Зубрильчева В.В. ТЕХНОЛОГИИ СЕТЕВОГО ОБУЧЕНИЯ ЗВУКОРЕЖИССЕРОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В современной системе высшего образования происходит активное внедрение новейших теорий и методов, среди которых особый интерес представляет сетевое обучение. Сетевое обучение является относительно новой парадигмой учебной деятельности, базирующейся на идее массового сотрудничества, идеологии развития открытых образовательных ресурсов в сочетании с сетевой организацией взаимодействия участников (4, с. 31).
Согласно статье 15 (Сетевая форма реализации образовательных программ) Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.05.2017):
«1. Сетевая форма реализации образовательных программ (далее – сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.
2. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи. Для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.
3. В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:
1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;
2) статус обучающихся в организациях, указанных в части 1 настоящей статьи, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;
3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;
4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;
5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения» (7).
Несмотря та тот факт, что на сегодняшний день не существует устоявшегося определения сетевого обучения, данной отраслью образовательного направления занимаются многие отечественные и зарубежные ученые, среди которых: C. Даунс, Д. Корнели, Ч.Д. Данофф, И.А. Нагаева, Е.Д. Патаракин, В.А. Полякова (1; 2; 4; 5; 6).
Технологии сетевого обучения основаны на ряде идей и концепций, способных значительно увеличить эффективность учебного процесса, а именно:
- 1. Концепция децентрализованного учебного процесса согласно модели «равный к равному» (например, в системе преподаватель – студент; учитель – ученик) (2);
- 2. Концепция создания целостного учебного конгломерата на базе оптимальных образовательных условий;
- 3. Концепция взаимного обучения, обмен профессиональным и социокультурным опытом в процессе постижения знаний, умения и навыков будущей профессиональной деятельности в рамках системно-сетевой организации учебного процесса.
- В контексте развития западной культуры сетевое обучение рассматривается как перспективная область теоретических и практических разработок, способная изменить подходы к обучению, особенно в высшем профессиональном образовании, где коммуникация становится координируемым сегментом, который посредством реализации различных учебно-практических методов сетевого взаимодействия реализует активно-деятельностный компонент их участия в учебном процессе и в условиях самостоятельной работы.
Специалист в области дистанционного обучения и новых медиа-технологий, писатель, философ, преподаватель и журналист С. Даунс рассматривает систему сетевого обучения с точки зрения теории образования, основанной, прежде всего, на личной свободе, а также расширении прав и возможностей обучающихся в целостном творческом пространстве (1). Развивая данную теоретическую модель, исследователь И.А. Нагаева говорит о том, что ученики продвигаются в своем образовании, взаимодействуя с практиками, начиная с копирования моделей. Этот процесс копирования деятельности поддерживается рефлексией и корректируется другими участниками сообщества (4, c. 32). Таким образом, происходит формирование определенной инфокоммуникационной сети. Под сетью подразумевается единое учебное организационно-методическое пространство конкретной образовательной программы. Иными словами, субъект ставится участником сети и начинает активное взаимодействие с преподавателями-практиками, формируя содержание своей будущей профессии в контексте совместной учебно-творческой деятельности в группе и индивидуально. Основой данной образовательной сети, в первую очередь, должно являться сообщество представителей профессиональной среды, осуществляющих процесс передачи знаний, умений и навыков практической работы, формирующих сущность и определяющих специфику того или иного образовательного направления. Индивидуальные занятия в рамках освоения общекультурными и профессиональными компетенциями будущей профессии являются одним из ключевых аспектов формирования учебного процесса специализаций, связанных с изучением специфики художественно-творческой деятельности и получением навыков технического характера. Внедрение технологий проведения индивидуальных занятий с преподавателем-практиком, являющимся представителем определенной профессиональной среды, представляет собой особый интерес с точки зрения обмена творческим опытом согласно концепции сетевого взаимодействия «равный к равному» (2).
Деятельность звукорежиссера носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, будь то работа над созданием аудиовизуального художественного образа спектакля, звукотехническое решение концертной программы или звукозапись в студии. Поэтому, говоря о методах сетевого обучения в контексте единой системы высшего образования в области звукорежиссуры мы в первую очередь подразумеваем проведение практических видов учебных занятий на базе ведущих театрально-концертных комплексов и студий звукозаписи в рамках сотворческого взаимодействия преподавателя и студента. Результативность подобного взаимодействия в данном случае решает ряд ключевых организационно-методических вопросов:
1. Исчезает потребность в регулярном обновлении парка учебного звукотехнического оборудования в вузе, осуществляющем реализацию образовательной программы по направлению подготовки специалистов в области звукорежиссуры. Любой вуз, осуществляющий подготовку специалистов в области театральной звукорежиссуры, звукорежиссуры культурно-массовых представлений и концертных программ априори имеет базовый минимум необходимого звукового оборудования для осуществления практической учебной деятельности. В условиях стремительного роста технологий аудиопроизводства достаточно сложно регулировать процесс обновления парка оборудования. С точки зрения техники сетевого обучения значительно целесообразнее и продуктивнее проводить учебные практические занятия на базе пространств, оборудованных если не по последнему слову техники, то по крайней мере имеющих те виды оборудования, изучение которых более чем желательно на современном этапе развития звукорежиссерской практики.
2. Освоение передовыми средствами и технологиями современной звукорежиссуры в условиях реальной звукотехнической практики под руководством наставника – специалиста, имеющего доступ к работе с оборудованием и обладающего уверенными квалифицированными навыками его эксплуатации для создания целостной акустической атмосферы того или иного творческого продукта – от аудиодиска до многоцелевого концертного мероприятия.
Выдающийся деятель отечественной звукорежиссуры, специалист по акустике и оборудованию студий звукозаписи, инженер-технолог, педагог Б.Я.Меерзон в своей статье «Об истории звукорежиссерского образования в России» пишет следующее: «Качественный скачок развития электроники, произошедший в последние десятилетия, повлек за собой кардинальные изменения технологических принципов во всех смежных с ней областях техники. Не обошли эти новшества стороной кинопроизводство, телевидение, радио и звукозапись. То есть, именно те области, в которых профессия звукорежиссера востребована в первую очередь. При организации обучения звукорежиссерской профессии с этим пришлось считаться. В настоящее время студийное звукорежиссерское оборудование значительно усложнилось. Для этого потребовалась более серьезная, чем в прежние годы, техническая подготовка персонала студий. Поэтому, пришлось изменить сами подходы к подготовке звукорежиссеров в учебных заведениях» (3, c. 86–87). На основании теоретического анализа технологий сетевого обучения относительно возможностей их реализации в рамках учебного процесса в области звукорежиссуры следует следующие выводы:
1. Звукорежиссура является уникальным явлением музыкальной, технической и инфокоммуникационной среды, самостоятельной областью искусства, передающегося «из рук в руки», от мастера к ученику. Индивидуальный подход в историческом аспекте обучения мастерству звукорежиссуры сформировал целую плеяду высококвалифицированных специалистов, признанных в мировом культурном сообществе, широко востребованных в профессии в России и за рубежом. Индивидуальный подход наряду с персональным фактором является одним из ключевых условий реализации сетевого обучения.
2. Внедрение технологий сетевого обучения в систему высшего образования в области звукорежиссуры представляет собой перспективное образовательную траекторию, способную значительно повысить уровень практической профессиональной подготовки будущих специалистов в условиях современного образовательного процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- 1. Downes, S. The Knowledge Hunters by Stephen Downes [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://halfanhour.blogspot.com/2010/12/knowledge-hunters.html.
- 2. Корнели, Д., Данофф, Ч.Д. Парагогика: синергия самостоятельной и организованной учебной деятельности [Электронный ресурс] / Д.Корнели, Ч.Д. Данофф // пер. Травкин, И. – Режим доступа: http://www.connectedlearning.ru/home/ravnogogika/1st-paper.
- 3. Меерзон, Б.Я. Об истории звукорежиссерского образования в России / Б.Я.Меерзон // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. – 2017. – N 1 (20). – С.76–91.
- 4. Нагаева, И.А. Сетевое обучение: становление и перспективы развития / И.А.Нагаева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2013. – N 3–4 (16–17). – С.31–37.
- 5. Патаракин, Е.Д. Сетевые сообщества и обучение / Е.Д.Патаракин // – М.: ПЭР СЭ, 2006. – 112 с.
- 6. Полякова, В.А. Модель формирования готовности учителя к диалоговому взаимодействию в сетевых педагогических сообществах / В.А.Полякова // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – N 6. – С.100–106.
- 7. Об образовании в Российской Федерации [Федер. закон N 273–ФЗ: принят Гос. Думой 29 дек. 2012 г.: по состоянию на 1 мая 2017 г.]. Статья 15 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Зубрильчева Валерия Владимировна - лауреат Всероссийского конкурса, старший преподаватель факультета театральной техники и технологии Высшей школы сценических искусств
17.06.2017, 2079 просмотров.