Старшов М.Е. ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В современном российском обществе всё чаще возникает необходимость в новом подходе к пониманию развития личности, от которой требуется, энергичность, креативность, целеустремленность. Именно поэтому в настоящее время столь высока потребность в осмыслении процесса всестороннего развития личности, освоения ею новых социальных ролей и самореализации в многообразных видах социально-культурной деятельности.

В философская идея самореализации личности восходит к Аристотелю, который говорил о свободном выборе человека своего будущего, своей судьбы через укрепление, развитие души и тела в поступках. Самореализацию человека Г.Гегель связывает с абсолютной идеей становления «самим собою для себя» [Цит. по: 3].

Значительный вклад в исследование проблем самореализации личности  внесли отечественные психологи Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др. Изучению феномена самореализации также посвящены работы ряда  зарубежных авторов (А. Маслоу, К. Роджерса, Н. Роджерс, В. Франкла и др.). Сегодня проблеме творческой самореализации личности достаточно много внимания уделяют не только психологи, но и психологи, культурологи, социологи и педагоги, в том числе и педагогики социально-культурной сферы. Именно поэтому обобщение теоретических и методологических подходов к самореализации представляет собой самостоятельную научную задачу.

Прежде всего, самореализация – одна из целей педагогического процесса, заключающаяся в помощи личности осуществить свои позитивные возможности, раскрыть задатки и способности, являясь результатом воспитания личности. Человек ощущает себя реализованным в жизни, когда его личностные амбиции удовлетворены, включая полученное образование, служебное положение, творческую состоятельность и пр. Однако с точки зрения интересов общества человек может считать себя реализованным, если его планы имеют общественно полезную направленность, поскольку личность с ярко выраженным антисоциальным поведением также может считать себя реализованной [2, С. 253].

Потребность в самореализации - высшая в иерархии потребностей. В результате ее удовлетворения личность становится тем, кем она может и должна стать в этом мире.

Известный ученый, психолог и создатель гуманистической теории, А. Маслоу, полагал, что необходимость человека в самовыражении, самоактуализации и самореализации творческого потенциала находится на самом верхнем уровне пирамиды потребностей [6].

Самореализация личности воплощается в ее деятельности и в отношениях с предметной и социальной средой. Это наиболее сложный вид деятельности, в котором формируются такие личностные новообразования, как способность к выбору главной цели жизни, к проектированию метода ее достижения, к организации любого рода деятельности.

Исследуя функции самореализации, необходимо выделить ее качественные характеристики:

  • Самостоятельность – способность личности к планированию, регулированию и направленности своей деятельности;
  • Свобода – способность свободе выбора, автономным действиям, решениям;
  • Творчество – проявление креативности в любой сфере деятельности.

Наибольшие возможности для человека, по нашему мнению, открывает творчество. Именно творческая самореализация способствует и развитию личности, и достижению многих других целей, а главное – такой путь становится индивидуальным. Человек находит себя, раскрывает и развивает свой талант.

Творчество, согласно Н.А. Бердяеву, есть «процесс человеческой деятельности, в результате которого создаются качественно новые материальные и духовные ценности [1]».

Но необходимо понимать, что творчество – не всегда есть способность к искусству, это индивидуальный подход к решению поставленных задач, другими словами, лишь способ деятельности, а не сама деятельность.

С.Л. Рубинштейн в проводимых исследованиях, приходит  выводу, что  «творческой является всякая деятельность, создающая нечто новое, оригинальное, что при том входит в историю развития не только самого творца, но и науки и искусства [8, С. 54]». Его работы способствовали утверждению представлений о творчестве как о результате сознательной деятельности человека.

Процесс реализации замысла является для  художника одновременно и наиболее интересным, и наиболее трудным, мучительным. Потребность в самовыражении свойственна каждому. Способ самовыражения обуславливается уровнем общекультурного развития, характером способностей и склонностей творческого человека, развитием его эмоционального и интеллектуального фона.

К проблеме творческой самореализации обращается в своём диссертационном исследовании Е. Ю. Трацевская, которая понимает её как «субъективно значимый, уровневый процесс раскрытия и эффективного использования личностью своего творческого потенциала в различных видах деятельности [9, С. 15]».

Современная жизнь ставит перед молодежью множество задач, которые требуют активного включения в социальные отношения, во взаимодействие с людьми и социальными институтами в экономической, политической и культурной сферах.

К сожалению, существуют факторы, которые ограничивают процесс самореализации молодежи, например, социально-экономическая ситуация в государстве. Чтобы поддержать данную возрастную категорию в Российской Федерации реализуется федеральный закон «О государственной молодежной политике». Его основная цель - совершенствование правовых, социально-экономических и организационных условий для успешной самореализации молодежи, направленной на раскрытие ее  творческого потенциала для дальнейшего развития Российской Федерации, а также содействие успешной интеграции молодежи в общество и повышению ее роли в жизни страны.

Для социальной поддержки творческой молодежи в России создаются различные культурные институции ‑ организации, как государственные, так и коммерческие. Такие объединения и организации направленны на изменение самих себя, своего отношения к государству и обществу, своего статуса в нем. Особая значимость подобных организации определяется тем, что она помогает каждому из участников осознавать себя как личность [8, С. 325].

В 2016 году присуждено более ста грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства по различным направлениям, таким как:

- музейное дело;
- изобразительное искусство, дизайн и архитектура;
- музыкальное искусство;
- хореографическое искусство;
- театральное искусство;
- цирковое искусство;
- кинематография.

Основным приоритетом, критерием в выборе победителей являлось общенациональное значение проекта в области культуры и искусства и содействие формированию единого культурного пространства.

В данном случае государство выступает как инвестор, для которого важна реализация проекта, эффективность инвестиций и значимость для культуры страны.

Творческая самореализация человека – это поиск себя. Обобщая все существующие научные определения, ответ будет утвердительным. Но пути у людей разные, что обусловлено индивидуальными особенностями каждого человека. Именно поэтому психология не может предложить единую для всех модель самореализации личности. Идеалом считается разностороннее развитие, которое приводит к гармонии отношений со своим «Я» и с окружающим миром.

В настоящее время, в процесс творческой самореализации молодёжи, наряду с государством,  активно подключились коммерческие организации. Например, продюсерские центры, которые как никто другой, заинтересованы в поддержке креативной, целеустремленной и творческой молодежи. Как правило, они занимаются активным продвижением талантливой молодежи в различных культурных индустриях - индустрии кинематографии, телевидения, музыки, развлечений и др. [11; 12]. Социально-культурное обеспечение данное задачи сегодня наиболее часто реализуется в проектной деятельности различных культурных институтов (организаций, учреждений, объединений и др.).

Слово «проект»  - толкуется в толковом словаре русского языка как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание [7, С. 599]», «проектирование» - деятельность по созданию проектов.

По сравнению другими технологиями, направленными на изменение социально-культурной среды, проектирование, имеет ряд специфических качеств. «Проект не является ни жесткой программой, ни детально проработанным планом - нормативными документами, содержащими перечень мероприятий, намечаемых на перспективу [4, С. 487]».

Рассмотрим один из примеров проектного обеспечения процесса самореализации молодёжи.

В настоящее время в России создано много культурных центров, продюсерских компаний разной направленности, которые реализуют социально-культурные проекты по реализации творческого потенциала молодого поколения.

«Фабрика звезд» - самый первый успешный адаптированный под российский рынок телевизионный музыкальный проект по поддержке и «раскрутке» молодых исполнителей и композиторов. Проект был в своем роде реалити-шоу и выходил в эфир на «Первом канале» с 2002 года.

Каждый день участники проекта должны посещать занятия по хореографии, вокалу [См.: 10], актёрскому мастерству, фитнесу, психологии и другим дисциплинам. В последующих сезонах к дисциплинам также добавились история, режиссура, чтецкое искусство, советская песня [См.: 5]. Помимо основных занятий проводятся специальные мастер-классы, где ребят обучают азам мастерства звёзды российского и мирового шоу-бизнеса.

Один из самых популярных, раскрученных, узнаваемых брендов в России, можно считать «BlackstarInc.», это российская независимая продюсерская компания. Основателем и владельцем лейбла является хип-хоп исполнитель и музыкальный продюсер Тимур Юнусов, больше известный как Тимати.

В 2015 году «BlackStarInc.» организовал первый сезон крупнейшего конкурса по поиску молодых, перспективных и талантливых  артистов, носивший название  «Молодая Кровь», в котором приняли участие более 2500 человек. Путем отбора, стать частью команды в 2015 году смогли только трое.

Всего за свою историю лейбл объявлял кастинг «Молодая Кровь» два раза, в 2015 и 2016 году. Открытость и прозрачность кастинга позволили тысячам молодых исполнителей только благодаря своему таланту заявить о себе, а победителям – подписать продюсерский контракт с лейблом.

На данный момент «BlackStarInc.» это целый холдинг, который включает в себя:

  •                                            Звукозаписывающий лейбл

                                           Его основные направления:

v Менеджмент и продвижение артистов

v Лицензирование музыкального и видео-контента

v Организация собственных концертов и музыкальных фестивалей

v Реклама

v PR сопровождение проектов компании

                                              Ценности лейбла:

v Мы любим музыку и стараемся сделать российский музыкальный рынок как можно более конкурентным и качественным.

v Мы подписываем на контракт артистов и даем возможность их таланту быть услышанным миллионами людей.

v Мы проводим кастинг «Молодая кровь» для того, чтобы любой музыкант смог «пробиться» в шоу-бизнес, не имея ни связей, ни финансовых возможностей.

v Мы верим в то, что весь контент должен быть легальным и потребляться через качественные музыкальные сервисы.

  • «BlackStarWear» - магазин молодежной одежды, российский street-wear бренд, основанный в 2010 году в рамках музыкального лейбла BlackStar.
  • «BlackStarBurger» - сеть ресторанов быстрого питания, которые пользуются сумасшедшей популярностью.
  • «BlackStarRadio» - музыкальная интернет-радиостанция.

В эфире радиостанции есть хиты как уже известных российских и зарубежных исполнителей, так и чарт для молодых исполнителей, в который попадают лучшие. Чтобы попасть в ротацию нужно всего лишь отправить свой музыкальный материал по указанной почте, и ожидать ответь.

Итак, в современных условиях приоритетным направлением государственной молодежной политики на всех уровнях является развитие социальной активности молодежи, гражданского самосознания через их участие в деятельности молодежных и детских общественных объединений, творческих конкурсах, созданных не только при органах законодательной и исполнительной власти разного уровня, но и в коммерческих организациях, таких как продюсерские центры.

Социокультурное проектирование это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектнойܖ деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.  Основная задача проектирования – создать продукт, который принесет пользу обществу.

Таким образом, современный мир развивается в контексте формирования нового постиндустриального порядка, с очень быстрой  трансформацией производства и потребления. При этом сфера культуры и ее составляющие выступают в качестве товара, а экономика трансформируется в творческую, креативную [См.: 11]. А творческая самореализация в этом процессе приобретает новые свойства - она интегративное качество личности, способствующее ее полноценному целостному развитию, путем вовлеченности в социокультурный процесс с целью создания культуротворческого продукта.

Проанализировав проектную деятельность различных социально-культурных институтов, в том числе и продюсерских центров по поддержке творческой молодежи, можно сделать вывод, что это уникальный процесс, который дает возможность полноценной творческой самореализации молодёжи, которая предполагает развитие творческих способностей, самостоятельности, ответственности, формирование умений планировать собственную деятельность и принимать решения.

Список литературы

1. Бердяев, Н.А. Смысл творчества. ‑ Москва : АСТ : Хранитель, 2006. ‑ 412 с.

2. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. ‑ Москва, 2002. – 527 с.

3. Борисова, А.А. Творческая самореализация студентов в образовательных учреждениях культуры и искусств: Дис. ...канд. пед. наук. – Москва, 2007 – 225 с.

4. Киселева, Т.Г., Красильников, Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. – Москва : МГУКИ, 2004. ‑ 539 с.

5. Коммерсант. Огонек- Ъ. ‑  2009. ‑ 09 сентября.

6. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность. ‑ СПб. : Евразия, 2001. ‑ 479 с.

7. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 3-е издание, стереотипное. Москва : "Азъ", 1996. – 928 с.

8. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. ‑ Москва [и др.] : Питер, 2009. – 705 с.

9. Трацевская, Е.Ю. Творческая самореализация учащихся в системе непрерывного художественного воспитания (школа-колледж) : Автореф. дис. …канд. пед. наук. – Москва, 2009. – 24 с.

10. Фабрика новогодних товаров // Труд. – 2005.  ‑ 26 мая.

11. Ярошенко Н.Н. Индустрия развлечений в пространстве современных культурных практик // Международный журнал исследований культуры. 2017. № 1 (26). С. 112-122.

12. Ярошенко, Н.Н. Индустрия развлечений в современном культурном пространстве России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 3 (71). С. 122-133.

Сведения об авторе

Старшов Михаил Евгеньевич, магистрант кафедры социально-культурной деятельности МГИК,

К оглавлению выпуска

проекты

04.10.2017, 248 просмотров.