Борисова О.О. КАДРОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ БИБЛИОТЕЧНОЙ ОТРАСЛИ (НА ПРИМЕРЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

    Вызовы нового времени библиотечному делу, библиотекам как социальному институту и библиотечным кадрам достаточно серьезные.

   В « Основах государственной культурной политики (утв. Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808) » поставлены задачи усиления  роли  таких   организаций   культуры,   как   музей, библиотека, архив… в деле исторического и культурного просвещения и воспитания; а в области формирования информационной среды  благоприятной для становления личности–  формирование информационной грамотности граждан , формирование  единого  российского  электронного  пространства знаний на основе оцифрованных книжных, архивных,  музейных  фондов, собранных в Национальную  электронную  библиотеку  и  национальные электронные архивы по различным отраслям знания и сферам творческой деятельности [2].

    В данном контексте развитие информационных технологий, повышение уровня подготовки современного читателя требуют от библиотекаря переоценки своих традиционных функций. Современный библиотекарь должен владеть компьютером, ксероксом, сканером, видеотехникой и другой аппаратурой, происходит технизация библиотечной профессии. Как показывает практика, наиболее подготовленными к данной ситуации являются молодые библиотекари. Их сознательность и эрудиция, инновационное мышление, творческая активность - естественный залог успешной качественной перестройки в системе библиотечного обслуживания. Библиотекам и их пользователям нужны специалисты новой формации, способные адаптироваться в быстроменяющемся мире.

    Библиотекарь новой формации - это не только хранитель документного культурного наследия, аккумулированного в фондах библиотек. Современный библиотекарь должен уметь осуществлять поиск и оценивать качество информационных ресурсов с учетом потребностей и запросов пользователей, быть информационным навигатором и посредником в системе документных коммуникаций, в том числе электронных, инструктором по освоению информационной культуры, специалистом в области социальных коммуникативных технологий.

    Однако разрыв между требованиями, предъявляемыми современным обществом к библиотечным работникам, и их профессиональными компетенциями в последние годы заметно увеличивается. В ситуации с библиотечными кадрами существуют следующие проблемы:

- совокупные знания, умения и навыки работников библиотек сегодня явно отстают от динамично меняющегося мира информационных коммуни­каций и далеко не всегда отвечают новым социальным задачам реформиро­вания отрасли. Определенные успехи, достигнутые библиотеками страны в последнее десятилетие, в основном - результат энтузиазма ее лучших представителей и профессиональной элиты;

- низкий уровень заработной платы библиотечных работников (в 2,5раза ниже средней по стране и в большинстве регионов ниже прожиточного минимума) и их социальная незащищенность ведут к уходу наиболее пер­спективных библиотечных специалистов в другие сферы с более высокой оплатой труда. Необходимость их срочной замены снижает уровень требо­ваний к заполняющим вакансии и приводит к заметно выраженной кадровой стагнации: число работающих пенсионеров в некоторых регионах достигает 70%. Вакансии в библиотеках заполняются в основном специалистами без библиотечного образования либо выпускниками средних школ,  что увеличивает разрыв между образовательным уровнем читателей и библио­текарей, снижающий общественный престиж библиотечной профессии и библиотеки как социального института;

- сокращение в12 раз приема на библиотечно-информационные фа­культеты высших и средних учебных заведений за последнее десятилетие. После их окончания в среднем не более 10-15% выпускников идут работать по специальности, но вследствие низкой зарплаты большинство из них вскоре покидают библиотеки;

- отсутствие системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров. В среднем по стране более 40% библиотекарей за последние пять лет не повышали свою квалификацию. В профессиональной переподготовке нуждаются сегодня около 20 тыс. работников библиотек, не имеющих библиотечного образования, но большинство из них не могут пройти эту форму обучения из-за отсутствия необходимой образовательной инфраструктуры и финансовых средств [5].

    Таким образом, проблемы в ситуации с кадровым составом российских библиотек  явно тормозят их инновационное развитие. Кадровые проблемы отрицательно влияют на возможности решения таких важнейших задач отрасли, как повышение качества библиотечных фондов и ресурсно-информационного потенциала библиотек страны, создание благоприятных условий для обеспечения беспрепятственного доступа всем гражданам Рос­сии к социально значимой информации и знаниям, культурным ценностям и мировым информационным ресурсам, повышение социальной востребованности  библиотек и их статуса общедоступных информационных, образовательных и культурно-досуговых  центров.

     Исходя из вышесказанного, можно определить следующие стратегические задачи развития кадрового состава российских библиотек:

- повышение оплаты труда работников библиотек адекватно их вкладу в увеличение культурного, образовательного и интеллектуального потенциала России, что будет способствовать росту социального престижа библиотечной профессии и качества библиотечных услуг;

- приоритетное развитие непрерывного библиотечно-информационного образования, обеспечивающего комплексное обновление профессиональных знаний, умений и навыков библиотечных кадров посредством регулярного повышения их квалификации и переподготовки по актуальным направлениям модернизации библиотечного дела [6].

   Для решения данных стратегических задач предстоит оптимизировать социально-экономическое обоснование необходимости повышения заработной платы работникам библиотек, обеспечить его нормативно-правовое закрепление и скорейшее проведение в жизнь.

    Прошедший в последние годы переход на отраслевую систему оплаты труда позволяет максимально использовать возможности компенсационных и стимулирующих доплат и надбавок для того, чтобы уровень заработной платы библиотекарей был не ниже среднего по региону.

  Следует предусмотреть также ежегодную дополнительную государственную поддержку проектов, направленных на инновационное развитие библиотечного дела, с учетом материального стимулирования их разработчиков и участников;

- пересмотреть квалификационные характеристики работников библиотек, отразив в них новые требования к профессиональным компетенциям библиотечных кадров. Расширить номенклатуру должностей библиотечных учреждений, приведя ее в соответствие с их современными потребностями на основе Единого всероссийского классификатора должностей;

- создать нормативно-правовой механизм обязательного и гарантированного получения работниками библиотек с небиблиотечным образованием профессиональных знаний, необходимых им для выполнения нового вида деятельности (профессиональная переподготовка);

- сформировать систему государственного заказа на профессиональную переподготовку и регулярное повышение квалификации библиотечных кад­ров по ключевым направлениям реформирования и модернизации отрасли, и том числе развития национальной компьютерной библиотечно-информационной сети, сохранения документных ресурсов российских библиотек и обеспечения широкого доступа граждан к социально значимой информации;

-  создать Всероссийский координационный центр непрерывного профессионального библиотечно-информационного образования в целях согласованного взаимодействия всех образовательных структур отрасли и консолидации их деятельности; предусмотреть создание учебно-методи­ческих центров непрерывного образования в федеральных округах;

- разработать нормативно-правовой механизм целевого финансирова­ния системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации библиотечных кадров на федеральном и региональном уровнях, предусматривающий выделение из консолидированного бюджета в части расходов на библиотеки не менее 5% средств на профессиональное развитие их работников;

- в целях повышения качества непрерывного библиотечно-информационного образования ввести практику общественной профессиональной сертификации программ дополнительного библиотечного образования, реализуемых библиотеками и другими альтернативными структурами;

- сформировать новую систему управления кадровым потенциалом библиотек на основе персонал-стратегий, стимулирующих мотивацию труда библиотечных работников; создавать на рабочих местах необходимые условия для их профессиональной социализа­ции, продуктивной деятельности и творческого развития. От решения кадровых проблем отрасли в первую очередь зависит будущее библиотек и их социальная востребованность в век электронных коммуникаций и общества знаний [3].

Таким образом, от решения кадровых проблем отрасли зависит будущее библиотек и их востребованность в век электронных коммуникаций и общества знаний. Долг библиотечного профессионального сообщества – сосредоточить усилия именно на этом участке деятельности с целью минимизации негативных последствий кадрового кризиса последнего десятилетия.

Основой библиотечной системы страны и субъектов РФ являются муниципальные библиотеки. На 1 января 2017 г. в Орловской области насчитывается 453 муниципальные общедоступные библиотеки, относящиеся к системе Минкультуры России. Доля сельских библиотек в общем количестве муниципальных библиотек составляет 85 % (385 сельские библиотеки). 

    Число муниципальных библиотек медленно сокращается вследствие различных объективных причин: демографическая ситуация (уменьшение жителей в зоне обслуживания библиотек), новые административно-правовые реформы, проводимые в условиях местного самоуправления при недофинансирование отрасли культуры и др. По сравнению с 2005 г., т.е. за последние 11 лет, уменьшение произошло на 60 сетевых единиц, в т.ч. в сельском секторе - на 51 (2005 г. - 513 библиотек, в т. ч. 436 - сельских) [4].

   Точкой отсчета является 2005 г., т.к. именно с этого времени и далее происходят кардинальные изменения в сети и структуре муниципальных библиотек:

- процесс децентрализации (оптимизация ЦБС и перевод отдельных муниципальных библиотек в структуру культурно-досуговых организаций, оптимизация бюджетных расходов на содержание библиотек, комплектование библиотечных фондов, заработную плату),

- правовое реформирование, связанное с присвоением муниципальным библиотекам статуса юридического лица,

- переход библиотек в новые правовые формы (бюджетные и казенные организации),

- мероприятия после выхода Указа Президента РФ № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (от 07.05.2012) и Распоряжения Правительства РФ от 28.12.2012 № 2606-р «Об утверждении плана мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры» (план мероприятий «дорожная карта»), предусматривающих повышение оплаты труда работникам культуры при условии эффективной работы.

   Одним из важнейших ресурсов, без которых невозможно выполнение муниципальными библиотеками их функций и решение стоящих перед ними задач, являются люди, работающие в этих библиотеках. В последние годы, в связи с введением в действие ФЗ № 131-03 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» [1] в профессиональной печати появилось множество статей о проблемах сохранения сети муниципальных библиотек, вариантах ее реорганизации и моделях функционирования в новых условиях. Меньшее внимание уделяется проблемам состояния и путей оптимизации кадров муниципальных библиотек конкретных территорий: в основном такие материалы можно найти в отчетах и обзорах деятельности ЦБ субъектов РФ. И практически отсутствуют специальные материалы, посвященные анализу состояния и тенденций формирования кадров муниципальных библиотек, хотя проблемы изучения состава и путей оптимизации профессиональных ресурсов этих библиотек, составляющих большую часть – 4/5 – библиотек системы МК, требуют самого серьезного внимания методических центров всех уровней для выработки мер по их оптимизации и для построения стимулирующей системы непрерывного образования.

   Новым витком реформирования был ознаменован 2014 год. Можно выделить 3 этапа оптимизации региональной библиотечной сети.

  Первый связан с вступлением в силу ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», передавшего органам местного самоуправления полномочия по организации библиотечного обслуживания на муниципальном уровне. За эти годы юридически библиотечная сеть Орловской области сократилась на 106 сетевых единиц.

  Второй виток оптимизации связан с внедрением ФЗ-83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», который определил переход библиотек в новые правовые формы учреждений со статусом юридического лица.

  Третий - начался в 2012 г. после Указа Президента Российской Федерации № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», предусматривающего повышение оплаты труда работникам культуры при условии эффективной работы. Всем руководителям дали ясно понять, что необходимо «оптимизироваться»: сократить численность персонала, увеличить объем платных услуг, использовать внутренние резервы и ресурсы, тем самым, повышая эффективность своей деятельности.

   Местные власти сегодня самостоятельно решают, какую «цену» они готовы заплатить за повышение заработной платы, и как она отразится на качестве библиотечного обслуживания населения. Пока мы видим, что налицо дальнейшее сокращение сетевых единиц (уже на 190 только в Орловской области) и перевод на сокращенный рабочий день  [4].

   В ряде регионов начался процесс рецентрализации. Проблемы, связанные с организацией качественного библиотечного обслуживания, комплектованием и обеспечением сохранности фондов, заставляют власти восстанавливать централизованные библиотечные системы. Появились правовые основания для решения проблемы финансирования ЦБС из бюджета района.

  В 2012 г. Министерство культуры Российской Федерации выступило с законодательной инициативой о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части передачи полномочий в сфере культуры с уровня сельского (городского) поселения на уровень муниципального района. Соответствующие изменения в ФЗ-131 уже внесены следующими актами: ФЗ-244 от 03.12.2012 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» и ФЗ-104 от 07.05.2013 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс и отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием бюджетного процесса». Вопросы получения финансовой помощи местным бюджетам из бюджетов других уровней регулируются ст. 62 и ст. 63 ФЗ-131, а осуществление администрацией муниципального района полномочий местной администрации поселения ст. 15 ФЗ-131»Этот процесс прошел в Знаменском и в Глазуновском районах.

   Все чаще главы сельских поселений практикуют перевод библиотек в режим работы на неполный день. Почти 40% библиотек Орловской области  на селе работают в сокращенном режиме. Основанием является «нецелесообразность» ее содержания с точки зрения местной власти. На полную ставку работают сельские библиотеки только в 6 районах (Болховский, Глазуновский, Должанский, Корсаковский, Новосильский, Свердловский), 94% специалистов Орловского района, 89 % – Дмитровского. В остальных ситуация обстоит значительно хуже. Самое сложное положение в Троснянском и Покровском районах, в которых все работники переведены на неполный рабочий день. В целом по области, на полную ставку работают 76,0% специалистов муниципальных библиотек (в 2012 – 78,8%) [4].

  Динамичное развитие библиотечного дела ставит перед его работниками множество проблем, среди которых едва ли не главная - совершенствование кадрового состава муниципальных библиотек.

  Кадровая политика должна быть направлена на укрепление потенциала библиотек, стабилизацию и развитие библиотечных коллективов. Проблемы оптимизации профессиональных ресурсов библиотек России сложны и многообразны. Для их решения необходимы консолидированные усилия руководства самих библиотек, методических центров, учебных заведений, законодательных и исполнительных органов власти.

  Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время необходимо кардинально пересмотреть государственную кадровую политику в области библиотечного дела, переориентировать ее на решение современных задач - стабилизация экономического положения библиотек, поднятие престижа библиотечной профессии, формирование благоприятного социально-психологического климата библиотеки, совершенствование библиотечного образования и другие.

  Стратегической задачей развития кадрового состава библиотек в контексте задач их модернизации является приоритетное развитие непрерывного библиотечно-информационного образования, обеспечивающего комплексное обновление профессиональных знаний, умений и навыков библиотечных кадров посредством регулярного повышения их квалификации и переподготовки по актуальным направлениям модернизации библиотечного дела. А это, прежде всего, разработка на уровне муниципальных образований нормативно-правового механизма целевого финансирования системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации библиотечных кадров муниципальных библиотек.

  Также в каждом муниципальном образовании должен быть разработан комплекс мер по привлечению в библиотеки молодых специалистов и закреплению их на местах, в том числе и возможность обеспечения квартирами, детскими садами, доплатами социального характера.

  Только при условии решения комплекса обозначенных проблем по повышению качественного состава библиотечных кадров можно добиться заметных успехов в модернизации деятельности муниципальных библиотек Орловской области.

CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. 1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Текст]: федеральный закон от 06.10.03 № 131-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2003. - №40. - Ст.3822.
  2. 2. Основы государственной культурной политики (утв. Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808) » [Электронный ресурс ] .– 

Режим   доступа: http://www.pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&link_id=1&nd=102364581&intelsearch=- Загл. с экрана. -  Дата обращения: 10.03.2017.

  1. 3. Акилина, М.И. Влияние государства на развитие библиотек [Текст] / М.И. Акилина, Ю.А. Гриханов, Т.В. Майстрович //  Культура России: Информационно-аналитический сборник 2010 года. - Москва: ГИВЦ МК РФ, 2010. - С.38-56.
  2. 4. Итоги работы библиотек Орловской области в 2016 году[Электронный ресурс] / Н.З. Шатохина. - Режим доступа: http://www.buninlib.orel.ru/Arhiv/2017/doklad_2017.pdf. - Загл. с экрана. -  Дата обращения: 9.03.2017.
  3. 5. Кузнецова, Т.Я.  Библиотечные кадры сегодня и завтра: пути решения проблемы кадров, которые «решают все» [Электронный ресурс] / Т.Я. Кузнецова. - Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2008/disk/118.pdf. - Загл. с экрана. -  Дата обращения: 10.03.2017.
  4. 6. Шашкова, М.Н. Инновационное развитие молодежного кадрового потенциала организации [Текст] / М.Н. Шашкова // Информационный бюллетень РБА. - 2011. - №61. - С.147-149.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Борисова Ольга Олеговна - заведующий кафедрой библиотечно- информационной деятельности Орловского государственного института культуры , доктор педагогических наук, профессор

 

К оглавлению выпуска

муниципальные библиотеки

11.04.2017, 4765 просмотров.