Гапоненко А.В. РОЛЬ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОВ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕНЫХ ОСНОВ ЛИЧНОСТИ ЖИТЕЛЯ СОВРЕМЕННОГО МЕГАПОЛИСА

В современном мире в силу объективных и субъективных причин большая часть традиций народной художественной культуры оказалась забыта или утрачена совсем. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Политическая ситуация в мире также вынуждает прибегнуть к традициям народной художественной культуры как к действенному инструменту, с помощью которого можно предотвратить распад духовной и ценностной основы общества и способствовать его консолидации. Для того, чтобы традиции не утратили свое значение, необходимо с раннего детства прививать любовь к своей культуре. Среди традиционных форм народной художественной культуры необходимо выделить жанр сказки, так как эта форма является одной ведущей в вопросах формирования нравственных основ личности жителя современного мегаполиса.

В настоящее время актуальным становится практическое решение проблемы угасания этнических форм русской культуры. Отрицательную роль в этом процессе играет недостаточность знаний о народной культуре, а временами сознательное неприятие народной культуры. Вот почему многими учеными борьба за сохранение национально-культурного своеобразия рассматривается, как стремление воскресить давно и безвозвратно ушедшие в прошлое обычаи.

Традиции народной художественной культуры — реальность, оказывающая мощное влияние на политические, экономические, социальные, этнические, духовные процессы в современном мире. Многие специалисты рассматривают процесс возрождения традиций народной художественной культуры, как одно из эффективных средств, противостоящих наиболее агрессивным формам современной массовой культуры, «суверенизации» национальных ценностей, унификации и американизации культуры разных народов.

Ведущую роль в процессе возрождения традиций народной художественной культуры играет  социально-культурная деятельность. В теории и практике социально-культурной деятельности накопился достаточный арсенал для  сохранения и распространения  культурных и духовных ценностей, а также формирования социальной адекватности.

Народная художественная культура проявляется в нескольких формах: декоративно-прикладное искусство, фольклор, празднично-обрядовая культура, мифология. Важнейшую роль в формировании нравственных основ личности жителя современного мегаполиса играет, несомненно, фольклор. Именно сказки являются источником знаний, необходимых в воспитательном процессе.

Народная художественная культура является предметом многочисленных искусствоведческих и этнографических исследований. Анализ данных литературных источников показал, что народная художественная культура может рассматриваться как первая социальная модель социализации, наиболее емкая и полная. Она - самое масштабное образование, из которого вырастают все остальные трактовки  социализации. Именно по этой причине формы народного творчества нуждаются в возрождении, в социально-культурной поддержке, в продвижении во всех областях социальной жизни человека.

Вопросы сохранения традиций, использования их в педагогической и воспитательной деятельности поднимали в своих работах следующие ученые: Григорьева Е.И.[3], Абрашина И.В.[1], Спирина М.Ю.[6], Солодовникова Н.В.[5], Чардынцев В.С.[9], Слыханова В.И.[4], Ултургашева И.Г.[7], Алексеева О.И.[2], Ха Дык Нгок [8] и другие. Но, тем не менее, эта тема остается не менее актуальной в наше время.

Народная художественная культура изначально воспитательна, она дает детям уроки порядка, образованности, нравственности. Целенаправленное ознакомление человека с народной культурой представляет собой процесс решения совокупности различных педагогических задач, из которых, на наш взгляд, наиболее важной является формирование общего представления о культуре русского народа, ее богатстве и красоте, развитие творческого потенциала человека, творческого самовыражения, формирование этических нравственных ценностей, лежащих в основе народной культуры, духовное развитие.

Авторский проект «За тридевять земель» может стать примером, как с помощью русских народных сказок можно способствовать формированию нравственных основ личности различных возрастных и социальных категорий населения мегаполиса.

«За тридевять земель» - это не просто публичное чтение сказок, это мероприятие, помогающее окунуться в атмосферу жизни наших предков, прикоснуться к истории и образам русской культуры. Многие знают русские сказки, но далеко не каждый сможет соотнести образы и смыслы, понять, что несет в себе каждая из них.  

Концепция данного проекта состоит в том, чтобы осветить главные аспекты нашей родной культуры, сформировать у аудитории понимание важности возрождения традиций и передачи этих традиций из поколения в поколение.

Цель проекта – популяризация традиций народной художественной культуры, а также определенный способ наладить коммуникативную связь между родителями и детьми. В наше время общение родителей и детей очень затруднено, а это очень важный аспект в воспитании подрастающего поколения. Дети должны знать, на чем основывается наша культура, а родители – тот самый источник информации.

Проект включается в себя: чтение русских народных сказок аниматорами в народных костюмах, разъяснение сакрального смысла ведущими, анимационная программа, разрисовывание славянских сказочных персонажей.

В конце мероприятия детям предлагается наклеить на «Мировое Древо» своего сказочного персонажа, которого он разукрасил.

Проект рассчитан на камерную аудиторию, поэтому были использованы соответствующие формы народной художественной культуры: словесный фольклор, мифология. Мероприятие было организовано посредством следующих технологий социально-культурной деятельности: рекреативно - оздоровительная, культурно-воспитательная, познавательно-развивающая.

Результаты реализации  проекта показали, что проект заинтересовал местных жителей, и к нам на пилотную версию пришло более 30 человек, тогда как мероприятие было рассчитано на аудиторию вдвое меньшую. Проект неоднократно повторялся и на других культурных площадках города Москвы, и был очень интересен участникам. Подтверждением этому служат отзывы родителей о нашем мероприятии.

Интерес, проявленный к проекту, позволил сделать предположение, что проект имеет достаточно высокий потенциал для развития и может быть ориентирован на массовую аудиторию, при условии его соответствующей доработки.

Различные формы народной художественной культуры являются носителями определенной информации, которая должна передаваться из поколения в поколение. Русские народные сказки – мощный рычаг, способствующий формированию нравственных основ личности жителя современного мегаполиса.

Апробация авторского проекта «За тридевять земель» показала, что жители мегаполиса заинтересованы в  том, чтобы сохранять наши традиции, передавать их из поколения в поколение. К русским народным сказкам проявляют интерес не только младшее поколение, но и взрослые, что способствует укреплению семейных взаимоотношений, установке контакта между взрослыми и детьми, и процессу передачи информации, необходимой для формирования основ личности детей.

Список литературы

  1. 1. Абрашина И.В. Русские народные подвижные игры как средство воспитания нравственного поведения в процессе обучения: дис….канд. пед.наук. - СПб, 2005.
  2. 2. Алексеева О.И., Русская народная песня как этнокультурный концепт : дис. ... канд. филос. наук./ О.И. Алексеева.- Белгород, 2006. – С.125
  3. 3. Григорьева Е. И. Культурно-исторические судьбы народных промыслов Центральной России, XVIII-XX вв.: дис. … д-ра культурологии: 24.00.02 / Е. И. Григорьева. — СПб., 1999.
  4. 4. Слыханова В.И.  Русский народно-сценический танец в контексте региональной культуры России : традиции и новаторство : автореф. дис. ... канд. культуролог. наук : / В.И.Слыханова.- Москва, 2012.
  5. 5. Солодовникова Н.В. Традиции и новации в народной художественной культуре : дис. ... канд. филос. наук/ Н.В. Солодовникова .- Белгород, 2006 .
  6. 6. Cпирина М. Ю. Традиционное прикладное искусство и образование: традиции и инновации в третьем тысячелетии / М. Ю. Спирина // Методология педагогики: педагогическая наука и педагогическая практика как единая система : материалы междунар. науч.-практ. конф. – Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2012. – I часть.
  7. 7. Ултургашева И. Г.. Культурологический анализ этнохудожественного образования: история и современность : дис. ... канд. культуролог. наук / И.Г. Ултургашева. - Кемерово, 2006.
  8. 8. Ха Дык Нгок Народная художественная культура как фактор воспитания: Дис. ... канд. пед. наук /Ха Дык Нгок. - Мурманск, 2005.
  9. 9. Чардынцев В.С, Социально-культурное обеспечение развития русской инструментальной фольклорной традиции: дис. … канд. пед. наук / В. С. Чардынцев.- Барнаул, 2005.

 

Сведения об авторе

Гапоненко Алёна Владимировна, магистрант кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры, alenabram13@gmail.com

К оглавлению выпуска

мероприятия, популяризация литературы, чтение, Челябинск

12.04.2017, 1608 просмотров.