Е. В. Климкович, А.Р. Климкович ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ
В последние десятилетия зафиксировано значительное падение интереса молодежи к таким областям гуманитарного знания как литература, художественная культура, история. Картина мира современной молодежи формируется посредством информации, получаемой из социальных сетей, с использованием универсальных массовых продуктов, что не способствуют развитию творческого потенциала личности, в частности, и наращиванию человеческого потенциала, в целом. Проблема совершенствования личности и управления талантами становится все более актуальной для современного общества [см.: 3]. Не случайно вопросам развития человеческого капитала на VII Московском урбанистическом форуме было уделено большое внимание [5].
По мнению Эриха Фромма творчество является той основой, которое способствует преодолению негативных общественных явлений, если «человек не в состоянии создавать, он начинает разрушать… единственное лекарство против этого - увеличение творческого потенциала, развитие способности человека продуктивно использовать свои силы… только это может помочь человеку перестать быть калекой, садистом, разрушителем…» [6].
Работа по популяризации гуманитарного знания в среде молодежи сегодня ведется и на базе множества различных образовательных организаций [2]. Теоретиками социально-культурной деятельности осуществляется постоянный поиск таких подходов, которые наилучшим образом могут способствовать формированию личностных качеств и мировоззренческих установок молодежи, обеспечивающих максимальную включенность личности в познавательный процесс [7].
Активизация данной деятельности обусловлена понимание того, что развитие общественного сознания во многом зависит от воспитания молодого поколения. В поиске новых форм работы с молодежью исследователи и практики опираются на то, что «сухая» подача знаний молодым людям не является эффективной [1]. Необходимо использовать такие формы подачи информации, в которых теория подкрепляется практическими заданиями, особенно если эти задания проходят в игровой форме. В связи с чем, в образовательно-развлекательных проектах, направленных на обучение и просвещение молодежи все чаще встречается формат интеллектуального квеста. Так, например, в Московском городском университете управления Правительства Москвы, с 2013 года реализуется ряд проектов и мероприятий образовательно-развлекательного характера. Аудитория проекта - учащиеся старших классов образовательных учреждений среднего и среднего профессионального образования. Цель проекта - популяризация гуманитарного знания и воспитание молодежи. Проект объединяет серию мероприятий со следующей тематикой: «Герои нашего времени» (отечественная литература), «А ты знаешь город в котором живешь?» (достопримечательности и культурная инфраструктура города Москвы), «Вокруг света с чемоданом культуры» (мировая художественная культура), «Ты готов управлять культурой Москвы?» (культурная среда и культурная инфраструктура московского мегаполиса), «Как создать свой проект» (первичные навыки подготовки и реализации социально-культурного проекта).
За период реализации проекта в нем приняли участие более 1500 школьников и учащихся колледжей из более 40 образовательных учреждений города Москвы. Опросы показали, что количество участвующих в проектах увеличивается от мероприятия к мероприятию. Отзывы носят только положительный характер. Сопровождающие школьников учителя отмечают, что участие в мероприятиях развивает у ребят логическое мышление и дает новые знания.
Вторым, не менее значимым аспектом реализуемого образовательно-развлекательного проекта является работа со студенческим сообществом, вовлеченным в процессы подготовки мероприятий, в основу которой заложен метод организационно-деятельностной игры. Главное в методе – организация социального взаимодействия методологов и субъектов деятельности, способствующее формированию активной жизненной позиции молодого человека на основе адекватных социокультурной и социально-экономической ситуации ценностных установок и организационных компетенций. Подход опирается на методику расширения знания и приобретение практических навыков через осознание их значимости в современных условиях развития общества, опосредованное воздействие практик социально-культурного проектирования на общественное сознание молодежи, отдельные социальные группы и конкретные личности [4].
Таким образом, передача необходимых знаний, навыков и умений осуществляется непосредственно в ходе подготовки мероприятия, что является наиболее эффективным, с точки зрения молодежи, подходом [8].
Цель, выбранной для работы со студенческим сообществом методики состоит в создании условий для развития и самореализации социокультурного субъекта (студенческого сообщества в целом и каждого его члена в отдельности) через оптимизацию связей с социокультурной средой, активации совместной социально-культурной деятельности, направленной на улучшение и развитие социокультурной среды, формирование знаний, умений и навыков субъекта для последующей реализации в социально-полезной деятельности в ходе процесса социально-культурного проектирования.
Методика направлена на достижение следующих задач: вовлечение студентов в процессы социально-культурного проектирования, через создание условий для самореализации, оказание содействия в раскрытии и реализации их личностного творческого и организационного потенциала; развитие социально-культурной активности студентов; формирование знаний умений и навыков в области социально-культурного проектирования для осуществления будущей общественно-полезной деятельности; формирование сообщества студенческих лидеров для осуществления дальнейшей социально-культурной деятельности в вузе; выявление эффективных методов вовлечения студенческой молодежи к участию в социально-культурной деятельности.
Методика основывается на утверждении о том, что каждый человек обладает творческим потенциалом, для раскрытия которого требуется создание определенных условий. Методика базируется на следующих методологических принципах: учет интересов и потребностей представителей студенческого сообщества; определение цели и постановка задач на основе всестороннего анализа ситуации, сложившейся в студенческом сообществе; совместное сотрудничество, координация и интеграция усилий координатора, студенческого сообщества и его отдельных представителей; гибкость и адаптация к изменениям внешней и внутренней среды проекта.
При подготовке образовательно-развлекательным мероприятий отсутствуют жесткие нормативы и требования. Цели и задачи могут носить предварительный характер, и быть изменены или скорректированы в ходе работы. На всех этапах подготовки мероприятия, преподаватель, выполняющий роль куратора, оставляет за собой функцию наставника, осуществляет контроль деятельности и ее корректировку. Инициатива всегда остается за представителями студенческой рабочей группы. Основными задачами куратора становятся донесение до инициативной группы понимания содержания деятельности, ее основных составляющих. Одновременно решаются задачи социального мотивирования и студентов, и участников мероприятий – школьников старших классов.
Эффективность реализации методики достигается через соблюдение ряда педагогических условий организации работы с молодежью: восприятие участника процесса одновременно как объекта и субъекта деятельности; наличие познавательного мотива у субъекта деятельности; высокая степень слияния субъекта деятельности, деятельности и общности; осознание того, что главным результатом деятельности является изменения в субъекте деятельности, которые выражаются в повышении уровня его компетентности, а не сам результат деятельности; формирование понимания того, что продукт деятельности (знания, умения, навыки) должен стать свойством субъекта.
Создание перечисленных условий обеспечивает достижение желаемого в современных социально-экономических условиях результата. У участников появляется стойкая потребность к самостоятельному осуществлению подобного рода деятельности. Мобилизуются силы и способности человека, максимально возрастает включенность участника в процесс и повышается качество его креативной, организационной и мотивационной составляющих.
Анализируемые в статье образовательно-развлекательные формы работы позволяют формировать мировоззренческие позиции и ценностные установки молодого человека адекватные социокультурной ситуации. Однако, не смотря на то, что используемый подход достаточно эффективен, перспективе следует постоянно обновлять инновационные формы подачи материала, ввести систему наставничества в студенческую среду участников образовательно-развлекательных мероприятий, постоянно расширять спектр педагогических приемов привлечения молодежи к участию и проведению подобных мероприятий, совершенствовать креативную составляющую интеллектуальных квестов, в частности, за счет появления неожиданных решений уже в процессе проведения самих мероприятий.
Список литературы:
1. Герасимова, И.А., Литвиненко, В.А. Современные условия развития event-технологий в учреждениях культуры города Москвы // Культура и образование: Научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. – 2017. - № 1 (24). ‑ С.106-114.
2. Департамент культуры города Москвы: Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kultura.mos.ru/legislation/the-state-program/3367851/ (Дата обращения 11.07.2017 г.)
3. Климкович, Е.В. Финансирование социально-культурных проектов на современном этапе // Культура и образование: Научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. – 2015. - № 1 (16). ‑ С.74-79.
4. Мацукевич, О.Ю., Климкович, Е.В. Метод организационно-деятельностной игры в обучении основам социально-культурного проектирования/ О.Ю. Мацукевич, Е.В. Климкович // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 6(74). С. 160-165.
5. Московский урбанистический форум: Официальный сайт VII Московского урбанистического форума [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mosurbanforum.ru/ (Дата обращения 11.07.2017 г.)
6. Фромм, Э. Душа человека / Эрих Фромм ; [пер. с англ.. В. Закса, Т. В. Панфиловой] Москва : АСТ, 2014 – 348 с.
7. Ярошенко, Н. Н. Воспитательный потенциал современной индустрии досуга / Н.Н. Ярошенко // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2015. – № 4 (44). – С. 28–35.
8. Wenger E, Communities of Practice: Learning, Meaning, and Identity, Cambridge University Press, 1998.
Сведения об авторах
Климкович Евгения Вячеславовна - доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин и истории права Московского городского университета управления Правительства Москвы, кандидат педагогических, наук,Климкович Александра Романовна - магистрант кафедры социально-культурной деятельности,
популяризация литературы, проекты, мероприятия
03.10.2017, 1921 просмотр.