Кадыров Э.И. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ»

Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 2006 году[1]  и ратифицированная Российской Федерацией 3 мая 2012 года, определяет основную цель в «поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства (Статья 1) [1]». Конвенция направлена на обеспечение полного участия инвалидов в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни общества, ликвидацию дискриминации по признаку инвалидности, защиту инвалидов и осуществление ими всех прав человека и основных свобод, а также на создание эффективных правовых механизмов обеспечения этих прав. В Статье 23 государства-участники обязуются обеспечивать «инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни, стремясь при этом:

а) к полному развитию человеческого потенциала, а также чувства достоинства и самоуважения и к усилению уважения прав человека, основных свобод и человеческого многообразия;

b) к развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в самом полном объеме;

с) к наделению инвалидов возможностью эффективно участвовать в жизни свободного общества» [1].

В Статье 30 «государства-участники признают право инвалидов участвовать наравне с другими в культурной жизни» [1].

Основываясь на верховенстве норм права  и законов, сфера обеспечения социально-культурной реабилитации инвалидов очень согласованно и органично принимает положения Конвенции о правах инвалидов.

Термин «реабилитация» - латинского происхождения (re - повторное, возобновляемое действие, противоположное действие, противодействие, habilis - удобный, приспособленный). По определению ВОЗ, реабилитация - это комбинированное и координированное применение социальных, медицинских, педагогических и профессиональных мероприятий с целью подготовки и переподготовки индивидуума для достижения оптимальной его трудоспособности [См.: 3].

В нашей стране принято определение, сформулированное на совещании министров здравоохранения европейских стран (Прага, 1967 г,): реабилитация есть система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, и на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно полезному труду.

Одним из видов реабилитации является социально-культурная реабилитация. Можно согласиться с мнением О. Ю. Мацукевич о том, что именно в искусстве инвалиды могут конкурировать со здоровыми людьми, проявлять в полной мере свои таланты [2, С. 16]. Н. В. Шарковская пишет, что «социально-культурная реабилитация понимается как целостный процесс общекультурного развития человека с ограниченными возможностями здоровья, ориентированный на восстановление его индивидуально своеобразных черт, а также как результат достижения устойчивой вариативности социальных контактов с окружающим миром культуры и искусств [5,  С. 178]». Из этого следует, что процесс реабилитации одновременно включает в себя две направленности – внутреннюю (здоровье человека) и внешнюю (статус и место в обществе).

Со временем, комплекс мер по реабилитации заметно усложнился. Постоянное увеличение накапливаемого опыта, его систематизация и теоретизация; развитие техники и технологий; изменения окружающей среды человечества; возникновения новых факторов, требующих оперативных реакций – все это способствовало «разветвлению» реабилитации на самостоятельные, относительно независимые, но параллельно направленные области научного знания. Теперь разработкой и апробацией практик  отдельных аспектов человека стала заниматься определенная сфера науки, вырабатывая свой собственный терминологический язык, методику и методологию, технологии – свои особенности.

Активизируя творческую энергию человека, способствуя раскрытию и применению его фантазии для эстетически-прекрасного оформления окружающего мира, знакомя и приобщая к  бесценному наследию шедевров  сферы музыки, изобразительного искусства, литературы, социально-культурная реабилитация способна преобразить личность, помочь почувствовать себя достойным, прекрасным человеком.

С другой «объективной» стороны, социально–культурная реабилитация использует групповые формы социально-культурной деятельности, где с помощью ивент-технологий, информационных технологий, коммуникативных, просветительских воздействует на общество с целью «перестройки» массового сознания относительно «ненужности», инаковости, отчужденности людей с инвалидностью от «здорового» общества.

Выше отмеченное - это  общее и поверхностное представление о социально-культурной реабилитации. Далее  опишем основные особенности, отличающие реабилитацию социально-культурную от прочих направлений реабилитации.

Принципы социально-культурной реабилитации полностью соответствуют принципам социально-культурной деятельности. Среди них выделяются следующие:

1. Социально-культурная реабилитация осуществляется исключительно в свободное от непреложных занятий время – принцип досуговой активности.

2. Все мероприятия носят исключительно добровольный характер. Известная иллюстрация  этому - пример о том, что «насильно Шопена не полюбишь».

3. Вся работа основывается на ценностно-ориентированном компоненте, обеспечивая направленность на базовые ценности Красоты, Доброты и Истины.

4. Деятельный подход. Участник процесса реабилитации выступает в роли субъекта, активно участвуя в творческом взаимодействии при заданных условиях. Именно активность позволяет достигать результатов, а значит – чувствовать себя способным на что-то, годным.

5. Развивая индивидуальность, раскрывая творческие способности в человеке, процесс реабилитации корректируется на основании особенностей каждого конкретно взятого человека в индивидуальной форме, и особенностях категории инвалидности в групповых формах [6].

Сама социально-культурная реабилитация является системой и, в то же время, служит подсистемой в общей человеческой практике под названием реабилитацию. Д. В. Шамсутдинова и Р. И. Турханова выделяют такие направления социально-культурных реабилитации и интеграции, как  «обеспечение оптимального уровня жизнедеятельности; социальная адаптация инвалидов; оптимизация каналов и форм социальной коммуникации; интенсификация процессов инкультурации [4, С. 83]». Используя системный подход, мы можем выделить следующие элементы рассматриваемого нами объекта: адаптация, социализация, аккультурация, интеграция и коммуникация.

Социально-культурная адаптация своей целью имеет положительный результат по восстановлению утраченных способностей, если есть такая возможность, либо по компенсации какого-либо недостатка путем развития в человеке определенных навыков, направленных на нивелирование функциональных различий между человеком и инвалидностью и любым другим членом общества.

Социально-культурная адаптация занимается созданием «безбарьерной среды» - таких условий, общественного пространства, где человек с ограниченными способностями имел бы все возможности для полноценной реализации своих жизненных здоровых потребностей.

В содержательную часть социально-культурной адаптации входят следующие компоненты: диагностика общего состояния здоровья реабилитанта, выявление его проблемных зон; комплекс методов и технологий, как индивидуальных, так и групповых, для эффективной адаптации; измерение и анализ результатов.

Такая последовательность характерна для всех других элементов.

Социализация. Так как важнейшей потребностью абсолютно каждого человека является общение, коммуникация с себе подобными в частности и окружающем миром в целом, социально-культурная реабилитация помогает человеку, имеющему трудности в полноценном общении с другими людьми, обусловленные его особенностями, приобрести необходимые компетенции, навыки, спокойное состояние и уверенность, приобщая его к культурным нормам межличностного общения, правилам поведения в социуме, адекватному выбору и принятию различных социальных ролей и их своевременному грамотному применению. Для этого могут устраиваться различные тематические встречи, где под руководством опытного наставника, люди с инвалидностью (очень естественно и с энтузиазмом погружаются в новые психологические социальные условия, принимают участие в дискуссиях, обсуждениях, интерактиве, основанном на общем интересе. Давно известно, что различные любительские творческие группы: театральные, музыкальные, танцевальные – эффективнейший социально-культурный инструмент социализации [6].

Так же устраиваются массовые события – праздники, фестивали, где люди с ограничениями выступают в роли музыкантов, актеров, танцоров, доказывая этим, что диагноз – это не приговор к пассивному образу жизни! При подготовке, проведении и праздничном закрытии события, люди с особенностями трудятся как профессионалы, взаимодействуют на равных, приобретая уверенность и жизнерадостность, забывая о мнимых ограничениях.

Аккультурация. Используя педагогические формы и методы, на протяжении всего этапа реабилитации лицо с ограниченными возможностями приобщается к культурным ценностям. Знакомство с великими историческими фигурами, их шедеврами на лекциях и встречах, принимая участие в творческой самодеятельности, посещая музей, театры, концертные залы человек способен принять в себя все прекрасное и возвышенное, что искусство дало человеку [См.: 7]. Также важным направлением процесса аккультурации является формирование высокодуховной культурной личности из каждого человека, особенно требующего дополнительных сил, поддержки в процессе реабилитации.

Аккультурация личности – необходимое условие для общего дела социально-культурной реабилитации, так как именно принятые и усвоенные культурные ценности будут влиять на мироощущения самого человека, определяя направленность и характер всех его действий.

Аккультурация может проходить как при посещении учреждений культуры, либо на встречах или групповых занятиях, где будет сконструирован аккультурационно благоприятный контекст для жизненного пространства человека с ограниченными способностями.

Интеграция – необходимый элемент в системе социально-культурной реабилитации. Своей целью он имеет: введение человека с ограниченными способностями в общество на основе равноправия, взаимного уважения и уверенности в собственных социальной и культурной компетенциях. Интеграция представляет из себя набор инструментов по обеспечению поэтапного «введения» человека в общество, но уже на качественно новых условиях. Это могут быть различные мероприятия, например фестивали, концерты, праздники, где человек с социальными или физическими особенностями принимает участие на одинаковых с обычным человеком условиях. В последнее время очень востребованными формами интеграции являются инклюзивные танцы: по всей стране проходят хореографические концерты, где доля танцующих с физическими особенностями составляет половину.

Используя инклюзивные формы досуга, социально-культурная реабилитация способствует установления здоровых нормальных отношений  человека с ограниченными возможностями с людьми, такие ограничения не имеющих

Коммуникация. Учитывая такую важнейшую потребность каждого человека, как потребность в общении, в теории и практики социально-культурной реабилитации был отдельно выделен такой элемент, как коммуникация. Именно усваивая необходимые нормы, каналы коммуникации, человек с ограниченными способностями получает возможность 1) грамотно обращаться с информацией, которая приходит из внешнего мира; 2) доступно и полноценно, адекватно и правильно выражать себя окружающим.

В системе социально-культурной реабилитации коммуникация имеет основополагающее значение. С освоения норм общения, начинается любое взаимодействие, любая форма социально-культурной реабилитации, но этот элемент не ограничивается лишь практической ролью начальной меры. Постепенные успехи в прочих направлениях социально-культурной реабилитации, так или иначе, способствуют положительным результатам в практике общения, необходимого для нормального здорового взаимодействия между людьми. Таким образом, обобщая сказанное о сущности социально-культурной реабилитации, можно сделать вывод о том, что система социально-культурной реабилитации имеет свойство эквифинальности:  используя различные технологии, комбинируя социально-культурные программы, в итоге разными путями добивается одной цели – восстановления утраченных способностей человека.

Список литературы

Список литературы

1. Конвенция о правах инвалидов: равные среди равных [Текст] / Представительство ООН в Российской Федерации, Информ. центр ООН в Москве, Региональная общественная орг. инвалидов "Перспектива". - Москва : Алекс, 2008. - 112 с.

2. Мацукевич, О.Ю. Ресоциализация молодых инвалидов в условиях творческой деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – № 2 (52). – С. 130-134.

3. Социально-культурная реабилитация инвалидов: от терапии искусством к творческому развитию личности: материалы Международного симпозиума «Социально-культурная реабилитация инвалидов: от терапии искусством к творческому развитию личности» (5–8 октября 2015 года, г. Москва) / научный редактор Н.Н. Ярошенко; редакторы: О.Ю. Мацукевич, Ю.А. Акунина, Т.В. Золотцева, Л.В. Тарасов. – Москва: Московский государственный институт культуры, 2015. – 358 с.

4. Шамсутдинова Д. В., Турханова Р. И. Социально-интеграционный и реабилитационный потенциал социально-культурной деятельности // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2014. №2. С.81-86.

5. Шарковская, Н.В. Базовые методологические принципы социально-культурной реабилитации инвалидов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2015. - № 6 (68). - С. 178-182.

6. Ярошенко Н.Н. Развивающая среда и социально-культурная деятельность: контекст сущностного единения педагогики и культуры // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2013. Т. 195. С. 41-46.

7. Ярошенко Н.Н. Инвариантные формы досуга // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2006. № 3-1. С. 183-186.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Кадыров Эдуард Ирикович, магистрант кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры, edikkadyrov@gmail.com 



[1] Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года  N 61/106.

К оглавлению выпуска

мероприятия

13.04.2017, 2014 просмотров.