Гуляев П.С. КОРРЕЛЯЦИЯ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ И ТВОРЧЕСТВА В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ
Декоративно-прикладное искусство следует рассматривать в качестве протоискусства по целому ряду оснований: а) в силу своего древнейшего происхождения в качестве вида искусства, развивавшегося от момента выделения ремесла в самостоятельную отрасль производства до настоящего времени; б) по схожести решаемых творческих задач, охватывающих сферы материальных и духовных ценностей; в) как следствие необходимости учитывать не только технологическую специфику, но и местные традиции, национальные особенности, социальные различия; г) из-за эмоционального воздействия на душевное состояние человека и формирование его эстетического отношения к окружающему миру.
В тоже время необходимо отметить, что, несмотря на солидную предысторию, декоративно-прикладное искусство не утратило своих позиций, смогло занять достойное место в многогранной мозаике современного искусства, сохранило заинтересованных потребителей, проверенные историей традиции художественных промыслов народных мастеров. Причины такой жизнестойкости, как правило, не поясняются.
Статья направлена на устранение этого содержательного пробела и обоснование идеи о том, что основная причина такой успешной «молодости» декоративно-прикладного искусства кроется в ее корреляционной природе.
Под корреляционной природой понимается способность декоративно-прикладного искусства объединять различные элементы (дисциплины, отношения, компоненты) в единое, устойчивое целое (систему), позволяющее расширить творческие возможности и сконструировать нечто новое. Корреляционная природа декоративно-прикладного искусства проявляет большую гибкость в приспособлении к изменениям, как во внешнем предметном мире, так и во внутренних процессах этого вида искусства. Речь идет не о «механическом» объединении произвольно взятых элементов, а о диалектическом обобщении аналитически выделенных и изученных граней объекта.
Корреляционная природа декоративно-прикладного искусства чрезвычайно многообразна и проявляется повсеместно. Gри создании предметов быта, в рамках декоративно-прикладного искусства, сформировался синтез практической и художественно-эстетической функций. Любой народный мастер думает и о практическом назначении, и о красоте создаваемого творения. Образцы декоративно-прикладного искусства, вошедшие в быт, высоко ценились именно как синтез функции красоты и функции практической пользы. Другой пример. Декоративно-прикладное искусство, используя самые разные натуральные материалы: глину, дерево, камень, металл, стекло, ткани, натуральное волокно, успешно продемонстрировало и синтезное применение нескольких исходных материалов. Так знаменитый народный промысел жостовская роспись успешно сочетает работу с металлом (изготовление подносов) с художественной лаковой росписью цветочных композиций по черному фону (иногда по красному, синему, зеленому, серебряному). Пример третий. Декоративно-прикладное искусство применяло разнообразные технические и художественные приемы для изготовления своих изделий. Каслинское литье возникло как синтез технических приемов чугунолитейного завода и художественных приемов (графическую чёткость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обобщённых плоскостей с энергичной игрой бликов) (5, с. 7-27), а федоскинская миниатюра - как синтез технологии изготовления папье-маше и технологий традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками (сюжеты «тройки», «чаепития», сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни). (1)
Корреляционная природа исследуемого явления характеризуется следующими свойствами. Во-первых, целесообразностью декоративно-прикладного искусства как синтеза целеполагания (художественный замысел народного мастера) и целеисполнения (реальное создание художественного образца). Целесообразность в декоративно-прикладном творчестве проявляется только в целостности (синтезе) этих двух сторон, вне этого единства данное свойство не реализуется. Если речь идет о целеполагании, когда существует только авторская цель как некий идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта, то мы, в лучшем случае, будем иметь лишь художественный замысел и не более того. Если будет проявляется только целеисполнение, то работа мастера приобретает шаблонный, штамповочный характер. Целесообразность декоративно-прикладного искусства, таким образом, несет в себе креативный потенциал, стимулирует осознание и разрешение возникающего противоречия между традицией и инновацией в народных промыслах.
В течение многих веков складывались традиции народных промыслов. От поколения к поколению, от отца к сыну передавались секреты мастерства. Каждый народный художественный промысел, каждый мастер имеет свои стилевые особенности, специфические приемы выполнения, но меняющийся характер и ассортимент продукции побуждает к инновациям. При создании новых образцов приходят и новые знания, навыки, умения. Сама жизнь стимулирует народного умельца к развитию, стремлению опираться не только на достижения прошлых мастеров, но и искать свои оригинальные решения, одухотворяя изделия талантом личности, теплотой своих рук. Игнорирование инновационных моментов ведет к нарушению свойства целесообразности, а на практике к исчезновению, отмиранию изделий и промыслов. Декоративно-прикладное искусство, несмотря на свой почтенный возраст, вынуждено искать пути творческого развития и формировать новые подходы. Следует согласиться с мнением о том, что «художественные традиции не всегда могут быть использованы без изменения, поскольку новые произведения прикладного искусства уже создавались в условиях другой идеологии, быта, с использованием иных техник, понимания творческих задач».(6, 9).
Вторым свойством декоративно-прикладного искусства выступает функциональность, проявляющаяся как синтез в созданном образце красоты и практической пользы. Произведения художественного творчества рассчитаны на восприятие органами чувств человека. Поэтому выявление красоты фактуры и пластических свойств материала, искусность и многообразие приемов его обработки имеют не меньшее значение, чем польза. При изготовлении любого предмета мастер уделяет большое внимание красоте формы, но и ее он не может создавать без учета практического назначения изделия. На практике художественная выразительность (функция красоты) и утилитарная конструкция (функция практической пользы) не всегда совпадают и не всегда находятся в гармонии друг с другом, но в идеале народный мастер должен к этому стремиться.
Третьим свойством декоративно-прикладного искусства следует считать экономическую востребованность, представляющую собой синтез реализованного авторского замысла и потребительской заинтересованности населения в приобретении этого образца. Авторская работа, не нашедшая своего потребителя, оказывается не востребованной, а обеспечивающее это изделие производство рано или поздно сойдет на нет.
Четвертым свойством декоративно-прикладного искусства можно назвать структурность. Процесс художественного производства декоративно-прикладного искусства можно представить в виде следующих структурных элементов: цель (авторские установки и видения, художественные замыслы), средство (непосредственно художественное производство) и результат (созданный образец продукции). Структурность как корреляционное свойство декоративно-прикладного искусства можно представить в виде двух классов: внутриэлементный и межэлементный синтезы. Внутриэлементный синтез, например, включает в себя: «внутри элемента цель» - авторский замысел («должное») и получившийся образец продукции («сущее»); «внутри элемента средство» - синтез формы и пропорции, формы и декора, цвета и орнамента, материального и духовного; «внутри элемента результат» - синтез исходных натуральных материалов (деревянная дверь и скобяные изделия; керамика и художественная роспись). В группу межэлементного синтеза входит взаимодействие указанных элементов (цели, средства, результатов).
Внимательное рассмотрение многовековой истории позволяет увидеть основную историческую тенденцию, обеспечивающую устойчивость декоративно-прикладного искусства — корреляцию народной культуры и творчества. Проанализированный тезис о декоративно-прикладном искусстве как корреляции народной культуры и творчества может быть представлен как дефиниция (определение) исследуемого феномена.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Каталог–альбом. Народные художественные промыслы России. - М.: Интербук – бизнес, 1998. - 244 с.
2. Народная культура в современных условиях. - М., 2000. - 219 с.
3. Некрасова М.А. Место народного искусства в современной культуре как духовного феномена // Народное искусство России в современной культуре. – М., 2003. - С. 45-49.
4. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. - М.: Изобразительное искусство, 1983. - 344 с.
5. Пешкова И.М. Искусство Каслинских мастеров. - Челябинск: Южно-Уральское изд-во, 1983. - 157 с.
6. Фокина Л.В. История декоративно-прикладного искусстваке5к. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 239 с.
Сведения об авторе
Гуляев Павел Сергеевич - кандидат философских наук, доцент кафедры народно художественной культуры и декоративно-прикладного искусства Московского государственного института культуры.
03.10.2017, 1729 просмотров.