке по естественным наукам РАН (БЕН РАН).

    Сегодня совокупный фонд библиотек, входящих в  БЕН РАН составляет около 7 млн. экземпляров. В  фондах БЕН РАН хранятся уникальные собрания отечественной и мировой литературы по естественным наукам. Особую ценность представляют классические работы по физике, химии, геологии. Это труды Архимеда, Лукреция, Галилея, Декарта, Паскаля, Ньютона, Ломоносова. Лейбница, Фарадея и др. Гордостью фонда Библиотеки  являются книжные коллекции ученых, таких как Б.Б. Голицин, Э.Х. Ленц, А.Г. Якобсон, Ф.Б. Шмидт, В.И. Вернадский, А.М. Ляпунов, В.А. Стеклов, и др.  Самая старая книга датируется 1633 годом Johnson T.  The Herbal or General Historia of Plantes. London.  Из отечественных раритетных изданий следует указать «Журнал или дневниковые записи путешествия капитана Рычкова по разным провинциям Российского государства в 1769-1770 гг.» [9, С.107].  На сегодняшний день в объединенном фонде редких книг насчитывается: иностранных – 486 изданий, в том числе: XYII век – 8 единиц, XYIII век – 176 единиц,    XIX век – 272 единицы,  XX век -30 единиц; отечественных – 30 изданий, в том числе: XIX век – 14 единиц,  XX век - 16 единиц. Такой состав фонда  позволяет Библиотеке формировать интерактивные выставки оцифрованных  редких изданий, данных об ученых и их исследованиях.

    Совместно с центральными библиотеками РАН (БАН, ИНИОН РАН), архивом РАН  Библиотека по естественным науками с 2006 г. создает Электронную библиотеку (ЭБ) «Научное наследие России» [10, 11]. Основной целью ее создания является предоставление всем желающим через Интернет информации о выдающихся российских ученых, внесших вклад в развитие фундаментальных естественных и гуманитарных наук, с возможностью ознакомления с полными текстами их наиболее значительных опубликованных работ. Для включения в ЭБ отбираются издания, имеющие наибольшую научную ценность, представляющие интерес с исторической точки зрения, являющиеся библиографической редкостью. В настоящее время в ЭБ введены сведения о более чем 2000 ученых и около 7 000 отсканированных изданий. К ЭБ «Научное наследие России» имеет доступ любой пользователь Интернета.

    В Библиотеке уделяется большое внимание  раскрытию фондов через выставки. В читальных залах   библиотеки  периодически проводятся тематические выставки литературы по различным направлениям естественных наук. С 2012 г. все тематические выставки стали доступны удаленным пользователям Библиотеки  - на сайте БЕН РАН появился новый раздел «Виртуальные выставки». На сегодняшний день сформировано и представлено на сайте Библиотеки  более 170 виртуальных тематических выставок.

   Внедрение новых информационных технологий, безусловно, влияют на изменение форм и методов работы институтов социальной памяти, но  их значение для общества остается приоритетным.

Список литературы:

  1. 1.Кузнецова Т. (ЦГПБ им. В.В. Маяковского, г. С-Пб). Музейная деятельность публичных библиотек / Библиотечное дело - №21 (135)’10 // URL: www.bibliograf.ru/issues/2010/11/162/0 (дата обращения 15.02.2017)
  2. 2. Прянишников Н.  LAMBRARY или БАМТЕКА: библиотека, включающая архив и музей // ( январь 2015 г.);  Музеи Осло объединят под одной крышей // Http://www.norwayi.net/page/18/ (дата обращения 20.07.2016)
  3. 3. ФЗ № 185 от23 ноября 1994 г. с изменениями от 08 июля 2013 г. «О библиотечном деле», гл.1, ст.1.
  4. 4. Регулирующие принципы политики совершенствования государственной информации, являющейся общественным достоянием / подготовлены Полом Ф. Улиром. – Париж: ЮНЕСКО, 2004. – viii, 39 с. – С. 14, 16. ( подготовлено на русском языке российским Комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»).
  5. 5. Добрусина С.А.,Тихонова И.Г. К вопросу о долговечности оптических дисков // Сохранение электронного контента в России и за рубежом. Сборник материалов Всероссийской конференции (Москва, 24-25 мая 2012 г.) / сост. Кузьмин Е.И., Муранова Т.А. – М., МЦБС, 2013 – 152 с. 
  6. 6. Залаев Г.З., Каленов Н.Е., Цветкова В.А. Некоторые вопросы длительного хранения электронных документов // НТИ. Сер. 1. – 2016. - №12. – с. 22-28 ( Перевод статьи: Zalaev G.Z., Kalenov N.E., and Tsvetkova V.A. Some Issues of Long-Term Storage of Electronic Documents // Scientific and Technical Information Processing, 2016, Vol. 43, No. 4, pp. 269-275. DOI: 10.3103/S0147688216040110).
  7. 7. Гусева Е., Степанов В. Между НЭБом и ЗЕМЛЕЙ: к разработке стратегии и тактики преобразований библиотек России. / Университетская книга - 2014. - № 10  – С. 27-29. 
  8. 8. Библиотека для России: новые традиции и традиционные ценности: «Круглый стол» в Рос. Гос. б-ке // Библиотековедение. – 1999. - № 3. – С.36-52.
  9. 9. Морозова Е.В. Библиотека отделения биологических наук, ее роль и место в библиотечно-информационном  обслуживании ученых // Библиотека на службе науке. 30 лет Библиотеке по естественным  наукам Российской академии наук (юбилейный сборник статей). – М.: Научный мир, 2004. – 128 с. 
  10. 10. Каленов Н., Савин Г., Сотников А. Электронная библиотека «Научное наследие России» // Информационные ресурсы России. - №2. – 2009. – С.1-3
  11. 11. Электронная  библиотека «Научное наследие России» . // URL: www.e-heritage.ru (дата обращения 14.02.2017)

 

Сведения об авторах:

Кочукова Елена Викторовна - заместитель директора Библиотеки по естественным наукам РАН (БЕН РАН)

Цветкова Валентина Алексеевна - доктор технических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Библиотеки по естественным наукам РАН (БЕН РАН) 

К оглавлению выпуска

Эрмитаж, библиотековедение, мероприятия, on-line-сервисы, конференции

17.02.2017, 2043 просмотра.