Чесноков М.А. ФОРМИРОВАНИЕ СПОРТИВНО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЁЖИ В ФИТНЕС РЕАЛИТИ-ШОУ

Актуальность статьи определяется проблемой организации досуга молодёжи в современном обществе. Двадцать первый век связан с непрерывным развитием различных индустрий и молодёжь всё больше времени проводит в виртуальной реальности, используя разнообразные гаджеты и другие устройства для связи с внешним миром. Многие социальные сети, в которых молодые люди проводят большую часть времени хранят в себе большое количество информации, несущей за собой ложные ценности разрушающие понимание патриотического воспитания и здорового образа жизни.

В.Г.Белинский  говорил, что патриотизм состоит не в пышных возгласах и общих местах, но в горячем чувстве любви к Родине, которое умеет высказываться без восклицаний и обнаруживается не в одном восторге от хорошего, но и в болезненной враждебности к дурному, неизбежно бывающему во всякой земле, следовательно, во всяком отечестве.

Двадцатый и двадцать первый век тесно связан с развитием различных видов спорта и спортивной индустрии. В после военное время, в СССР особое внимание уделялось развитию массового физкультурного движения и повышению мастерства советских спортсменов. Целью стояло обязать все партийные, комсомольские и профсоюзные организации обеспечить широкое распространение физической культуры и спорта среди молодёжи, с миссией воспитать здоровое и сильное поколение советских граждан.

«Партия считает одной из важнейших задач, — говорилось в Программе КПСС. — обеспечить воспитание, начиная с самого раннего детского возраста, физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил. Это требует всемерного поощрения всех видов массового спорта и физической культуры, в том числе в школах, вовлечения в физкультурное движение все более широких слоёв населения, особенно молодёжи [10]».

Спортсмены СССР участвовали в Олимпийских играх с 1952 по 1988 год. СССР был одним из лидеров по количеству завоеванных спортсменами медалей. Молодёжь воспитывалась на примере спортсменов из разных силовых видов спорта, в частности тяжёлой атлетики.

Такие имена как Леонид Жаботинский, Юрий Власов, Василий Алексеев внесли огромный вклад в историю советского спорта и сформировали сильное поколение молодых спортсменов. Но со временем и с развитием техногенного общества, спортивная культура начала терять обороты в рамках массового физкультурного движения. Новые виды досуга вытесняли спорт из повседневной действительности. Партия отказывалась принимать в объятья новые виды спорта формирующиеся на западе. В частности образование такого вида спорта как культуризм.  Традиционно демонстрация телосложения и силы в СССР была связана с цирком. Так, в 1948 году в Концертном зале имени П. И. Чайковского в Москве был проведен конкурс красоты телосложения, победителем которого стал известный цирковой акробат Александр Ширай.

В СССР культуризм (bodybuilding) был под запретом и не имел государственной поддержки. Культуризм являлся субкультурой и развивался в подвальных помещениях, в узких кругах энтузиастов. Но партия не обратила внимание на параллельное формирования новых, отнюдь не оздоровительных формах досуга молодёжи. Так называемая мода сильного и красивого тела сменилась на западные стили одежды и причёсок, неизвестным и манящим маркам алкоголя и табака. Культуризм не развивался до начала 90-ых годов, до образования первых соревнований в этом виде спорта. Развитие техногенного общества дало толчок в формировании новых форм досуга и развитию в России такой спортивной индустрии и социального движения как фитнес.

Патриотизм - любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Патриотизм - «... одно из наиболее глубоких чувств. закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств [7, С. 190]».

Молодёжь - это особая социально возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как «совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума [9]».

Патриотическое воспитание представляет собой «систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [4, с. 3-4]».

Основными задачи, которые стоят перед специалистами социально-культурной деятельности являются:

- формирование моральных и нравственных качеств патриотизма в сознании молодежи;

- воспитание преданности Родине и готовности к ее защите;

- обеспечение преемственности поколений;

- подготовка молодых людей к службе в Вооруженных силах РФ;

Исходя из представленных определений, следует отметить, что из любви к отечеству общество способно предоставлять возможность социального становления, помогать развивать новые формы рекреативно - оздоровительного досуга (фитнеса) для формирования правильных патриотических ценностей молодёжи. Следует обратить внимание на развитие новых видов досуга России.

Фитнес, как форма досуга и социального движения взял начало в Германии и его фундаменталистом являлся Евгений Сандов - основоположник современного культуризма, имеющий русские корни. Позже его идеи взял за основу основатель фитнес индустрии, американец Джо Вейдер. В последствие фитнес как форма досуга, начал популяризироваться в странах запада и не развивался как форма досуга в России.

Развитие сети интернет, появление глобальных видеохостингов, позволяет современному человеку легко и доступно ознакомиться с любой интересующей его информацией. Фитнес как и любая современная индустрия хорошо развивается в связи с появлением крупных видеохостинговых каналов в сети интернет. Это оказывает позитивное влияние на популяризацию спорта и здорового образа жизни, так как даже не вовлечённый в спорт молодой человек может получить информацию, которая может воздействовать на его мотивацию встать с дивана и попробовать изменить свой досуг в лучшую сторону.

Серьёзный вклад в формирование спортивно-патриотических ценностей внес спортивный проект "Бодимания"(Bodymania) на базе видеохостинговой компании Youtube. В рамках проекта проводились съёмки реалити-шоу «Теперь ты в теме», целью которого было помочь молодым спортсменам подготовиться к первым в их жизни соревнованиям по бодибилдингу (культуризму) и популяризировать российский фитнес на международном уровне. Проект начался в августе 2015 года, в сезон предсоревновательной подготовки турнирам по фитнесу.

Автор статьи принимал участие в кастинге из 150 участников на реалити-шоу «Теперь ты в теме 1».

В процессе съемок и нашего участия в проекте было замечено, что молодёжь с высоким энтузиазмом относится к спорту и здоровому образу жизни, стремиться популяризировать свой досуг, используя участие в данном реалити-шоу. Участниками использовались современные социальные сети Istargram и Facebook, где они освещали идеи фитнеса и здорового образа жизни на своём примере. В проекте принимали участие разные возрастные группы молодёжи. Категории:

- юноши ( до 18 лет);

- юниоры(до 23 лет);

- мужчины (старше 23 лет).

Эти три группы хорошо взаимодействовали между друг другом и подавали пример здоровой и сильной молодёжи зрителям канала "Бодимания".

При съёмках второй части проекта "Теперь ты в теме 2", на кастинг пришло уже более 700 молодых людей. Это показало эффективность реалити-шоу на популяризацию здорового образа жизни и желанию принимать участие в такой форме рекреативно - оздоровительного досуга, как фитнес.

Но на этом существование проекта не прекратилось. На кастинг следующей части проекта пришло уже более 1500 молодых людей. Это доказало эффективность привлечения молодёжи к спорту. За счёт активного внедрения проекта через видеохостинговый канал, выросло количество просмотров и людей желающих попробовать себя в спорте.

Впоследствии возникла проблема с дальнейшим развитием проекта. Съёмки и кастинг "Теперь ты в теме" происходили в городе Москва, соответственно многие люди из других городов  не смоги принять участие в проекте из-за отсутствия финансовых возможностей. Организаторами было принято решение расширить географию проекта и внедрить его по нескольким городам России - Санкт-Петербург, Екатеринбург, Симферополь, Москва. Причём так же была разработана другая стратегия ведения проекта.

В четвёртой части "Теперь ты в теме" организаторы не стали ставить основной целью помощь в подготовке молодых людей к соревнованиям. Главными задачами стали помочь людям измениться, а то есть сбросить лишний вес, улучшить состояние здоровья. Причём убрались так же и возрастные ограничения. На кастинг пришли уже более 2000 людей в каждом городе.

Развитие и популярность проекта в социальных сетях и видеохостинговых платформах, доказывает потребность российской молодёжи в рекреативном досуге и ведении здорового образа жизни, что в свою очередь активно развивает спортивно-патриотические ценности. Стремительная популяризация проекта "Теперь ты в теме" подтверждает необходимость в создании подобных проектов на базе других видов спорта, способствующих правильному формированию ценности молодёжи в обществе. Существует определённая необходимость в создании альтернативных проектов и внедрения их в "Программу патриотического воспитания Российской Федерации".

В завершении хотелось бы отметить, что основной целью спортивно-патриотического воспитания является развитие духовности и социально значимых ценностей, развитие высокой трудоспособности и готовности к активному проявлению себя в различных сферах жизни общества. Современный мир позволяет находить новые методы педагогической работы с молодёжью [9; 11; 12]. Вопреки развитию разнообразных форм пассивного досуга через компьютеризацию общества, на тех же платформах появляются новые социально-культурные проекты способствующие развитию у молодёжи, необходимых для общества патриотических ценностей.

 Список литературы :

 1. Акунина Ю.А. Молодежные движения современной России: протест и созидание // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 3. С. 123-127.

2. Гагач М.Г. Современные направления социально-культурной работы с молодёжью // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 5 (67). С. 150-154.

3. Гагач М.Г. Активные методы обучения в системе вузовской подготовки специалистов по работе с молодежью // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 4 (48). С. 149-152.

4. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы".

5. Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. "Соц.-культур. деятельность" и специальности "Социал.-культур. деятельность" / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - М. : Моск. гос. ун-т культуры и искусств, 2004. - 539 с.

6. Козлов А.А. Отношение общественного сознания к проблеме воспитания. СпбГУ, 2000.

7. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 37. С. 190.

8. Мануйлов Б.Б. Организация рекреационного досуга в условиях мегаполиса: социально-культурные аспекты // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 4. С. 163-166.

9. Молодежь. [Электронный ресурс] Большая Советская Энциклопедия режим доступа : http://bse.slovaronline.com/

10. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М., Политиздат, 1971.

11. Рубекина И.В. Воспитательный потенциал театрализации // Культура и образование. 2014. № 2 (13). С. 40-43.

12. Ярошенко Н.Н. Сущностная диверсификация социально-культурной деятельности: международный контекст и отечественные условия // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2007. № 3. С. 139-144.

Сведения об авторе

Чесноков Михаил Александрович, магистрант кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры, ches.mikh@yandex.ru

К оглавлению выпуска

проекты, популяризация литературы, Год литературы

12.04.2017, 393 просмотра.