Чорба Е.С. БИБЛИОТЕКА БУДУЩЕГО: РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

      Сегодня всё библиотечное сообщество обсуждает вопрос: «Какой быть библиотеке будущего?». Этот вопрос обсуждался и на Всероссийском библиотечном конгрессе РБА в г. Красноярске, и в Национальной ассоциации библиотеки будущего. Конечно, данный вопрос обсуждается и молодыми специалистами, которым предстоит работать в библиотечной сфере.

        Библиотека информационного века должна представлять свободный доступ к ресурсам и услугам с любого места и устройства. Будущее - за электронными библиотеками, так как читатель становится пользователем глобальной информационной среды, и главная задача библиотеки  теперь -  удовлетворять информационную потребность в этой среде.  Электронная библиотека будущего должна быть наполнена не только отсканированными документами и базами данных, но и видео-, аудиоматериалами по теме,  ссылками на рекомендованные ресурсы, она должна предоставлять возможность пользователям оставлять комментарии. Библиотека будущего открыта для всех: авторов, пользователей, специалистов и неспециалистов.

          Многие учёные и специалисты разрабатывают  разные модели библиотек будущего, например, Светлана Антоновна Тарасова, директор Новосибирской государственной областной научной библиотеки предложила пять экспертных моделей: 1) модернизированная классическая библиотека, 2) библиотека-конгресс-центр, 3) библиотека — виртуальное пространство, 4) библиотека -retail, 5) МЕГА — библиотека. (1)

         Но, к сожалению, всё многообразие моделей сводится к модели «Третье место», но она подходит для публичной библиотеки. А что же будет с научными библиотеками, как они изменяться в будущем? Чтобы ответить на этот вопрос, следует ответить на вопрос о том, кто будет учёными в будущем? Это те, кого сегодня называют одарёнными детьми (8-12 лет). Они придут в научную библиотеку уже после университета. Почему они не могут пользоваться услугами научной библиотеки уже сегодня? Ведь у этих детей совершенно другие информационные потребности, по сравнению с их сверстниками.

         В нашей стране много одарённых детей, интересы которых не может удовлетворить обычная детская библиотека. Так как, такие дети обладают знаниями равными студенту профильного ВУЗа или же самому специалисту отрасли.  Примером может послужить проект «Золото нации» на телеканале «Россия».  Вундеркинды от 5 до 12 лет поражают своими знаниями по предметам от истории и географии до физики и химии. Егор Мурочкин, который в свои 10 лет изучает историю, литературу, играет на фортепьяно несколько произведений И. Баха, а своими знаниями по медицине поразил кандидата медицинских наук А.Л. Мясникова.  Александр Кравченко изучает химию с 4 лет к 6 годам знает таблицу Менделеева и свойства каждого вещества, Анастасия Шипилова в свои  10 лет прочла около 2 000 книг. Алина Грей  11 лет увлекается математикой, с 7-8 месяцев она собирала простые пазлы. Платон Качалин 8 лет знает астрономию и открыл 6 переменных звезд. Кристофер Эбохон в 11 лет изучает политику.  И многие другие участники проекта.

         Мой личный пример - это двоюродный брат Максим Колесниченко. С детства он поражал всех окружающих. С 3 лет Максим умел считать простые примеры, с 4 лет он изучал карты мира и к 6 годам знал все страны, где они находятся на карте, какая у них столица и как выглядит флаг. С ним бесполезно было играть в города, даже с атласом. В 6 лет он увлекся шахматами, а в 8 лет медициной он собирал скелет человека, знал какую функцию выполняет каждый орган и даже ставил диагнозы по симптомам болезни.  А с 10 лет мой брат начал сочинять стихи. С 12 лет он осваивает фортепьяно, на слух подбирает сложные мелодии, не зная названия и расположения нот. Сейчас ему 15 лет и у него очень много стихотворений на любые темы и праздники. Он  очень много читает и его цель поступить в литературный институт и стать писателем.

         В основном, дети получают знания своими силами, без каких-либо программ. Общеобразовательная школа им не интересна.  Местом, где будет разработана система работы с детьми должна стать научная библиотека.

          В нашей стране на государственном уровне разработаны: «Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» утверждённой Президентом Российской Федерации 03.04.2012 г., в которой отмечается «поддержка специализированных журналов, теле- и радиопрограмм для детей и молодёжи по различным отраслям знаний в области науки, техники, культуры, искусства, спорта; поддержка сообществ (в том числе интернет-сообществ) детей и молодёжи по интересам в области науки, техники, культуры, искусства, спорта». (2)

          «Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015 - 2020 годы» 27 мая 2015 г.  №3274п-П8, Постановление Правительства РФ от 17.11.15 № 1239  «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития», данные правила «определяют порядок выявления детей, проявивших выдающиеся способности, федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями». Перечисленные организации должны разработать «типовые образовательные программы для одарённых детей, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий», обеспечить  «индивидуальные работы с одарёнными детьми по формированию и развитию их познавательных интересов, в том числе тьюторской и (или) тренерской поддержки». (3)

         Мы видим, что именно научные библиотеки, на сегодняшний день обладают наибольшим потенциалом для реализации этих программ. Следовательно, научная библиотека включить в свою деятельность и работу с одарёнными детьми. Вместе со специалистами по отраслям знаний библиотекари, по Постановлению Правительства РФ от 17.11.15 № 1239, выявили бы по итогам олимпиад и других испытаний вундеркиндов. Далее, именно учёные  должны сформировать ресурсы по отраслям знаний (платформа с лекциями, уроками, дополнительными материалами по теме), разработать темы исследований.

         Новый пользователь — юный исследователь, погруженный в науку который,  возможно, в столь юном возрасте уже сделал открытие или создал изобретение. Например, как Платон Качалин, он в свои 8 лет открыл 6 переменных звезд, или Артемий Карпов в 8 лет написал свою первую компьютерную программу, которая реагирует на человеческую речь и поддаётся обучению. Или это ребёнок, у которого есть  своя тема исследования. Если, такие дети будут знать, где найти нужную, новую информацию по  интересующей теме, то, возможно они обойдут  ведущего специалиста отрасли. 

         Для этого  библиотеке следует относится к юному пользователю, как к состоявшемуся учёному: открыть фонды для одарённого ребёнка, предоставить доступ к ресурсам (базы данных, издательства), привилегии, которыми пользуются учёные, например, форму обслуживания - индивидуальное распространение информации, чтобы дети были в курсе новостей, касающихся их темы. Библиотека должна стать «тьютором» (4) - развивать интерес к науке: информировать молодых исследователей о конкурсах, конференциях по интересующей его проблеме, проводить онлайн-семинары, на которых будут выступать и учёные и одарённые дети.

         Научная библиотека станет платформой на которой будет происходит взаимодействие специалистов и талантливых детей,  на которой дети входили бы в контакт с учёными и вели исследования.

   Став взрослыми одарённые дети достигнут больших высот. Нужно помочь им не терять любовь к знаниям, а развивать их. Об этом говорится и в «Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», утверждённой Президентом РФ 03.04.12. «необходимо интегрировать существующие механизмы поиска и поддержки одарённых детей и молодёжи в общенациональную систему выявления и развития молодых талантов». (2)

    Обратив внимание на одарённых детей, мы сможем увеличить число учёных и исследователей в нашей стране, благодаря им  российская наука будет развиваться быстрее.

   Мы должны понимать, что одарённые дети — это будущее российской науки, гордость страны. Им нужна профессиональная и информационная поддержка. И мы, сотрудники научных библиотек, готовы работать в этом направлении.

 

Список литературы:

  1. 1. Экспертные модели публичных библиотек будущего [Видеозапись]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=6qphLqgngRw 30.04.17.
  2. 2. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://edu53.ru 30.04.17.
  3. 3. Постановление Правительства РФ от 17.11.15 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф 30.04.17
  4. 4. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://edu53.ru 30.04.17.


Сведения об авторе

Чорба Екатерина Сергеевна - магистрант Московского государственного института культуры (направление "Библиотечно-информационная деятельность", программа "Теория и методология информационно-аналитической деятельности"), сотрудник Библиотеки по естественным наукам Российской академии наук

К оглавлению выпуска

17.06.2017, 350 просмотров.