Кузнецова А.В. ПРЕДМЕТ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ» В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В НИДЕРЛАНДАХ
В последнее время наблюдается увеличения внимания уровню и качеству образования средней школы в Нидерландах, которое в свою очередь затрагивает также образование в области культуры и искусства.
Система нидерландского среднего образования (учащиеся от 12 до 18 лет) представляет собой три уровня, с основе которых лежит последующее направление в обучении, а именно:
- Четырехлетнее предпрофессиональное среднее образование (VMBO - Voorbereidend middelbaar beroepsonderwijs),
- Пятилетнее старшее основное среднее образование (HAVO - hoger algemeen voortgezet onderwijs),
- Шестилетнее предуниверситетское образование (VWO - voorbereidend wetenschappelijk onderwijs).
Каждый уровень образования делится в свою очередь на младшие (первые 2 года в VMBO, и первые 3 года HAVO/VWO) и старшие классы (соответственно 2 года в VMBO и HAVO, и 3 года в VWO).
В каждой школе/колледже есть педагоги, которые напрямую в силу своей профессиональной деятельности связаны с культурой и искусством, поскольку преподавание предметов искусства является обязательной частью школьной программы. В первом классе средней школы преподавание двух различных предметов искусства является обязательным (ИЗО и Драма, ИЗО и Музыка, и т.д.), причём во втором и третьем классе учащиеся обычно выбирают одно направление (ИЗО, Музыку, и т.д.). В старших классах есть возможность выбрать предмет из области культуры и искусства как экзаменационный, причем этот предмет делится на две части: теоретическую Историю Искусств и практическую часть Театр, Музыка и т.д. Таким образом, учащиеся с первого года обучения знакомятся с различными видами искусств.
Одновременно с этим в старших классах появляется еще один предмет для всех учащихся: Культурология (CKV – Culturele en Kunstzinnige Vorming, дословно Культурно-артистичное формирование, по сути Культурология), который обычно преподаётся педагогами ИЗО, Драма/Театр, Музыка, хотя нередко этот предмет ведут и педагоги-лингвисты (педагоги нидерландского, английского, французского и т.д.), у которых преподавание Культурологии является одной из составляющих их высшего образования на уровне Магистра.
Преподавание Культурологии ведётся обычно в течение первого года после перехода учащихся в старшие классы, причем каждая школа/колледж/лицей имеет права решать сама, на какой год поставить этот предмет в учебный план. Название и содержание предмета на уровне VMBO несколько отличается от двух других уровней, а именно он называется "Предметы искусства 1" и имеет ознакомительный характер, в то время как на уровнях HAVO и VWO учащиеся также развивают свои знания и навыки в области анализа. Учебная нагрузка: Предметы искусства 1 в VMBO - 40 контактных часов, Культурология в HAVO - 120 часов (при минимуме в 40 контактных часов) и VWO - 160 часов (при минимуме в 80 контактных часов). Каждый год около 95.000 учащихся из около 500 школ проходят этот предмет (6).
Преподавание Культурологии и Предметов Искусства является обязательным для всех учащихся на каждом из уровней образования. В данной работе внимание будет сосредоточено на уровне старшего основного и предуниверситетского образования.
В основу обеспечения гарантии качества преподавания предмета Культурология положен принцип диалога педагогов, обсуждавших различные вопросы из области культуры и искусства, тем самым достигнув определения понятия Качества с области культурологического образования, что в свою очередь легло основой выбора акцентов в создании учебных планов (7).
Министерство Образования, Культуры и Науки Нидерландов разработало совместно с SLO (Национальный Центр Экспертизы Развития Учебных Планов) программу (1), которая должна помочь педагогам средней школы улучшить и гарантировать высокий уровень учебных планов предметов, связанных с культурой и искусством. Эта программа включает в себя различные инструменты для оценки качества учебных программ, а также ключевые положения и направления развития. В основе данного анализа лежит система "Паутина ван дер Аккера" (2003) (2), которая помогает ответить на главный вопрос/сверхзадачу: чему мы хотим научить (учащихся)?
В центре паутины находится сверхзадача и вокруг неё сбалансированы девять составляющих, ответы на вопросы которых должны в свою очередь обеспечить выполнение сверхзадачи:
- - Цель обучения (ради чего учиться?)
- - Содержание (чему учиться?)
- - Учебные процесс (как учиться?)
- - Роль педагога (какова роль педагога в учебном процессе?)
- - Источники и материалы (с помощью чего учиться?)
- - Групповые формы (с кем учиться?)
- - Учебное пространство (где учиться?)
- - Время (когда и сколько времени учиться?)
- - Проверка знаний (каким образом проверяются знания?)
Целью предмета Культурология является развитие способности учащихся сделать мотивированный и осмысленный собственный выбор в области культуры и искусства (4; 5).
В основе предмета лежит система развития учащихся по четырём Областям:
Область А: Осознание
Область В: Расширение
Область С: Углубление
Область D: Объединение
Область А: Осознание
Данная область стимулирует способность учащихся описывать и отражать личные интересы, знания, а также различные концепции в области культуры и искусства, и как результат развивает способность документально зафиксировать вышеперечисленное. Основные акценты лежат на описании увиденного, анализе формирования личного опыта, знаний и интересов в обрасти культуры и искусства, при этом дополнительный акцент лежит на сопоставлении личного опыта и знаний учащегося с его окружением, в том числе одноклассников.
Область В: Расширение
Эта область нацелена на расширение знаний учащихся посредством описания и оценки неизвестных для них ранее видов искусств, жанров и стилей, увиденных в живую в профессиональном контексте (в музее, в театре, на концерте и т.д.). Учащиеся должны быть в состоянии проанализировать содержание, форму и значение примеров увиденного из как минимум трёх для HAVO и четырех для VWO видов искусств на основе одного или нескольких нижеперечисленных аспектов:
- 1. Фактическое или вымышленное
- 2. Красивое или уродливое
- 3. Автономное или прикладное
- 4. Индустриальное или ремесленное
- 5. Цифровое или аналоговое
- 6. Развлекательное или обязательное
- 7. Индивидуальное или групповое
- 8. Традиционное или инновационное
- 9. Узнаваемое или отчуждённое
- 10. Локальное или глобальное
- 11. Монодисциплинарное, мультидисциплинарное или интердисциплинарное
Область С: Углубление
Исследование учащимися индивидуально и/или небольшими группами творческого процесса в целом или его элементов лежит в основе области Углубление. Для достижения результатов учащиеся могут использовать различные методики: как практические задания, так и исследования описательного характера. Данные исследования развивают аналитические и личные творческие способности учащихся, использование источников знаний из различных средств массовой информации, а также личного культурного опыта и окружения. Для подобных работ могут быть использованы теоретические знания и навыки в области культуры и искусства, полученные в области Расширение. Для учащихся уровня VWO предполагается дополнительный акцент в области анализа и контекстуализации информации. Полученные результаты учащиеся документируют и демонстрируют в виде презентации, выставки, реферата, дебата, фильма, перформанса и т.д.
Область D: Объединение
Учащиеся развивают навыки связывать опыт и знания, полученные в областях А, В и С касаемо творческих процессов и их влияния на личное культурное развитие. Данные навыки они могут осмысленно прокомментировать в беседе, презентации, личном досье или в комбинации различных вышеперечисленных форм (3).
Преподавание предмета Культурология в Нидерландах ведётся как по пяти существующим методикам (6), а также и по индивидуальным учебным программам и планам средних учебных заведений, что в свою очередь является сильным импульсом для творческого подхода к выбору формы предмета для педагогов. Учащиеся знакомятся с различными направлениями и стилями, используя интернет, во время международных обменов, посещая музеи, концерты и спектакли во время и вне школы.
По окончанию предмета, учащиеся получают оценку, которая является одной из составляющих комплексной оценки вместе с оценками за дипломную работу и обществоведение (8).
Вышеописанная программа является новой редакцией существующего учебного плана, которая должна быть внедрена с нового учебного года 2017-2018. Многие педагоги не сразу приняли эти нововведения. Однако как со стороны Министерства и SLO, а также издателей существующих методик были проведены многочисленные встречи, семинары и тренинги, которые способствовали разъяснению и плавному переходу на новую программу. Насколько данная подготовка была плодотворной и каким образом школы, педагоги и учащиеся на практике смогут воплотить цели и задачи новой программы, покажет ближайшее время.
Итак, основными составляющими предмета Культурология можно назвать активное знакомство учащихся с результатами творчества представителей культуры и искусства как посредством личного участия в мероприятиях, так и приобретение знаний, выполняя различные задания, изучая искусство как в историческом, так и в современном контексте. Невозможно недооценить важность развития навыка отображать учащимся своё восприятия увиденного и анализировать данное с помощью основных искусствоведческих понятий.
список литературы
- 1. Advies examenprogramma CKV havo/vwo, SLO, 2014 – Режим доступа:
http://downloads.slo.nl/Repository/advies-examenprogramma-ckv-havo-en-vwo.pdf
2. Akker, van den, J., & Thijs, A. Leerplan in ontwikkeling. Enschede: SLO, 2009
3. Handreiking schoolexamen CKV havo/vwo, SLO, 2016 – Режим доступа: http://handreikingschoolexamen.slo.nl/ckv
4. Het examenprogramma culturele en kunstzinnige vorming havo, College voor Toetsen en Examens, 2017 – Режим доступа: https://www.examenblad.nl/examenstof/culturele-en-kunstzinnige-vorming-6/2019/havo/f=/examenprogramma_culturele_en_kunstzinnige_vorming_havo_vanaf_2019.pdf
5. Het eindexamenprogramma culturele en kunstzinnige vorming vwo, College voor Toetsen en Examens, 2017 – Режим доступа: https://www.examenblad.nl/vak/culturele-en-kunstzinnige-vorming/2020/vwo
6. http://kernvakckv.nl/ckv-schoolbreed/ckv-havovwo/ (дата обращения 13-05-2017)
7. http://kunstcultuur.slo.nl/themas/ckv (дата обращения 13-05-2017)
8. http://www.lkca.nl/voortgezet-onderwijs/kunstvakken-en-ckv/ckv/ (дата обращения 13-05-2017)
Сведения об авторе
Кузнецова Арина Вячеславовна - педагог предметов История Искусств, Драма, Культурология Лицея Фортес г. Хоринхем, Нидерданды / Fortes Lyceum Gorinchem, The Netherlands, MA in European Leisure Studies.
22.06.2017, 1757 просмотров.