Кузнецова А.В. ПРЕДМЕТ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ» В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В НИДЕРЛАНДАХ

В последнее время наблюдается увеличения внимания уровню и качеству образования средней школы в Нидерландах, которое в свою очередь затрагивает также образование в области культуры и искусства.

Система нидерландского среднего образования (учащиеся от 12 до 18 лет) представляет собой три уровня, с основе которых лежит последующее направление в обучении, а именно:

- Четырехлетнее предпрофессиональное среднее образование (VMBO -  Voorbereidend middelbaar beroepsonderwijs),

- Пятилетнее старшее основное среднее образование (HAVO - hoger algemeen voortgezet onderwijs),

- Шестилетнее предуниверситетское образование (VWO - voorbereidend wetenschappelijk onderwijs).

Каждый уровень образования делится в свою очередь на младшие (первые 2 года в VMBO, и первые 3 года HAVO/VWO) и старшие классы (соответственно 2 года в VMBO и HAVO, и 3 года в VWO).

В каждой школе/колледже есть педагоги, которые напрямую в силу своей профессиональной деятельности связаны с культурой и искусством, поскольку преподавание предметов искусства является обязательной частью школьной программы. В первом классе средней школы преподавание двух различных предметов искусства является обязательным (ИЗО и Драма, ИЗО и Музыка, и т.д.), причём во втором и третьем классе учащиеся обычно выбирают одно направление (ИЗО, Музыку, и т.д.). В старших классах есть возможность выбрать предмет из области культуры и искусства как экзаменационный, причем этот предмет делится на две части: теоретическую Историю Искусств и практическую часть Театр, Музыка и т.д. Таким образом, учащиеся с первого года обучения знакомятся с различными видами искусств.

Одновременно с этим в старших классах появляется еще один предмет для всех учащихся: Культурология (CKV – Culturele en Kunstzinnige Vorming, дословно Культурно-артистичное формирование, по сути Культурология), который обычно преподаётся педагогами ИЗО, Драма/Театр, Музыка, хотя нередко этот предмет ведут и педагоги-лингвисты (педагоги нидерландского, английского, французского и т.д.), у которых преподавание Культурологии является одной из составляющих их высшего образования на уровне Магистра.

Преподавание Культурологии ведётся обычно в течение первого года после перехода учащихся в старшие классы, причем каждая школа/колледж/лицей имеет права решать сама, на какой год поставить этот предмет в учебный план. Название и содержание предмета на уровне VMBO несколько отличается от двух других уровней, а именно он называется "Предметы искусства 1" и имеет ознакомительный характер, в то время как на уровнях HAVO и VWO учащиеся также развивают свои знания и навыки в области анализа. Учебная нагрузка: Предметы искусства 1 в VMBO - 40 контактных часов, Культурология в HAVO - 120 часов (при минимуме в 40 контактных часов) и VWO - 160 часов (при минимуме в 80 контактных часов). Каждый год около 95.000 учащихся из около 500 школ проходят этот предмет (6).

Преподавание Культурологии и Предметов Искусства является обязательным для всех учащихся на каждом из уровней образования. В данной работе внимание будет сосредоточено на уровне старшего основного и предуниверситетского образования.

В основу обеспечения гарантии качества преподавания предмета Культурология положен принцип диалога педагогов, обсуждавших различные вопросы из области культуры и искусства, тем самым достигнув определения понятия Качества с области культурологического образования, что в свою очередь легло основой выбора акцентов в создании учебных планов (7).   

Министерство Образования, Культуры и Науки Нидерландов разработало совместно с SLO (Национальный Центр Экспертизы Развития Учебных Планов) программу (1), которая должна помочь педагогам средней школы улучшить и гарантировать высокий уровень учебных планов предметов, связанных с культурой и искусством. Эта программа включает в себя различные инструменты для оценки качества учебных программ, а также ключевые положения и направления развития. В основе данного анализа лежит система "Паутина ван дер Аккера" (2003) (2), которая помогает ответить на главный вопрос/сверхзадачу: чему мы хотим научить (учащихся)?

В центре паутины находится сверхзадача и вокруг неё сбалансированы девять составляющих, ответы на вопросы которых должны в свою очередь обеспечить выполнение сверхзадачи:

  • - Цель обучения (ради чего учиться?)
  • - Содержание (чему учиться?)
  • - Учебные процесс (как учиться?)
  • - Роль педагога (какова роль педагога в учебном процессе?)
  • - Источники и материалы (с помощью чего учиться?)
  • - Групповые формы (с кем учиться?)
  • - Учебное пространство (где учиться?)
  • - Время (когда и сколько времени учиться?)
  • - Проверка знаний (каким образом проверяются знания?)

Целью предмета Культурология является развитие способности учащихся сделать мотивированный и осмысленный собственный выбор в области культуры и искусства (4; 5). 

В основе предмета лежит система развития учащихся по четырём Областям:

Область А: Осознание

Область В: Расширение

Область С: Углубление

Область D: Объединение

 Область А: Осознание

Данная область стимулирует способность учащихся описывать и отражать личные интересы, знания, а также различные концепции в области культуры и искусства, и как результат развивает способность документально зафиксировать вышеперечисленное. Основные акценты лежат на описании увиденного, анализе формирования личного опыта, знаний и интересов в обрасти культуры и искусства, при этом дополнительный акцент лежит на сопоставлении личного опыта и знаний учащегося с его окружением, в том числе одноклассников.

Область В: Расширение

Эта область нацелена на расширение знаний учащихся посредством описания и оценки неизвестных для них ранее видов искусств, жанров и стилей, увиденных в живую в профессиональном контексте (в музее, в театре, на концерте и т.д.).  Учащиеся должны быть в состоянии проанализировать содержание, форму и значение примеров увиденного из как минимум трёх для HAVO и четырех для VWO видов искусств на основе одного или нескольких нижеперечисленных аспектов:

  1. 1. Фактическое или вымышленное
  2. 2. Красивое или уродливое
  3. 3. Автономное или прикладное
  4. 4. Индустриальное или ремесленное
  5. 5. Цифровое или аналоговое
  6. 6. Развлекательное или обязательное
  7. 7. Индивидуальное или групповое
  8. 8. Традиционное или инновационное
  9. 9. Узнаваемое или отчуждённое
  10. 10. Локальное или глобальное
  11. 11. Монодисциплинарное, мультидисциплинарное или интердисциплинарное


Область С: Углубление

Исследование учащимися индивидуально и/или небольшими группами творческого процесса в целом или его элементов лежит в основе области Углубление. Для достижения результатов учащиеся могут использовать различные методики: как практические задания, так и исследования описательного характера. Данные исследования развивают аналитические и личные творческие способности учащихся, использование источников знаний из различных средств массовой информации, а также личного культурного опыта и окружения. Для подобных работ могут быть использованы теоретические знания и навыки в области культуры и искусства, полученные в области Расширение. Для учащихся уровня VWO предполагается дополнительный акцент в области анализа и контекстуализации информации. Полученные результаты учащиеся документируют и демонстрируют в виде презентации, выставки, реферата, дебата, фильма, перформанса и т.д.      

Область D: Объединение

Учащиеся развивают навыки связывать опыт и знания, полученные в областях А, В и С касаемо творческих процессов и их влияния на личное культурное развитие. Данные навыки они могут осмысленно прокомментировать в беседе, презентации, личном досье или в комбинации различных вышеперечисленных форм (3).

Преподавание предмета Культурология в Нидерландах ведётся как по пяти существующим методикам (6), а также и по индивидуальным учебным программам и планам средних учебных заведений, что в свою очередь является сильным импульсом для творческого подхода к выбору формы предмета для педагогов. Учащиеся знакомятся с различными направлениями и стилями, используя интернет, во время международных обменов, посещая музеи, концерты и спектакли во время и вне школы.

По окончанию предмета, учащиеся получают оценку, которая является одной из составляющих комплексной оценки вместе с оценками за дипломную работу и обществоведение (8).

Вышеописанная программа является новой редакцией существующего учебного плана, которая должна быть внедрена с нового учебного года 2017-2018. Многие педагоги не сразу приняли эти нововведения. Однако как со стороны Министерства и SLO, а также издателей существующих методик были проведены многочисленные встречи, семинары и тренинги, которые способствовали разъяснению и плавному переходу на новую программу. Насколько данная подготовка была плодотворной и каким образом школы, педагоги и учащиеся на практике смогут воплотить цели и задачи новой программы, покажет ближайшее время.  

Итак, основными составляющими предмета Культурология можно назвать активное знакомство учащихся с результатами творчества представителей культуры и искусства как посредством личного участия в мероприятиях, так и приобретение знаний, выполняя различные задания, изучая искусство как в историческом, так и в современном контексте. Невозможно недооценить важность развития навыка отображать учащимся своё восприятия увиденного и анализировать данное с помощью основных искусствоведческих понятий.

список литературы

  1. 1. Advies examenprogramma CKV havo/vwo, SLO, 2014 – Режим доступа:

http://downloads.slo.nl/Repository/advies-examenprogramma-ckv-havo-en-vwo.pdf

2. Akker, van den, J., & Thijs, A. Leerplan in ontwikkeling. Enschede: SLO, 2009

3. Handreiking schoolexamen CKV havo/vwo, SLO, 2016 – Режим доступа: http://handreikingschoolexamen.slo.nl/ckv

4. Het examenprogramma culturele en kunstzinnige vorming havo, College voor Toetsen en Examens, 2017 – Режим доступа: https://www.examenblad.nl/examenstof/culturele-en-kunstzinnige-vorming-6/2019/havo/f=/examenprogramma_culturele_en_kunstzinnige_vorming_havo_vanaf_2019.pdf

5. Het eindexamenprogramma culturele en kunstzinnige vorming vwo, College voor Toetsen en Examens, 2017 – Режим доступа: https://www.examenblad.nl/vak/culturele-en-kunstzinnige-vorming/2020/vwo

6. http://kernvakckv.nl/ckv-schoolbreed/ckv-havovwo/ (дата обращения 13-05-2017)

7. http://kunstcultuur.slo.nl/themas/ckv  (дата обращения 13-05-2017)

 8. http://www.lkca.nl/voortgezet-onderwijs/kunstvakken-en-ckv/ckv/ (дата обращения 13-05-2017)

 

Сведения об авторе

Кузнецова Арина Вячеславовна - педагог предметов История Искусств, Драма, Культурология Лицея Фортес г. Хоринхем, Нидерданды / Fortes Lyceum Gorinchem, The Netherlands, MA in European Leisure Studies.  

К оглавлению выпуска

Год литературы

22.06.2017, 365 просмотров.