Жидкова В.В. СОВРЕМЕННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ ИНДУСТРИИ ДОСУГА В ЗЕРКАЛЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
В условиях модернизационных процессов, происходящих в сфере индустрии развлечений, возникают повышенные требования к уровню социально-культурного обслуживания населения. Соответственно, актуальным становится вопрос о подготовке компетентных специалистов в индустрии досуга, способных ориентироваться в современных тенденциях отечественного рынка развлечений и владеющих инновационными социокультурными технологиями.
На сегодняшний день современная индустрия досуга синтезирует различные направления социально-культурной и рекреационно-оздоровительной деятельности.
Такое стремительное развитие сегмента индустрии досуга в Российской Федерации соответствует основным целевым установкам, сформулированным в Государственной программе Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 – 2020 годы, согласно которым современное культурное пространство, деятельность всех субъектов культурного процесса должны обеспечивать формирование у граждан Российской Федерации мировоззрения, общественного сознания, поведенческих норм, скрепляющих нацию и формирующих общегражданскую идентичность, чувство патриотизма; противостояние насаждению в российском обществе чуждых ему ценностей; широкую вовлеченность российского общества в процессы культурного строительства [2].
Термин «индустрия досуга» имеет множество интерпретаций среди современных ученых. Так, в энциклопедии культурологии «индустрия досуга» трактуется как проявление массовой культуры. Индустрия досуга причисляется к коммерческому сектору и неразрывно связана с понятием «коммерческий досуг». Также часто встречается определение «творческая индустрия», в основе которой лежит деятельность, направленная на раскрытие творческого потенциала, способного создавать добавленную стоимость и рабочие места путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности [4]
По определению В.З. Дуликова «Индустрия досуга — это отрасль по созданию оптимальных условий для досугово-рекреационной деятельности человека, в том числе предоставлению ему разнообразных досуговых услуг — на основе использования информационно-компьютерных технологи» [3].
Наиболее полную трактовку данного термина, на наш взгляд, содержит концепция Н.Н. Ярошенко, который индустрию досуга рассматривает как отрасль по созданию оптимальных условий для досугово-рекреационной деятельности человека, в том числе предоставлению ему разнообразных досуговых услуг – на основе использования информационно-компьютерных технологий и новейших технических средств [2].
Таким образом, процесс моделирования досугового пространства представляет собой сложный и многоступенчатый процесс. При этом, особая роль отводится личностным и профессиональным качествам специалиста индустрии досуга: они должны быть профессионально мобильными, способными к креативной переработке информации, компетентны в практических ситуациях, проявлять «готовность и умение специализироваться по отдельным отраслям науки, постоянно совершенствовать свои профессиональные знания и умения» [6].
Впервые на уровне высших учебных заведений культуры вопрос подготовки специалистов индустрии развлечений был решён в Московском государственном институте культуры, на кафедре социально-культурной деятельности, на которой в рамках направления 51.03.03 – Социально-культурная деятельность был открыт профиль «социально-культурные технологии в индустрии досуга».
Всего в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по этому направлению выделяется 29 профессиональных компетенций, из которых ключевыми являются следующие:
- «способность осуществлять финансово-экономическую и хозяйственную деятельность учреждений культуры, учреждений и организаций индустрии досуга и рекреации;
- готовность к осуществлению технологий менеджмента и продюсирования концертов, фестивалей, конкурсов, смотров, праздников и форм массовой социально-культурной деятельности;
- способность к художественному руководству клубным учреждением, парком культуры и отдыха, научно-методическим центром, центром досуга и другими аналогичными организациями;
- готовность к разработке целей и приоритетов творческо-производственной деятельности учреждений культуры, реализующих социально-культурные технологии (культурно-просветительные, культуротворческие, культуроохранные, культурно-досуговые, рекреативные);
- готовность к участию в апробации и внедрении новых технологий социально-культурной деятельности;
- способность проектировать социально-культурную деятельность на основе изучения запросов, интересов с учетом возраста, образования, социальных, национальных, гендерных различий групп населения;
- готовность к оказанию консультативной помощи специалистам социально-культурной сферы [5].
Также в учебном процессе основной акцент сделан на практико-ориентированном обучении, учитывающем виды профессиональной деятельности, в частности: творческо-производственная деятельность, организационно-управленческая деятельность, художественное руководство деятельностью учреждения культуры, научно-методическая деятельность, проектная деятельность, педагогическая деятельность.
Практико-ориентированная подготовка специалистов индустрии досуга заключается в освоении ими специфических особенностей отрасли, которые включают овладение современными культурными практиками и технологиями социально-культурной деятельности, а также и организационно-управленческими навыками.
Современные реалии требуют от будущего специалиста адекватного восприятия изменений, происходящих в досуговой сфере, которые он должен учитывать в своей профессиональной деятельности. Именно формирование ключевых профессиональных компетенций и постановка конкретных целей даст необходимый уровень практической подготовки, позволяющей в условиях конкуренции и быстро развивающегося общества занять свою нишу в сегменте индустрии развлечений и создавать инновационный культурный продукт.
Список литературы
- 1. Григорьева Е. И., Ярошенко Н. Н. Специфика подготовки кадров для социально-культурной сферы на основе новых образовательных стандартов третьего поколения // Социально-экономические явления и процессы. 2010. №6 С.235-237.
- 2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 – 2020 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 2567-р)
- 3. Дуликов В. З. Индустрия досуга: к интерпретации понятия // Вестник МГУКИ. 2014. №3 (59) С.121-127.
- 4. Ивлева Т.Н. Интенсивные технологии в подготовке студентов вуза для современной индустрии досуга // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2016. №34 С.217-221.
- 5. Постановление Правительства Российской федерации от 11 августа 2016 года №995 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность (уровень бакалавриата)
- 6. Родионов И.М. Практико-ориентированная подготовка специалистов индустрии досуга // Культура и образование. – Ноябрь 2015. - № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2015/11/3779 (дата обращения: 19.12.2016)
- 7. Ярошенко, Н.Н. Воспитательный потенциал современной индустрии досуга / Н. Н. Ярошенко // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2015. – № 4 (44). – С. 28–35.
- 8. Ярошенко Н.Н. Индустрия развлечений в современном культурном пространстве России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 3 (71). С. 122-132.
Сведения об авторе
Жидкова Вероника Вадимовна, магистрант кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры (г. Москва). E-mail:veronika_zhidkova@list.ru
12.04.2017, 4300 просмотров.