Шаршукова И.В. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЫНКА КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО АНАЛИЗА

Государственная культурная политика России представляет собой сложный комплекс, развитие которого связано с системой государственной поддержки в сфере финансирования, организации и управления деятельности учреждений культуры и искусств, совершенствование нормативно - правовой базы. Внедряются новые условия функционирования учреждений культуры и искусств, более активно воплощаются различные условия и формы хозяйствования и предпринимательской деятельности.

В этих условиях важным фактором в развитии отрасли культуры и искусств должна стать ее коммерциализация и превращение продукта культуры в экономический продукт, к которому предъявляются определенные требования. Но при этом возникает ряд противоречий. Они связаны с тем, что коммерциализация культуры может привести к несогласованности художественно - эстетических интересов создателей продукта культуры с экономическими интересами учреждений культуры и общества, поскольку задержится формирование здоровых культурных потребностей и соответствующей культурной деятельности.

Преодоление такого рода противоречий при коммерциализации культуры, требует дальнейшего совершенствования системы перспективного прогнозирования развития культуры и искусства в России, при одновременном предоставлении творческим коллективам большей самостоятельности в выборе направленности своего развития, формирования репертуарной политики, организации как основной, так и коммерческой деятельности.

Культурная политика России в условиях рыночных отношений вызывает необходимость оптимизации структуры источников финансирования учреждений культуры и искусств, рационального их сочетания и использования. Фонды общественного и особого потребления в сфере культуры формируются за счет бюджетных средств и привлечения средств из различных внебюджетных источников. Государственное финансирование культуры и искусств пока еще остается основным источником их содержания, хотя и недостаточным.

Необходимо отметить, что в предпринимательской деятельности некоммерческих учреждений социокультурной сферы получение прибыли не предусматривается, а доходы направляются на воспроизводство последующей деятельности. И эти учреждения по закону не могут себе позволить заниматься деятельностью, которая выходит за рамки их миссии [1, с.448].  Между тем, расходы на содержание учреждений культуры досуговой деятельности в условиях рынка постоянно увеличиваются. А так как бюджетные средства ежегодно сокращаются, то при этом ограничивается степень гарантированного удовлетворения потребностей населения в культурно - досуговых мероприятиях и услугах.

Ежегодно из бюджета на содержание учреждений культуры и искусств выделяется лишь 30-35% от общей суммы необходимых средств. На рис.1. приведено распределение расходов по учреждениям культуры.

Рисунок 1

Они покрывают лишь расходы на заработную плату и некоторые хозяйственные расходы, при этом, наблюдается значительное расхождение в выделении средств из местных бюджетов на содержание учреждений культуры в отдельных округах (Рис.2).

Рисунок 2

Анализ диаграммы показывает, что наибольшие средние зарплаты у работников культуры в Центральном, Северо-западном, Уральском и Дальневосточном федеральных округах. В остальных областях средний уровень зарплаты меньше 20000 руб/мес., это свидетельствует об отсутствии должного внимания к развитию культуры в этих округах со стороны местных органов. В этих условиях возникает необходимость более широкого привлечения к финансированию культуры внебюджетных фондов за счет развития предпринимательской деятельности учреждений культуры и связей со спонсорами и меценатами коммерческого и частного секторов.

В России появились и начали распространяться первые ростки коммерческой деятельности учреждений культуры. Так, отдельные учреждения культуры и искусств уже начали развивать договорно заказные отношения между различными субъектами социально - культурной деятельности. В результате появляются дополнительные источники финансирования учреждений культуры за счет использования системы договоров с конкретными заказчиками предпринимателями, организациями, школами, спортивно - оздоровительными комплексами, прочее. Так, например дом культуры в соответствии с договором с конкретным предприятием обязуется обеспечить содержательную культурную программу для его работников, предоставление ее в течение срока, который определен в договоре за соответствующую компенсацию средствами предприятия.

Договорная система уже распространяется и в деятельности библиотек. Государственные библиотеки заключают договоры с предприятиями, организациями, научными учреждениями на приоритетное информационно-справочное обслуживание работников, предоставления им новой отечественной и зарубежной научно - справочной и технической литературы, организации межбиблиотечного абонемента, подготовку регулярных рефератных осмотров, составления специализированных картотек по целевым заказам и т. д.

По договорной системе средства, поступающие в учреждения культуры от предприятия заказчика, формируются в результате обмена ресурсами между заказчиками и исполнителями за предоставление духовного продукта и виде концертов, выставок или вечеров отдыха. В перспективе эта форма договорных взаимоотношений между предприятиями и учреждениями культуры имеет место распространяться.

Другим внебюджетным источником финансирования учреждений культуры является предоставление потребителям платных услуг, которые в условиях рынка привлекаются к товарно-денежному обращению, приобретают товарную форму. Услуги имеют цену, которая базируется на основе затрат на их предоставление, то есть имеется в виду себестоимость и определенную прибыль. Но в соответствии с [3] прибыли, которые получают учреждения культуры от оказания платных услуг и других видов коммерческой деятельности, облагаются налогами на общих основаниях.

С развитием новых культурных технологий и культурного сервиса перечень платных услуг ежегодно распространяется. Организация работы учреждений культуры по предоставлению этих услуг обеспечивается на основе принципа самоокупаемости и рентабельности, что дает им возможность более целенаправленного осуществления своей деятельности в современных условиях. Но при этом следует учитывать, что в современных экономических условиях наблюдается снижение платежеспособного спроса населения, что требует дифференцированного подхода к формированию доходов учреждений культуры с учетом осуществления скидок цен на билеты при проведении мероприятий для отдельных слоев населения (детей, инвалидов, пенсионеров, малообеспеченных семей, студентов). При определении цен на услуги культуры следует учитывать полное покрытие расходов, связанных с их предоставлением и получением прибыли, с определением рентабельности в размере до 20%, то есть с учетом реальной экономической ситуации в регионе, а также периодичности проведения мероприятий.

Необходимо в области культуры и искусств шире применять гибкую систему цен, как на мероприятия основной деятельности, так и на различные услуги. На практике эта система уже применяется театрами, которые устанавливают повышенные цены на премьерные спектакли, а также концертными организациями во время гастролей известных актеров, популярных "звезд" эстрады. Но при этом следует применять оптимальные средние цены с учетом платежеспособного спроса населения.

Целесообразно применять практику продажи билетов на культурные мероприятия с некоторой скидкой в школах, колледжах, высших учебных заведениях, трудовых коллективах, которая гарантирует заведениям культуры обеспечивать высокую заполняемость зрительных залов при проведении спектаклей и концертов. Наряду с традиционными платными услугами заведениям культуры и искусств надо развивать такие виды предпринимательской деятельности, как осуществление аудио - видео записей с использованием аудиовизуальных материалов потребителей, ксерокопирование и микрофильмирования, работа с электронными каталогами, компьютерными базами данных и так далее.

Развитие предпринимательства в сферах культуры способствует формированию чисто коммерческого сектора, который в рыночных условиях более оперативно и гибко реагирует на конъюнктуру рынка досугового спроса в соответствии с изменением культурных приоритетов, умеет находить привлекательные "ниши" в меняющихся социально - культурных реалиях. Поэтому в современных условиях целесообразно внедрять такие направления коммерческой деятельности как реализация и сдача в аренду имущества и помещений, торговля покупными изделиями и оборудованием, оказание посреднических услуг.

Наиболее прибыльными в сфере досугового бизнеса есть такие коммерческие организации, как ночные клубы, казино, клубы спортивно - оздоровительного характера, лечебно-оздоровительные комплексы, различные учебные центры восточных единоборств, боулинга, шейпинга.

Приоритетным направлением в деятельности коммерческих заведений также индустрия массового досуга и развлечений. Прежде всего такие, как шоу - бизнес, рок - ансамбли, коммерческие фестивали, конкурсы, массовые праздники, а также организация видеосалонов, дискотек, любительских клубов в сочетании с кафе, барами и ресторанами. Широко начали распространяться различные конкурсы красоты, парады мод, круизы, спортивные зрелища.

Предпринимательская и коммерческая деятельность учреждений культуры может развиваться также за счет предоставления в аренду основных фондов и имущества, помещений под офисы, коммерческие киоски, мини маркеты, кафе, бары, рестораны. Большим спросом пользуются платные курсы, которые организуют учреждения культуры по таким специальностям как: бухгалтеры, менеджеры, маркетологи, референты, делопроизводители, обладающих навыками компьютерной грамотности, специалисты лечебно-оздоровительного массажа, ручного и машинного вязания, кройки и шитья. Успех коммерческой деятельности этих направлений в значительной степени зависит от выбранной стратегии культурного маркетинга, проведение предварительных маркетинговых исследований этого рынка.

Так же заведениям культуры и искусств необходимо постоянно проводить маркетинговые исследования по изучению рынка культуры. Это даст им возможность создавать культурно - интеллектуальные продукты и услуги, которые пользуются спросом у населения, а также формировать новые потребности, предлагать новые услуги. В соответствии с этим должно распространяться реклама, внедряться такие формы доведения культурного продукта и услуг к потребителям и материального стимулирования работников, выполняющих эту работу.

Внедрение маркетинга в области культуры и искусства связано с изучением и анализом внешней среды, его влиянием на деятельность учреждений культуры, то есть поиска средств адаптации к изменениям в законодательно-нормативной базе, экономическом состоянии государства и регионов, поведения потребителей, наличия конкурентов, поставщиков и посреднических структур. На основании проведения анализа рынка и изменений во внешней среде, учреждения культуры определяются главные направления развития культурно - досуговой деятельности, освоение новых видов услуг для населения, создание условий для нерегламентированного досугового общения, содержательного проведения свободного времени, а также создание условий для творческого развития личности, повышение культурного уровня и эстетического воспитания населения.

Все эти направления должны быть отражены в планах учреждения культуры, четко определены объемы творчески-производственной деятельности и финансовых источников, материально-техническое обеспечение и социальное развитие коллектива.

Внедрение маркетинга в деятельности учреждений культуры, вызывает необходимость существенных изменений в управлении их деятельностью на основе применения стратегического управления и планирования, главными направлениями которого являются:

• формирование новых эстетических вкусов населения;

• определение проблем в кадрах и подготовка творческих коллективов;

• разработка новых видов услуг и технологии их производства;

• формирование источников финансирования;

• развитие новых взаимоотношений с меценатом и спонсорами;

• установление международных связей поиска инвесторов для культурно - досуговых программ.

Все эти направления в совокупности составляют маркетинговую стратегию, на основе которой определяется тактика и пути ее трансформации в конкретных задач учреждения культуры с ее осуществления, достижения социально-общественного эффекта и минимизации экономического риска.

В укреплении финансово - материальной базы отрасли культуры сегодня большую роль играют различные виды добровольных пожертвований, взносов, отчислений, поступающих от частных лиц, предприятий и фирм по целевому назначению на культурные нужды. То есть речь идет о спонсорстве и меценатстве, которые в России практически только начали развиваться.

За последнее время в России появились новые формы сотрудничества предприятий и коммерческих структур с целью объединения материальных и финансовых ресурсов и направленности их на восстановление храмов, историко-культурных памятников, организации и проведения совместных акций для воспитанников детских домов и интернатов, а также для инвалидов и пенсионеров. Такое сотрудничество заслуживает всяческой поддержки с целью дальнейшего развития этих отношений в России.

В современных условиях должно быть существенно усилена поддержка предпринимательской деятельности в сфере культуры со стороны государства путем создания условий для привлечения инвестиций и направленности их на развитие учреждений культуры и искусств. Требует постоянного совершенствования и сам механизм финансовой поддержки предпринимательства. Речь идет о целевом налогообложении доходов учреждений культуры и искусств, предоставления им целевых кредитов под осуществление культурных программ, а также распространение государственного финансирования, включая выделение средств на проведение мероприятий социально-творческих заказов.

 Список литературы

1. Чижиков В.М., Чижиков В.В. Теория и практика социокультурного менеджмента. М.: МГУКИ, 2008.

2. Федеральная служба государственной статистики// Электронный ресурс - http://www.gks.ru

3. Налоговый кодекс Российской Федерации

Сведения об авторе

Шаршукова Иева Витальевна, магистрантка  кафедры менеджмента социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры, e-mail: ieva.sharshukova@mail.ru

К оглавлению выпуска

мероприятия

12.04.2017, 2771 просмотр.