Олейниченко С.В. КАК НАУЧИТЬ "ОСОБЕННОГО РЕБЁНКА" ЛЮБИТЬ КНИГУ?

   «Целый мир не стоит и одной слезы ребёнка», – сказал великий русский писатель и мыслитель Ф. М. Достоевский. Действительно, ребёнок – удивительное создание со своим особым внутренним миром, восприятием, палитрой чувств, салютом эмоций, он совершенно по-особому видит и ощущает окружающее. Не случайно говорят, что многие проблемы идут из детства. Но не всегда люди понимали это. Например, раньше люди полагали, что ребёнок – это маленький взрослый. Но дальнейшие исследования учёных-специалистов доказали, что науки о ребёнке – это особая область исследований. Науки о ребёнке определяют, как надо правильно работать с ребёнком, учить его, воспитывать и помогать социализироваться. Ведь известен реальный случай о найденном ребёнке-«Маугли», который жил в дикой природе и в дальнейшем, несмотря на все усилия, так и не смог жить в обществе, среди людей.

   Но, к сожалению, всё чаще появляются на свет «особенные» дети (инвалиды). Ребёнок-инвалид – «лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством (физических и психических) функций организма, обусловленное заболеваниями, травмами, их последствиями, дефектами, которое приводит к ограничению жизнедеятельности и необходимости его социальной защиты» [4].

   Такому ребёнку, к сожалению, сложнее, чем обычному ребёнку, научиться гармонично и полноценно жить в обществе. Ведь обычный ребёнок общается, находится в обществе, видит настоящий мир собственными глазами, участвует в событиях, пропускает через себя, накапливает свой опыт. А «особенный» ребёнок, к сожалению, ограничен в этом, вынужден быть менее активным. Хотя «особенный» ребёнок – такой же, как и все, только сильнее и с более волевым характером. Тем не менее такому ребёнку нужна помощь.

    Поэтому в жизни «особенного» ребёнка наиважнейшую роль играют книги и чтение – большое «окно» в большой мир. Это главный и постоянный источник информации. Знаменитый американский футболист и вратарь Дэн Кеннеди сказал о книге: «У богатых людей – большая библиотека. У бедных людей – большой телевизор».

   Для «особенного» ребёнка книги и чтение выполняют следующие функции: компенсацию, адаптацию, развитие, библиотерапию

  1. Компенсация: то, что «особенный» ребёнок не может узнать сам, может пережить из чужого опыта. Например, как выжить в дикой природе в ожидании прибытия спасателей. Про это «особенный» ребёнок может в подробностях и красках прочитать: про ощущения человека, невольно попавшего в дикую природу, его эмоции в этой ситуации, страхи, риски, растерянность и самообладание, смекалку, использование ранее накопленного багажа знаний о выживании в дикой природе. В эту ситуацию «особенный» ребёнок мысленно окунается и получает нужный опыт.
  2. Адаптация: обычные дети «встраиваются» в окружающий мир через собственное участие, а «особенный» ребёнок социализируется через чтение.
  3. Развитие: «особенный» ребёнок развивается так же, как и обычный ребёнок, только немного другим путём – для него доминирующим способом являются через книги и чтение.
  4. Библиотерапия: «лечение» книгой. И она на самом что ни на есть официальном уровне! Это подтверждает цитата: «в 2013-м году Минздрав Великобритании утвердил программу, по которой лечащий врач может прописать пациенту… книгу. В рекомендованный список входят 30 жизнеутверждающих образцов психологической литературы. Теперь терапевты «назначают» их своим пациентам. Для каждой конкретной психической проблемы – своя книга, которую легко можно отыскать в британских библиотеках [1]. Или же другая цитата, раскрывающая мнение психологов: «Представьте себе, что можно принять от головной боли или бессонницы не таблетку или микстуру, а конкретную поэму или стихотворение, или вместе с обычными лечебными процедурами пройти в больнице курс «книголечения». Сегодня в ряде стран – Финляндии, Франции, Швеции, Англии, Германии – в книжных магазинах продаются сборники терапевтической поэзии в виде упаковок для лекарств. И в медицинских клиниках больным назначают вместе с лекарствами чтение отдельных произведений для ускорения выздоровления… <…> С помощью книг успешно лечат аномалии в развитии детей, недостатки зрения, слуха. Книги используют при заболевании ДЦП, для реабилитации инвалидов, исцеления от наркозависимостей, профилактики антисоциального поведения (детские клубы, библиотеки, больницы), влияния на антисоциальных людей (тюремные библиотеки, больницы)» [2].

Но как быть с тем, что информация очень полезна для ребёнка (и обычного, и «особенного»), но в оригинале показано слишком скучно или чересчур реалистично, есть чрезмерная жестокость или ещё что-либо, правильно отнестись к которому и отметнуть которое, не пустить в свою душу может только взрослый? Здесь можно выбрать адаптированный вариант этого произведения, который переделан специально для детей.

  Но, как и многие современные дети, «особенные» дети тоже, бывает, упорно отказываются читать, даже обращаться к информации. И как же помочь им воспитать в себе любовь к чтению, чтобы они воспринимали его не как скучный сложный монотонный процесс, а как увлечение и приятное хобби, полное новых впечатлений и открытий, ярких эмоций, как и путешествие. Как научить испытывать настоящие удовольствие и наслаждение от чтения?

   Прежде всего, если читают в семье, то и ребёнок, как правило, тоже будет читать. Также надо неоднократно говорить «особенному» ребёнку, что он сильный как личность, достойный, полноценный, приводить примеры выдающихся людей, мировых знаменитостей, у которых были те же проблемы, которые и у него. Ведь диагноз, проблема – это, да, трудности, но с ними можно научиться жить и справляться. Но чтобы дальше развиваться, расти как личность, адаптироваться в обществе и быть успешным, «особенный» ребёнок должен черпать информацию, при этом наслаждаясь этим черпанием и самой информацией. А чтобы почувствовать это наслаждение от чтения, надо, прежде всего, глубоко и тонко чувствовать то, что читаешь – часто у читателя остаётся не то, что он прочитал, а то, что прочувствовал. Известно высказывание Ф. М. Достоевского: «Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!»

   Для более серьёзного и тщательного процесса привития «особенным» детям любви к книгам и чтению существуют научные методы. Они подразделяются на 2 группы:

  1.    Универсальные: одинаковые и для одарённых, и для обычных, и для «особенных» детей. Например, «беседы, библиографические обзоры, дискуссии, диспуты, читательские конференции, встречи с интересными людьми, вечера вопросов и ответов», [3, с. 255], клубы по интересам; арт-терапия (художественные галереи), сказкотерапия как формы библиотерапииэстетотерапии), игротерапия.
  2.    Специализированные: только для «особенных» детей.

Эта тема была одним из направлений для исследований у таких знаменитых и признанных учёных, как: А. Е. Шапошников, Ю. Н. Дрешер, ГП.Диянская, Л. Е. Савич и др.

   Например, Г. П. Диянская в диссертации «Принцип равных возможностей в тифлобиблиотековедении и библиотечном обслуживании инвалидов по зрению» пишет: «Тифлопсихологи отмечают у некоторых незрячих отсутствие умения слушать. <…> Формирование коммуникативных навыков требует времени и терпения как у библиотекаря, так и у читателя» [3, с. 251]. Для этого нужно использовать речь, музыку, наглядные пособия, брайлевскую и крупную печать и т. д., «рассчитанные на восприятие с помощью слуха, осязания, остаточного зрения, а также технические средства» [3, с. 253], индивидуально ориентированные методики («например, компьютерные программы: увеличивающие печатный шрифт, образовательные, обучения языкам, рельефному рисованию, а также мультимедийные издания, видеофильмы с аудиоописаниями» [3, с. 253]. Из наглядных средств для незрячих и слабовидящих детей подойдут: «рельефно-графические пособия и рисунки, скульптура малых форм, макеты» [3, с. 260], игрушки («библиотеки игрушек есть во многих странах мира») [3, с. 261]. Нужно помнить, что, «по возможности, следует избегать грубых, слишком стилизованных или схематизированных изображений, поскольку «осязанию совершенно чужд всякий оптический обман, перспектива или иллюзия, создаваемая окружающей обстановкой. При помощи осязания предмет воспринимается таким, каков он есть, а не таким, каким он кажется, например, в зависимости от расстояния, на котором рассматривается, от положения в пространстве или освещения. Слепой ищет в скульптуре ничем не нарушенный реализм, полную законченность форм» [3, с. 262]. Также «нельзя помещать на открытых стендах острые, колющиеся предметы, ибо их трудно обследовать с помощью осязания. Внимание слепого отвлекает шероховатая, царапающая или липкая поверхность. Важен материал, из которого сделано изделие: незрячие отдают предпочтение экспонатам из дерева, полированного металла, керамики и т. д.» [3, с. 262].

  Для всех «особенных» детей можно использовать виртуальные путешествия (к примеру, в другие страны). От них не откажутся и обычный ребёнок, и взрослый человек.

   Следовательно, одно из важнейших направлений библиотек будущего – комплексное и всестороннее развитие личности как обычного человека, так и «особенного», помощь во «встраивании» в окружающий мир. А мир изменчив, и посредник между ним и человеком – библиотека как информационное учреждение.

    Таким образом, книга – главный инструмент для «особенного» ребёнка, чтобы ему легче было адаптироваться к обществу и социализироваться, «окно» в мир. Поэтому крайне важно привить «особенному» ребёнку любовь к книгам и чтению, потребность в них. Книги и чтение выполняют для «особенного ребёнка» следующие функции: компенсаторную, адаптивную, развивающую, библиотерапевтическую. Это ещё раз подчёркивает для «особенного» ребёнка важность чтения. Поэтому надо помнить, что чтение – это удовольствие, и «особенный» ребёнок должен тонко и глубоко чувствовать читаемое, расти как личность. Это могут развивать и совершенствовать научные методы. Они подразделяются на 2 большие группы: универсальные и специализированные.

   Благодаря правильной методике можно воспитать настоящего творческого читателя. Но что же такое – «творческое чтение»? «На первый взгляд кажется, что читающий человек ничего не создаёт, а лишь воспроизводит творчество писателя. Но это не так. Просто мало кто задумывается, какие процессы совершаются в его сознании, когда он читает» [5]. Творческим чтением советский психолог Л. С. Выготский назвал «воспроизведение чужого творения собственной душой» [там же]. А. М. Левидов отметил, что «творческое чтение – это жизнь произведения в сознании читающего человека» [там же]. А творческий читатель – значит, и творческий человек, яркая, необыкновенная, неповторимая личность, которой восхищаются и с которой берут пример окружающие.


Список литературы

 1. Библиозавалинка в Удельной. Библиотерапия. «Чтение – лучшее лечение: применение библиотерапии в библиотеке» (опыт Вялковской библиотеки) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bibydel.ru/index.php/zapiski/178-biblioterapiya. – Загл. с экрана (дата обращения: 20. 04. 2017).

  1. 2. Высокие ценности библиотерапии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.b17.ru/article/vysikie_tsennosti_biblioterapii/. – Загл. с экрана (дата обращения: 20. 04. 2017).
  2. 3. Диянская, Г. П. Принцип равных возможностей в тифлобиблиотековедении и библиотечном обслуживании инвалидов по зрению : дис. докт. пед. наук : 05.25.03 / Диянская Галина Петровна. – Москва, 1998. – 343 с.
  3. 4. Особенности прав детей с ограниченными возможностями [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ptakz2006.narod.ru/gazeta/gazeta4/ogranich_vozmojnosti.htm. – Загл. с экрана (дата обращения: 24. 04. 2017).
  4. 5. Тихомирова, И. И. Чтение как творчество [Электронный ресурс] / И. И. Тихомирова. – Режим доступа: http://art-inschool.ru/index.php/2-uncategorised/109. – Загл. с экрана (дата обращения: 03. 12. 2014).

Сведения об авторе

Олейниченко Светлана Владимировна - магистрант кафедры библиотековедения и книговедения социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры, 

К оглавлению выпуска

чтение, конференции, телевизор

17.06.2017, 284 просмотра.