Гагач М.Г. ВРЕМЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

  Социальные изменения представляют собой качественные преобразования в социальной структуре общества, характеризующиеся переменами в правилах поведения и организации общественной жизни. Эти перемены отражаются также в системе культурных символов, норм и ценностей. По мнению британского социолога Дж. Скотта, этот термин используется для описания «модификаций любого аспекта социальных процессов, моделей, социального взаимодействия или организации» (4). В самом общем смысле социальное изменение — это переход социальных систем, общностей и институтов из одного состояния в другое. Его можно также конкретизировать понятием развития, или необратимым, направленным изменением материальных и идеальных объектов. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры, в том числе возникновение, трансформация или исчезновение его элементов и связей. Способность к изменениям составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания. Социальная практика и становление научной мысли подтвердили сложный, неоднозначный характер процессов развития и их механизмов.

  В конце XIX в. французский философ и социолог О. Конт предположил о существовании закономерных  стадий в интеллектуальном и историческом развитии человечества, заложив основы эволюционной теории развития общества. В дальнейшем стремление рассматривать историю с точки зрения прогресса, направления и стадий развития мы находим в работах таких социологов, как Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Ф. Теннис, Р. Арон, Д. Белл, 3. Бжезинский, А. Тоффлер, Т. Парсонс, французских социологов и политологов А. Турэна и Ж. Фурастье,  неоэволюционистов середины XX в. Д.Стюарта, М.Салинса, М.Харриса. Концепция социального эволюционизма занимает доминирующее положение в социологии при истолковании социальных изменений. Наряду с ней широкое распространение имела теория революционного преобразования общества, основоположниками которой были К. Маркс и Ф. Энгельс.  Марксистская концепция общественного развития базировалась на формационном подходе в интер­претации истории.

  Нужно отметить, что все эти теории базируются на идее прогресса, при этом существуют теории, отрицающие возможность прогрессивного развития. Одной из них является концепция культурно-исторических типов развития общества. В ней делается акцент на многолинейности развития об­щества и культуры, вычленяются определенные типы социальной и культурной систем, подчеркивается их своеобразие и выдвигается идея замкнутости локальных культур и цивилизаций. Теория культурно-исторических типов сформировалась как антитеза линейной европоцентристской теории общественного развития, согласно которой всё историческое развитие осуществляется в рамках единой и неделимой цивилизации и представляет однонаправленный, закономерный процесс пе­рехода от низших ступеней к высшим. Основоположником теории культурно-исторических типов стал русский социолог Н. Я. Данилевский. В западной социологии сторонниками этой теории являются немецкий ученый О. Шпенглер и английский историк А. Тойнби.

  Своеобразную концепцию культурно-исторических типов развивал П. А. Сорокин. В качестве таких типов он рассматривал социокультурные суперсистемы. Сорокин предполагал, что в социокультурных процессах можно вычислить ограниченное во времени линейное движение, а также установить некоторые повторяющиеся ритмы смены одних социокультурных суперсистем другими. Он допускал наличие прогресса в общественном развитии и отмечал определенные черты новой формирующейся цивилизации, объединяющей все человечество. В настоящее время эта идея получила широкое распространение и развитие. Ее укреплению в науке и в общественном сознании способствовало осознание глобализации социальных и культурных процессов в современном мире.

  Отечественный исследователь А. Я Флиер считает, что в культурных процессах прежде всего проявляется динамика культуры, то есть изменение во времени состояния культурных систем и объектов, а также типовых моделей взаимодействия между людьми и их социальными группами. Под культурными процессами ученый имеет в виду «универсальные и устойчивые в своей повторяемости функциональные процедуры, поддающиеся классификации на основании общих признаков» (2, с. 390).

  Все культурные процессы связаны с осуществлением и обеспечением коллективной жизнедеятельности людей, повышением уровня их социальной интегрированности и социальным воспроизводством их сообществ. А. Я. Флиер различает социальные и исторические культурные процессы, выделяя при этом те, которые приводят к изменениям в культуре и обществе. В процессе общественного развития меняются и формируются новые технологии и инструменты деятельности, появляются знания, идеи, художественные произведения, символические обозначения, формы организации и регуляции совместных действий, способы обмена информацией. Затем порожденные культурные формы превращаются в образцы, нормы и правила осуществления той или иной деятельности, внедряются в общественную практику в качестве предпочитаемых и рекомендуемых образцов, чтобы люди могли осуществлять саморегуляцию своей социальной практики на основе  этих образцов. На базе отобранных образцов формируется система ценностных ориентаций, которая способствует развитию и модернизации нормативных предпочтений в сторону повышения их утилитарной и социальной эффективности. В целом нужно отметить, что накопление, обобщение и обмен информацией об окружающем мире и опыте коллективной жизнедеятельности людей способствуют повышению уровня их социальной интегрированности, улучшают взаимопонимание, а также способствуют разрешению возникающих противоречий и напряжений. В дальнейшем изменения в нормативной сфере влияют на формирование социокультурных институтов, совершенствование их структуры и организации.

  Мы видим, что все социальные и культурные процессы имеют определенную протяженность, протекают во времени. Время является основой и универсальным измерением любых социальных явлений, что создает условия для интегрирования времени в социальную теорию. Поэтому, наряду с представлениями о биологическом и психологическом времени, в науке используется понятие «социальное время». Понимая время как «непрерывное протекание человеческого существования», британский социолог Э. Гидденс выделил три формы социального времени:

  • - повторяемое ежедневно время социальной жизни, или «обратимое время»;
  • - постоянное время, или протяженность существования социальных институтов и обществ;
  • - продолжительность жизни индивида, или «необратимое время» (1, с. 99).

   Польский социолог П. Штомпка называет такие особенности времени как свойства социальной жизни: последовательность, протяженность, необратимость. По его мнению, все социальные действия встроены по времени внутрь более широких действий. Социальные процессы могут быть продолжительными или более краткими, протекают быстрее или медленнее, характеризуются ритмически или беспорядочно чередующимися интервалами. Например, можно сравнить более длинные периоды экономического процветания или кризиса с беспорядочным чередованием фасонов в мире моды.

  Ученый называет следующие функции социального времени:

1)                измерение длительности различных периодов деятельности,

2)                дифференциация времени (например, на рабочие, выходные и праздничные дни, отпуск и т.д.),

3)                синхронизация человеческой активности,

4)                координация действий индивидов в социуме и упорядоченность этих действий (3, с. 57-58).

  Значение этих функций изменяется по мере усложнения человеческого общества, его институтов и организаций. В современном обществе время регулирует, координирует и организует человеческую деятельность. Оно принимает форму ресурса, который можно потратить, сэкономить или распределить, и даже собственности, которую можно продать, обменять, сохранить. Природа и скорость социальных изменений напрямую зависят от фактора времени и связаны с ним. Некоторые исследователи полагают,  что в эпоху современности социальные изменения протекают быстрее, чем в прошлом. Можно сделать вывод, что социокультурные изменения происходят в каждом обществе, независимо от уровня его развития. Определенный прогноз социальных изменений невозможен. Социокультурная изменчивость представляет собой универсальное явление и является следствием взаимодействия целого ряда факторов. Изменения в одной сфере неизбежно приводят к изменениям в другой, то есть влекут за собой либо закономерные, либо случайные последствия.

 

Список литературы

1.Большой толковый социологический словарь: в 2 т. /Д. Джери, Дж. Джери / Пер. с англ. – М.: Вече, АСТ, 1999. – Т.1 - 544с.

2.Флиер, А.Я. Культурология для культурологов: учебное пособие для магистрантов, аспирантов и соискателей / А.Я. Флиер. - 3-е изд., перераб. и доп. – М., МГУКИ, 2009.  – 705 с.

3.Штомпка, П. Социология социальных изменений / Пер. с англ., под. ред. В.А. Ядова. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 416 с.

4.Shelly, Sh. Theories of Social Change: Meaning, Nature and Processes [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sociologydiscussion.com/sociology/theories-of-social-change-meaning-nature-and-processes/2364

 

Сведения об авторе

Гагач Мария Геннадьевна, кандидат философских наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры

К оглавлению выпуска

12.04.2017, 1599 просмотров.