Овечкина А.А. КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ КАК ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В течение последних десятилетий концепция «креативной экономики» стала предметом теоретического осмысления и научных дискуссий. Согласно данной концепции, виды творческой деятельности классифицируются в соответствии с определенными направлениями креативных индустрий.

По мнению Э. Макилройя, «… развитие предпринимательства в форме креативных индустрий – это попытка вернуть творчество в сферу культуры [12]». С одной стороны, они обеспечивают выход новой творческой продукции на мировой рынок, с другой стороны, нацелены на моделирование городского пространства, формирование привлекательной культурной среды. Чарльз Лэндри сравнивал креативные индустрии с «отрядом возрождения городов [6]».

Стремительный рост креативных индустрий в современном обществе обуславливает необходимость изучения вопросов об их сущности, специфике и функциях.

Понятия «креативные индустрии» и «креативная экономика» являются сравнительно новыми и еще не имеют полного определения, иногда они взаимозаменяемы, иногда ссылаются на связанные, но все, же отдельные понятия «творческие индустрии», «культурные индустрии».

Интерес к креативным индустриям знаменует переход к пониманию творчества и креативности как основной движущей силы современного постиндустриального общества.

Обратимся к генезису понятия «креативные индустрии».

Впервые термин «креативные индустрии» возник во второй половине1990-х годов в Великобритании, Департаментом культуры, медиа- и спорта было сформулировано понятие «креативные индустрии» (creativeindustries), согласно которому они определяются как «…деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и которое несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности [11]».

Большой вклад в развитие концепции креативных индустрий и уточнения понятий был сделан в отчете «Сreative Economy» [12], согласно которому творчество выступает в двух ипостасях: как средство (создание инструментов) и цель (самореализация человека).

Дэвид Хесмондхалф рассматривал креативные индустрии как большое количество интерактивных сервисов, которые не просто помогают человеку в его повседневной жизни, но и способствуют развитию его творческого потенциала, моделированию продуктивного досуга, призывая сделать что-то самостоятельно, применяя новые творческие технологии (мультимедиа и компьютерные игры, Интернет). При этом, количественное распространение «новых творческих технологий» вызывает качественные изменения в культуре и социуме [13].

Креативные индустрии, подробно характеризуются в работах зарубежных (Р. Флорида, Т. Адорно, Ч. Лэндри) и отечественных ученых (Е.Г. Трубиной, С.Э. Зуева, Е.В. Зеленцовой, М.В. Матецкой и др.), в которых они определяются как отрасль креативной экономики, объединяющей предприятия и предпринимателей.

Вопросам научного осмысления креативных индустрий в социально-культурной деятельности посвящены работы В.З. Дуликова, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова [5], Н.Н. Ярошенко [8; 9; 10], раскрывающие особенности инноваций в сфере культуры, а также инновационные технологии и организационные процессы в социокультурной сфере.

Проанализируем ведущие классификационные подходы к креативным индустриям.

Великобританской школой «креативные индустрии» интерпретируются «как, мероприятия, которые имеют свое происхождение в индивидуальном творчестве, умении и таланте, и которые имеют потенциал для богатства и создания новых рабочих мест через генерирование идей и использование интеллектуальной собственности [11]». К ним причисляются следующие сферы творчества:

- реклама, архитектура (архитектурный сектор, связанный с деятельностью строительной промышленности);

- искусство и рынок антиквариата (включаются старинные ювелирный изделия, мебель, картины, скульптуры);

- ремесла (в области текстиля, керамики, металла, кожи и др.);

- дизайн и дизайнерская мода;

- кино и видео;

- программное обеспечение для интерактивного досуга;

- музыка, исполнительское искусство (танцы, мюзиклы, балет и т.д.);

- публикации (издание книг, газет , журналов,  использование английского языка на международном уровне),

- программное обеспечение и компьютерные услуги,

-телевидение и радио.

Креативные индустрии в соответствии с классификацией Конференции ООН по торговле и развитию (2008) распределяются по четырём большим сферам: культурное наследие, искусство, медиа, функциональные сферы [12].

Сингапурской школой применяется классификация основных групп индустрий, дифференцированных согласно трем основным творческим секторам (Таблица 1) [13].

Таблица 1. Классификация основных групп креативных индустрий

искусство и культура

дизайн

СМИ

- фотография

- изобразительное искусство

- исполнительское искусство

- искусство и торговля антиквариатом, ремесла

- программное обеспечение

- реклама

- архитектура

- дизайн интерьера

- графический дизайн

- индустриальный дизайн

- одежда и обувь

- издательство

- ТВ и радио

- цифровые СМИ

- кино и видео

Отечественными учеными предлагается музыку, литературу, кино и другие области художественного творчества рассматривать в виде культурных и творческих индустрий [4].

Профессор Г.А. Аванесова к важнейшим составляющим креативных индустрий относит: индустрию туризма, индустрию развлечений, индустрию аудио- и видеопродукции [1], в частности, следующие виды культурной продукции: газеты, журналы, книги развлекательного содержания; кинопроизводство и производство видеопродукции; сеть кинопроката, телеканалы, радиостанции; музыкальную индустрию; артбизнес; шоу-бизнес; театры, концертные организации, цирки; досуговые центры, клубы; модельный бизнес; парки; сеть общественного питания (кафе, рестораны) [1].

При этом культурные ценности являются приоритетными и возникают в ходе получения культурного продукта по законам экономической целесообразности и эмоциональной эффективности. В тоже время культурные ценности играют роль основного интегратора всей системы, определяют развитие её отдельных элементов.

Таким образом, креативные индустрии - это ресурс, влияющий на модернизационные процессы в сфере культуры, позволяя вывести креативную экономику на качественно новый уровень бытия и развития.

Список литературы

1. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность / Г. А. Аванесова. – М.: Аспект-пресс, 2006. – С. 114 – 115.

2. Гнедовский М., Бояков Э. Культура и экономика: взгляд из России // Воронежский пульс. Культурная среда и культурная политика. [Электронный ресурс] / М. Гнедовский, Э. Бояков, 2007. — Режим доступа: http:// voronezhpulse.livejournal.com (дата обращения: 12.05.2007). 

3. Гнедовский, М. Творческие индустрии: политический вызов для России [Электронный ресурс] / М. Гнедовский // Отечественные записки. — 2005. — № 4. — Режим доступа: http://magazines.russ.ru/ oz/2005/4/2005_4_6/html (дата обращения: 10.05.2007). 

4. Зеленцова, Е. В. Становление и развитие креативных индустрий в современной культуре: анализ зарубежного опыта: дис. ... канд. культурологии [Электронный ресурс] / Е.В. Зеленцова. — М., 2008. — 153 с. — Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/stanovlenie-i-razvitie-kreativnykh-industrii-v-sovremennoi-kulture-analiz-zarubezhnogo-opyta (дата обращения: 02.04.2012). 

5. Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. "Соц.-культур. деятельность" и специальности "Социал.-культур. деятельность" / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - М. : Моск. гос. ун-т культуры и искусств, 2004. - 539 с.

6. Лэндри Ч. Креативный город. Пер. с англ. – Издательский дом «Классика XXI». М., 2010. – 399 с.

7. Творческие индустрии: От культурных индустрий — к креативной экономике [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.creativeindustries.ru/rus/creative_industries (дата обращения: 12.01.2012). 

8. Ярошенко, Н.Н. Ценности досуга в контексте цивилизационного развития / Н.Н. Ярошенко // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - № 6. - С. 66-73.

9. Ярошенко, Н. Н. Воспитательный потенциал современной индустрии досуга / Н.Н. Ярошенко // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2015. – № 4 (44). – С. 28–35.

10. Ярошенко Н.Н. Индустрия развлечений в современном культурном пространстве. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. 3 (71). С.122-132.

11. Creative Industries Mapping Document, 1988.

12. Creative Economy. Report 2008. The challenge of assessing the Creative economy: towards informed policy-making // UNCTAD. United Nations Conference on Trade and Development. Documents and Publications. URL: unctad.org/en/Docs/ditc20082cer_en.pdf.

13. Mapping the creative industries: a toolkit. Creative and cultural economy series/2. British Council/ 2010, p 61. 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Овечкина Арина Анатольевна, магистрант кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры, e-mail:

К оглавлению выпуска

мероприятия, конференции

13.04.2017, 3519 просмотров.