Светланова В.И. ТВОРЧЕСКОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК КУЛЬТУРНЫЙ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН ВНЕ ВОЗРАСТНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ

   Современные условия существования заставляют эволюционировать человека сразу в нескольких направлениях – ускоряться во времени, быть более гибким, находчивым; в то же время мы можем наблюдать усиление  тенденции к поиску смысла жизни, личного счастья, а также изменение содержания таких понятий как «профессионализм», «хобби», «обучение».

    В связи с этим в последние годы возник ряд противоречий в сфере скрипичного исполнительства и педагогики:

  1.  1. Между профессиональным образованием и любителями. Переосмысление понятия «профессиональное музыкальное образование», и, как следствие, размывание границ между профессионалами и любителями, а также вопрос обучения любителей.
  2.  2. Между повышающимися нагрузками и всеобщим ухудшением состояния мышечной системы среди обучающихся. Как следствие, высокий процент профессиональных заболеваний.
  3.  3. Между потребностью социума в универсальных музыкантах и невозможностью системы традиционного образования обеспечить высокий уровень теоретической и исполнительской подготовки.

   Как свидетельствует наш опыт обучения игре на скрипке, еще десять – пятнадцать лет назад (когда авторы сами выступали в роли обучающихся), никаких инноваций в обучении скрипке не применялось. Изучение  стенографических записей уроков по специальности в МССМШ им. Гнесиных показывает, что эмпирический подход в худшем его варианте составлял базовую часть методики обучения. Внимание уделялось в основном интонации (однако без устойчивого результата, так как интонация так же во многом зависит от физиологичности положения руки, а об этом речи не шло) и интерпретации. Все это имело вид в некоторой степени самодеятельности, так как заметного технического прогресса не было, кроме того, имели место постоянные боли в руках и спине, что добавляло стрессогенные факторы. Автору повезло встретить на своем пути замечательного музыканта, педагога и человека Галину Вениаминовну Пахолкову и вовремя перейти в ее класс. Избежать профессионального заболевания не удалось, так как помимо методических на состояние организма действуют и биологические, и физиологические факторы. Однако именно старание и вера Галины Вениаминовны помогли преодолеть профессиональное заболевание и вступить на путь понимания настоящей методической базы игры на скрипке.

  После окончания ВУЗа было принято решение начать эксперимент по проведению практической работы с использованием психофизиологического подхода. Вот уже на протяжении шести лет эксперимент проводится стихийно, на всех желающих, без ограничения возраста, образования и физической подготовки. На сегодняшний день очевидно, что желающие освоить скрипку вне рамок учебного заведения, то есть любители по факту, имеют гораздо больше мотивации и возможностей для такого обучения.

    Еще Иегуди Менухин в своей автобиографии писал: «Естественно, меня живо интересуют и другие методики обучения на скрипке: и русско-еврейская школа, (…) и методика группового обучения Ш. Сузуки, которая, как он мне сам объяснил, разработана главным образом для обучения любителей. И первая методика, и вторая предполагают участие любящих родителей (Ш. Сузуки, прежде чем взяться за обучение ребенка, занимается сначала с родителями, чтобы создать в доме благоприятную музыкальную атмосферу), и все же японцы сейчас опережают евреев: когда евреи находят себе более интересную и соблазнительную работу, на освободившееся в оркестре место приходят японцы. Это в значительной мере заслуга Ш. Сузуки, хотя он и ориентируется на любителей» (4, стр.546).

   Отсюда вытекает вопрос о необходимости очень четкой разработанности теории скрипичной игры: общей постановки корпуса, постановки правой и левой руки, наработки технических навыков и т.д. Соответственно, такие вопросы, как обучение «любителей» и необходимость в новых, углубленных методических разработках оказываются взаимосвязанными.

   Также этот аспект касается и тех, кто идет по «профессиональному» пути обучения и развития. В этой сфере наблюдается небывалый взлет процента профзаболеваний и снижение уровня общей подготовки специалистов.

   Таким образом, можно сказать, что заниматься необходимо меньше по времени, но более качественно и эффективно, что позволяет не только увеличить долю времени на освоение других дисциплин, но и имеет здоровьесберегающий эффект.

   Вопрос по проценту профессиональных заболеваний в музыкальных ВУЗах и среднеспециальных учебных заведениях остается открытым, так как обширного исследования на эту тему лично мы не проводили, и возможно ли проведение такого рода исследования, также неясно. В настоящее время пациенты с болезнями рук лечатся кулуарно всеми доступными средствами, и возвращать таких пациентов к полноценной жизни крайне важно. Однако еще более важно взрастить новое поколение исполнителей, свободных от профессиональных заболеваний, а так же более эффективно реализовывать индивидуальный подход, основанный на приоритетах данного студента.

   В настоящее время в музыкальном образовании наиболее остро стоят следующие проблемы:

А. Понимание задач профессионального образования и все больший успех исполнителей-любителей.

Б. Повышающиеся и изменяющиеся требования к набору умений музыканта и необходимость в обновлении методик, позволяющих добиваться этих результатов.

В. Необходимость сохранять профессиональное здоровье и все более повышающиеся требования к техническому оснащению музыкантов.

   Из этого следует, что объектом исследования является скрипичная методика. А предметом нашего исследования станет инновационный аспект скрипичной педагогики, и в частности, психофизиологический подход в обучении игре на скрипке.

  Психофизиологический подход в преподавании игры на инструментах - отличающийся широкой научной базой подход к вопросам сценического стресса, преодоления технических трудностей, профессиональных заболеваний и других проблемных вопросов, дающий более высокие результаты с меньшей затратой энергии. Он основывается на глубоком специфическом изучении законов жизнедеятельности человека и постановке их на службу в процессе игры.

  Психофизиология - это научный термин, появившийся в рамках науки психологии. Если обратиться к психологическому словарю, то: «Психофизиология - область междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии, направленных на изучение психики в единстве с ее нейрофизиологической составляющей. Первоначально термин «психофизиология» использовался наряду с понятием «физиологическая психология» для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы.(…) Главной задачей психофизиологии является причинное объяснение психических явлений путем раскрытия лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов.(…) В рамках психофизиологии выделяются отдельные направления, связанные с разработкой наиболее важных проблем, в частности психофизиологию организации движений»(6, стр.328).

  Таким образом, движение в науке психофизиологии  раскрывается в совокупности его физической и психической составляющей, что позволяет расширить понимание двигательного акта как такового. В исполнительской практике этот термин приобретает несколько иное значение, обозначая более широкое задействование ресурсов человеческого организма. Однако и в том, и в другом случае важна параллельная активизация как психических, так и физиологических процессов.

  Условно освоение скрипичной постановки можно разбить на несколько блоков:

  1.   Общий тонус мышц, положение тела в пространстве, положение тела во время игры.
  2. 1. Постановка рук – правая и левая в отдельности, так как имеются некоторые различия.
  3. 2. Преодоление технических трудностей в левой руке.
  4. 3. Преодоление технических трудностей в правой руке.
  5. 4. Преодоление сценического стресса.

   Двигательные стереотипы всего опорно-двигательного аппарата человека — одно из ключевых понятий в прогрессивной скрипичной педагогике. Мы считаем, что в современном преподавании   должна  присутствовать  задача восприятия разработок других видов наук, адаптация их к исполнительству, исследование специфических двигательных стереотипов и корректировка их с учетом общих положений о здоровье человека. Уже И. Менухин в своей автобиографии так высказывается о роли исполнительского движения: «Суть правильной техники заключается в правильном движении, которое необходимо формировать по крупицам, без предубеждений, привлекая все возможные источники: медицинские, спортивные, гимнастические, а также собственно скрипичные» (4, стр.244). Двигательные паттерны должны быть такого характера, который позволил бы сохранять профессиональное, а также общее человеческое здоровье и не травмировать суставы и другие органы. Именно такие двигательные паттерны возможно называть естественными и физиологичными, в том числе в скрипичной исполнительской практике. «Формирование двигательного процесса без учета специфики первичных функций базовых суставов чревато излишним применением физической силы, что провоцирует перенапряжение  всех мышечных групп организма. Подобного рода перенапряжение не поддается должному расслаблению, а формируемые действия оказываются мало управляемыми. Постоянно накапливаясь в мышечной сфере, остаточные напряжения становятся первопричиной многих заболеваний организма. …Неоднократно отмечалось, что для музыкантов проблема формирования целесообразных управляемых движений – вопрос профессии. Четко осознанные ощущения в локальных мышечных группах позволяют исполнителю добиться минимально необходимого приложения силы…»(3, стр.9).

  И в этом аспекте обучение скрипке выступает как сам по себе общеоздоровительный феномен. Ученик может прийти с уже приобретенными проблемами  опорно-двигательного аппарата, или таковые проблемы могут выявиться в процессе обучения скрипке – несомненно одно: скрипка заставляет чувствовать свое тело самым эффективным на сегодняшний день способом – через боль, и в искоренении боли заключается немалый оздоровительный потенциал – как физиологический, так и психологический.  Учащиеся самых разных возрастов не могут поднять выпрямленные руки к голове, согнуть и разогнуть локти, шевелить пальцами, не чувствуют собственных плеч, шеи и спины, имеют проблемы с осанкой – все это говорит о психофизиологических блоках. Преодолевая их, обучающиеся чувствуют качественные изменения в себе, отмечают, что «дышаться стало свободнее», чувствуют повышение общего уровня настроения. У некоторых случаются позитивные жизненные события. Таким образом, скрипка выступает не только как инструмент нагрузки, но и как инструмент разгрузки, что может значительно снизить мнение о трудности освоения данного инструмента и облегчить изучение игры на нем.

   Самая интенсивная работа с телом проводится на первоначальном этапе постановки: вырабатывание привычки следить за своим телом во время стояния, приспособление скрипки, постановка правой руки и смычка,  – все это требует проработки мышечного корсета и выявления недостатков с целью их дальнейшей корректировки (8). Осознавание тела может быть произведено двумя путями: во время держания скрипки и вне держания скрипки. Таким образом, мы в практической работе разделили телесные практики на:

  1. 1. Постановочный блок.
  2. 2. Внепостановочный блок.

   На первых занятиях, после общей диагностики, внепостановочный блок чаще всего занимает половину всех занятий, затем доля внепостановочного блока уменьшается в пользу постановочного. Для корректировки физиологического состояния обучающегося мы используем телесноориентированные методики, такие как методика М. Фельденкрайза, йога, биоэнергетические опыты А. Лоуэна, подборка внепостановочных упражнений В. Мазеля, методика Ф. Александера  и др., а также психологические приемы, такие как аутотренинг и идеомоторика. Метод выбирается в зависимости от конкретных проблем данного индивида.

   Необходимо также подчеркнуть, что главными биомеханическими показателями, характеризующими деятельность мышцы, являются: а) сила, регистрируемая на ее конце (эту силу называют натяжением или силой тяги мышцы) и б) скорость изменения длины. «Мышечная система – активный аппарат движения: обеспечивает перемещение тела человека в пространстве и отдельных частей относительно друг друга. (…) Мышцы, выполняющие одно и то же движение, называются синергистами, а противоположные движения – антагонистами. Действие каждой мышцы происходит только при расслаблении мышцы-антагониста»(1, стр.81). Таким образом, мышца в объективно хорошем состоянии демонстрирует возможность выдерживать нагрузки и гибкость. В наш век гиподинамии ученики зачастую не могут продемонстрировать ни того, ни другого. Один из основных специалистов скрипичной психофизиологии В. Мазель называет это явление «потерей двигательной интуиции»: «Создав человека высокомыслящим существом, природа частично подавила его двигательную интуицию. Как правило, все двигательные процессы тела связаны с нерациональным расходом энергии. В результате в мышечных группах разнонаправленного действия – антагонистах – отсутствует автоматическое регулирование напряжения и расслабления. (…) Нерациональный расход энергии в мышечных группах приводит к увеличению процессов напряжения, а процессы расслабления, наоборот, сокращаются. Мышечные группы, окружающие наиболее подвижные суставы, особенно подвержены перенапряжению. При этом суставы травмируются, нарушается их природная гибкость. Неизбежной становится деформация мышц, уменьшается их эластичность  и подвижность»(2, стр.6).

   Как уже говорилось выше, в своей работе мы проводим небольшой физиологический тест – поднять выпрямленные руки к голове, сделать йоговский замок за спиной, сделать вращательное движение прямыми руками, поднять к голове согнутую в локте руку и другие. В выборе движений для теста мы опираемся на основные направления движения рук при игре. Занятия по описанным методикам проводились в течение пяти лет с пациентами (учениками) в количестве восьми человек разных возрастных категорий – детьми (8-12 лет), подростками (15-17 лет), молодыми (22-27 лет), зрелыми (после 30). Хотелось бы отдельно оговориться по поводу того, что в нашей работе мы называем учеников пациентами. Среди восьми человек не было ни одного физически гармонично развитого, то есть люди приходят с уже приобретенными диагнозами, и таким образом автоматически переходят в разряд пациентов.

   В худшем случае (прежде всего это касается пациентов последней возрастной категории) желающие обучиться не могут сделать ни одного из вышеуказанных движений (7). Таким образом, можно говорить о том, что мышца спазмирована, соответственно, силовой тест проводить нет необходимости – очевидно, что в спазмированной мышце ее не много. В нашей практике не было пациентов, с которыми мы дошли до силового теста. «Мышечное напряжение (имеется в виду полезное) – это нормальное состояние активно функционирующих мышечных групп. Они управляемы, поддаются необходимой коррекции и активному расслаблению. Перенапряжение же, возникающее в результате противоестественных действий различных мышечных групп, с трудом поддаются коррекции и практически неуправляемы.

   Самым опасным является то, что находящиеся долго в перенапряженном состоянии мышцы любой части тела неизбежно переносят  свое перенапряженное состояние на область спины – позвоночник. Накапливаясь в области спины, некомпенсированное перенапряжение создает очаги постоянной зажатости мышц в непосредственной близости от позвоночника»(2, стр.13). Таким образом, травмируется один из самых главных органов нашего тела.

   Можно утверждать, что в настоящее время пациентам в первую очередь показан стречинг и грамотная растяжка. Впоследствии, когда мышцы более-менее растянуты, и пациент начинает их чувствовать и управлять ими, необходимость в силовых тренировках возникает сама собой. Вопрос о внедрении физической подготовки в классе скрипки – безусловно, очень деликатный. Непознанного в данной области пока больше, чем ответов, и роль педагога в процессе обучения трудно переоценить. Необходимость неустанного контроля со стороны преподавателя возникает с первых же дней занятий. Также применение этого методического приема потребует расширения знаний педагогического арсенала, подкованности в вопросах анатомии, физиологии, психологии, а также незаурядной интуиции и внимательности к ученикам, так как возникает проблема индивидуальных особенностей организма.  Хотелось бы обратить внимание, что требуется индивидуальный подход в каждом конкретном случае, не смотря на имеющиеся общие функциональные свойства.

   «Целью мобилизации энергии тела является возвращение людей к их первичной природе, к состоянию «искреннего удовольствия». Через раскрепощение тела человек обретает состояние удовольствия, свободу от мышечного напряжения и энергетический контакт с почвой. Чем прочнее человек ощущает свой контакт с почвой (реальностью), чем крепче он держится за нее, тем большую нагрузку он может вынести и тем лучше может управлять чувствами»(5, стр.170).

   Именно на эту цель направлены такие телесноориентированные методики, как метод М. Фельденкрайза и биоэнергетические опыты А. Лоуэна, а также йога. Практическую ценность телесноориентированных методик трудно переоценить: изначально задумываясь, как психотерапевтические практики, они воздействуют и на физическое состояние человека, являясь, таким образом, эффективными системами гармоничного развития личности. Они выступают за так называемое «неусилие», то есть стремятся к тому, чтобы тело действовало легко и естественно. Телесноориентированные методики предпочитают релаксированные действия напряженным и рассматривают тело и ум как единое целое, как непрерывный психофизический процесс. Такого рода система стремится научить человека быть более расслабленным, более «естественным» как во время отдыха, так и в действии, устранить ненужные напряжения, которые мы несем в себе и с собой, учит позволять телу быть эффективным, вместо того чтобы осваивать бесполезные навыки и наращивать мышцы. Наиболее важным аспектом телесноориентированные методики считают отучение от дурных привычек, которые возникают в детстве и позже, и возвращение к естественной мудрости, координации и равновесию тела.

   Безусловно, подходы, приемы внедрения и методики нуждаются в дальнейшей разработке, улучшении, расширении. Однако уже сейчас можно говорить об очевидных положительных результатах работы авторов в данном направлении.

Список литературы:

1. Горелова Л.В., Таюрская И.М.  Анатомия. Издание 3-е, стереотипное. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2014г.

  1. 2. Мазель В.Х. Музыкант и его руки. Книга вторая «Формирование оптимальной осанки». Издательство «Композитор. Санкт — Петербург», 2005.
  2. 3. Мазель В.Х. Скрипач и его руки. Левая рука. Издательство «Композитор» Санкт-Петербург, 2008г.
  3. 4. Менухин И. Странствия. Изд. Колибри, Москва,2008г.
  4. 5. Никитин В.Н. Психология телесного сознания. Алатейя, Москва, 1999г.
  5. 6. Психология. Словарь. Под общ.ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г.; М. Политиздат 1990г.
  6. 7. Скрипник В.И. Проблемы игровой позиции скрипача: психофизиологический подход // Искусство и образование. – 2016. № 3 (101). С. 66-73.
  7.  8. Скрипник В.И. Психофизиологические аспекты в обучении игре на скрипке // Искусство и образование. – 2015. № 5 (97). С.88-94.

Сведения об авторе

Светланова Валерия Игоревна - аспирант Московского государственного института культуры. Valeria.skripnik@gmail.com

К оглавлению выпуска

22.06.2017, 338 просмотров.