Новашина М.С. ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА У СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ЗВУКОЗАПИСИ РУССКОГО ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА

В современном обществе патриотическое воспитание молодежи приобретает особое значение. Основанием для этого являются многие факторы: возрастающий уровень информационности, процессы демократизации, появление многопартийной системы. Указанные факторы создают определенные трудности в понимании гражданами  России сущности патриотизма.

Можно с уверенностью констатировать, что после 2000 года в России активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи. Так,  в 2001 году правительство России приняло государственную концепцию «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», которая определила своей целью развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности и становление личности граждан, обладающих позитивными качествами, способными проявлять их в интересах укрепления государства и его устойчивого развития.

Важность рассматриваемой  проблемы, необходимость ее решения в интересах консолидации российского общества и укрепления России актуализировали неотложность принятия мер на государственном уровне, что проявилось в разработке Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации и Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». 

Каждые пять лет Программа обновляется и выделяются миллионы рублей для ее реализации. Одной из задач Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» было «внедрение в деятельность организаторов и специалистов Патриотического воспитания современных форм, методов и средств воспитательной работы» (2, с.14-15). Мы полагаем, что поставленная задача помогла в воспитании патриотических чувств граждан, в том числе студентам-музыкантам. Современные формы, методы и средства воспитательной работы доказали свою эффективность, так как студенты-музыканты с увлечением участвуют в дискуссиях, концертах патриотической песни, в шествии «Бессмертного полка», во встречах с ветеранами и других.

В новой Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» будет продолжаться укрепление и повышение эффективности системы межведомственного, межотраслевого взаимодействия и общественно-государственного  партнерства  в  решении  задач  патриотического воспитания, обеспечивающей условия для: активизации и повышения интереса граждан к изучению истории Отечества, к историческому прошлому нашей страны, ее героическим страницам; повышения  интереса  россиян  к  литературе,  музыке, изобразительному  искусству; развития у молодого поколения чувства гордости, уважения и почитания символов государства; увеличения числа граждан, имеющих углубленные знания о событиях, ставших основой государственных праздников России; повышения качества работы образовательных организаций по патриотическому воспитанию; проведения всероссийских и региональных конкурсов, семинаров, конференций, выставок и экспозиций, посвященных историческим и культурным событиям, знаменательным датам и видным деятелям России.

В Московском государственном институте культуры в 2017 году на первом курсе очного отделения факультета музыкального искусства («поток» из 120 студентов-музыкантов) нами проводился «формирующий эксперимент» по теме диссертационного исследования «Воспитание патриотических чувств  у студентов музыкальных факультетов вузов культуры  средствами песенного фольклора» под руководством доктора педагогических наук, профессора А.Г. Казаковой и при поддержке заведующей кафедрой педагогики и психологии, доктора педагогических наук, профессора Т.В. Христидис, а также заведующего кафедрой звукорежиссуры, доцента А.К. Чудинова.

Исходя из названной темы, была определена цель данного этапа эксперимента – выявить оптимальные пути воспитания патриотических чувств у студентов-музыкантов с помощью русского песенного фольклора. Данная цель позволила нам сформулировать следующие конкретные задачи: выявить особенности  песенного фольклора; определить его роль в воспитании патриотических чувств у студентов-музыкантов; разработать экспериментальную методику   воспитания патриотических чувств  у студентов-музыкантов; определить пути ее эффективного внедрения.

Нами были применены следующие методы исследования:

- теоретические: анализ педагогической, психологической, музыкальной, фольклорной литературы;

- эмпирические: анкетирование, наблюдение, беседы, мониторинг, индуктивные и дедуктивные методы, педагогическое моделирование, проектирование;

- статистические: количественная и качественная обработка материалов.

Прежде, чем приступить к «формирующему эксперименту» мы провели анкетирование, чтобы выявить общий уровень знаний по воспитанию патриотизма и русскому фольклору. Весь «поток» студентов-музыкантов 1 курса очного обучения факультета «музыкальное искусства» разной специализации за редким исключением, как мы и предполагали, не задумывается, что такое патриотизм, быть патриотом своей страны, не видят связи между фольклором и понятием патриотизма, не понимают необходимость звукозаписи русского песенного фольклора на аудио-носители.

Программа «формирующего эксперимента» охватывает следующие системообразующие: цель (с выходом на гипотезу); задачи; определение авторского подхода (модели, концепции); экспериментальный инновационный элемент, придающий педагогическому процессу характер преобразования; базы (экспериментальные площадки); респондентов; контрольные и экспериментальные группы; определение принципа проведения эксперимента (параллельный, перекрестный); экспериментальный содержательный материал; методику реализации данного содержания в контрольных и экспериментальных группах; методы исследования; критерии эффективности; ход эксперимента; формулировку методических рекомендаций, направленных на совершенствование педагогического процесса с помощью экспериментального инновационного элемента; формулировку промежуточных и общих выводов, подтверждающих правильность выдвинутой в начале исследования гипотезы (5, с.462-463).

Получается, педагогический «формирующий эксперимент»  выступает важнейшим  достоверным методом исследования.

Приобщение к народному песенному творчеству будущих музыкантов приобретает все более актуальное значение. Отточенный веками, сохранившийся в сотнях поколений, песенный фольклор Руси, а затем и России является гордостью народа, сумевшего создать и сохранить самобытные уникальные произведения, воспитывающие любовь к родной земле, истории, многонациональным традициям и обычаям.      

Народная культура как искусство и как основание жизненного пространства постоянно актуальна для многих исследователей. Теория воспитания на началах народности разрабатывается в трудах В.В. Зеньковского, П.Ф. Каптерева, В.С. Соловьева, К.Д. Ушинского и др. Духовное начало народного наследия отмечается Н.А. Бердяевым, В.С. Библером, И.А. Ильиным и др.

Русский православный священник, богослов, религиозный философ, ученый и поэт П.А. Флоренский в предисловии к своей книге «Детям моим», писал: «Человек должен помнить о своих корнях» (12, с.4). В этом напутствии, как мы полагаем, П.А. Флоренский имеет в виду не только «семейные корни», но и обобщающее понятие о Родине, культуре и земле, на которой живешь и творишь.

Итак, мы поделили студентов-музыкантов на две равные части:

1 группа – контрольная, 2 группа – экспериментальная. Для группы №1 мы раздали ксерокс из учебно-методического пособия о роли фольклора в истории, а группе №2 предложили сделать звукозапись фрагмента из русского песенного фольклора.

Неоценимую помощь в воспитании у студентов музыкального факультета патриотических чувств с помощью песенного фольклора оказывают технические средства и, прежде всего, звукозаписи.

Аудио-запись происходила в «Красном зале» МГИК. Прежде чем записывать аудио (пре-продакшн) мы предварительно ознакомились с местом записи, учитывали расстояния между предметами мебели, старались предугадать и решить проблему с реверберацией, ненужными внешними и внутренними шумами…

Одной из важнейших акустических характеристик помещения  явилось  время реверберации (Т,сек), введенное американским физиком, основателем архитектурной акустики У.К. Сэбином еще в начале прошлого века. Время, в течение которого уровень звукового давления уменьшается на 60 децибел после прекращения звучания источника, называется временем стандартной реверберации и характеризует «степень гулкости» помещения (1, с.506-519).

«Помещение с большим значением времени реверберации» воспринимается как «живое» (часто это церкви, спортзалы, бассейны), «помещения с малым значением времени реверберации» характеризуются как «заглушенные» (студии звукозаписи, дикторские кабинки) (1, с.506-519).

В общем случае, снижение времени реверберации приводит к улучшению ясности и артикуляции речи, т.е увеличению степени акустического комфорта. Уменьшение времени реверберации достигается применением звукопоглощающих покрытий стен, пола и потолка.

Известно, что музыкальные студии и залы имеют время реверберации для низких частот в пределах 1,6-2сек; для средних - 1,65-1,8сек; для высоких - в пределах от 0,5 до 1сек (1, с.506-519). Делаем вывод, что среднее время реверберации в «Красном зале» находится в пределах 1.1-1.8сек, что оптимально для записи как речи, так и музыкального материала.

Из оборудования применялись:

- основным рабочим инструментом для звукозаписи является компьютер Lenovo IdeaPad Y550P (20017); звуковая карта Intel High Definition Audio, технология Dolby Home Theatre. (7). Звук у Lenovo IdeaPad Y500P подходит для записи в данном помещении;

- микрофон Perception 120 USB - это первый микрофон оборудованный USB, предлагающий студийного качества звук без необходимости в любых драйверах или инсталляции, позволяет делать профессионально качественные записи. Тип: Микрофон конденсаторный, направленность: кардиоидная, частотный диапазон: 20-20000Гц, конвертор: встроенный высококачественный 24-битный аналогово-цифровой конвертор, ровная АЧХ (6). USB - широко известный интерфейс для аудио оборудования подобно звуковым картам, активным мониторам, который делает Perception 120 USB одним из самых универсальных микрофонов.

Микрофон имеет два переключателя: это (bass-cut filter) включение фильтра-заградителя низких частот и включение нерегулируемого аттенюатора. Фильтр-заградитель низких частот у микрофона AKG Perception 120 USB, уменьшает искажения, которые могут возникнуть от механических вибраций, а нерегулируемый аттенюатор увеличивает гейн, для панорамного использования микрофона. Поэтому микрофон AKG Perception 120 USB изолирует и устраняет любой посторонний шум.

          - запись и редактирование велось в программе Adobe Audition Portable CS5.5.  Применялись следующие эффекты: Filter & EQ parametric & graphic equalizer (эквалайзер для более тонкого редактирования и «убирания свистящих, взрывных звуков»); Vocal Enhancer, Surround reverb: full metal (для разнообразия тембров), а также «эффект панорамирования» для создания более достоверной атмосферы.

Была проблема при и после (пре и пост-продакшн) записи голосов студентов-музыкантов, занятых в «формирующем эксперименте». Молодые певцы, к сожалению, не умеют работать с микрофоном, поэтому нам пришлось ознакомить их с основными правилами при работе с микрофоном.

 Основные правила при работе с микрофоном:

-   держите микрофон в стороне от придыхания (сбоку, выше или ниже рта);

- «правила ладони», - т.к. мы применяли конденсаторный микрофон, то расстояние от губ до микрофона должно составлять примерно три-четыре пальца (не более 10см);

-   следует иметь ввиду, что чем ближе микрофон к губам, тем громче звучит голос, при этом низкие и высокие частоты голоса будут более выразительны

- при пении далеко от микрофона, к голосу «подмешиваются» окружающие и часто нежелательные звуки, а в голосе преобладают преимущественно средние частоты;

-  не располагать микрофон прямо перед губами. Лучше, чтобы микрофон находился чуть левее или правее рта;

-  во время записи не крутить головой, не отдаляться и не приближаться к микрофону (если это не соответствует замыслу звукорежиссера);

- в микрофон не надо ни кричать, ни шептать, если только Вас об этом не попросит звукорежиссер (8).

Объяснив правила работы с микрофоном, все равно приходилось часто прерывать запись из-за неприятных «взрывных звуков» (микрофон «заплевывается», либо «задувается»), особенно это случалось на согласной букве « П ».

После окончания записи, - уже во время редактирования в программе Adobe Audition, мы постарались исправлять и убрать «свистящие и взрывные звуки»,  «бубнение низов» параметрическим и графическим эквалайзером, которые все же оказались в звукозаписи. Поэтому запись аудио тщательно прорабатывалась и редактировалась. Качество пения совершенствовалось и тем самым облегчалось восприятие студентами-музыкантами сюжета фольклорного произведения.

В процессе наблюдения, мы констатировали, что студенты-музыканты  группы №1 формально отнеслись к изучению предложенного нами печатного материала, а участники группы №2 с увлечением работали над заданием.

В конце «формирующего эксперимента» мы вновь провели контрольное анкетирование, задав те же самые вопросы, что и в начале. Сравнили результаты двух групп. Если в группе №1 ответы в анкетах не изменилось, то в группе №2 многие ответы кардинально отличались от первоначальных.

Мы с удовлетворением сделали вывод, что с помощью творчества возможно воспитание патриотических чувств и интереса к русскому песенному фольклору.

Музыка влияет на наше эмоциональное состояние - чувства. Это устойчивые психологические переживания, рассматриваются с каким-то определенным объектом, обладающим особым значением для человека. Они всегда связаны с предметом или действием с ним. Чувства длятся годами, а иногда и всю жизнь, например, чувство любви, гордости... (9, с.113) Кроме того, любовь к Родине, к своему народу, искусству, культуре предков свойственна всем людям на земле.

Более того, музыка способна сплотить людей в едином эмоциональном порыве, внушить уверенность в борьбе за мир. Она выражает радость победы и помогает пережить скорбь о погибших в бою. Еще в российской армии в XVIII-XIX веках музыке придавалось большое значение. Знаменитый русский полководец А.В. Суворов говорил: «Музыка удваивает, утраивает армию. Музыка в бою нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая…». (10, с.86) Мы полагаем, что не случайно в русских армиях существовали полковые оркестры, которые поднимали дух и патриотизм солдат и офицеров.

В процессе звукозаписи русского песенного фольклора, как мы убедились, воспитываются у студентов-музыкантов чувства патриотизма к родной стране, народу, сочинившему удивительные произведения, которые интересны и актуальны в современном обществе.

 

Список литературы:

  1. 1. Алдошина, И., Приттс, Р. Музыкальная акустика: учебник. – СПб, 2006. - 720 с.
  2. 2. Государственная  программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»: [постановление: принято правительством РФ от 30 декабря 2015 г. N 1493.]. – М., 2015. – 15 с.
  3. 3. Грибкова, О.В. Развитие нравственно-ориентированного потенциала личности в условиях музыкально-образовательной среды в вузе // Вестник Курган-Тюбинского государственного университета имени Носира Хусрава. - 2016. – N 1-1 (35). - С. 59-62.
  4. 4. Зуева, Т.В., Кирдан, Б.П. Русский фольклор: учебник для высших учебных заведений / Т.В.Зуева, Б.П.Кирдан. - М.: Наука, 2002. - 400 с.
  5. Казакова А.Г. Высшее профессиональное и послевузовское научное образование (аспирантура, докторантура): монография / А.Г.Казакова. – М.: Экон-Информ, 2010. - 547 с.
  6. 5. Микрофон AKG Perception 120 USB [Электронный ресурс]. 2012. – Режим доступа: http://www.musicalive.ru
  7. 6. Ноутбук Lenovo IdeaPad Y550P [Электронный ресурс]. 2010. – Режим доступа: http://www.ixbt.com/portopc/lenovo-y550p.shtml
  8. 7. Работа с микрофоном. Рекомендации [Электронный ресурс]. 2012. – Режим доступа: http://voxeller.ru/rabota-s-mikrofonom-rekomendatsii.html
  9. 8. Реан, А.А., Бордовская, Н.В., Розум, С.И. Психология и педагогика: учебник. – СПб.: Питер, 2006. - 423 с.
  10. 9. Чередниченко, Т.В. Музыка в истории культуры. – М., 1994. – 429 с.
  11. 10. Чудинов, А.К. Формирование профессиональной компетентности современных звукорежиссеров в вузе / А.К.Чудинов // Вестник МГУКИ. - 2009. - N 3. - С.114-118.
  12. 11. Флоренский, П.А. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. М.: АСТ, 2004. - 560 с.
  13. 12. Христидис, Т.В. Психолого-педагогическое сопровождение студентов в вузе / Т.В.Христидис // Вестник МГУКИ. - 2015. - N 1 (63). - С.102-105.
  14. 13. Христидис, Т.В., Черниченко, В.И. Педагогика высшей школы: учебник / Т.В.Христидис, В.И.Черниченко. – М.: МГИК, 2015. - 432 с.

 

Сведения об авторе

Новашина Марина Сергеевна - аспирант кафедры педагогики и психологии, направление подготовки 44.06.01  «Образование и педагогические науки», профиль 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» Московского государственного института культуры. 


К оглавлению выпуска

22.06.2017, 464 просмотра.