Новашина М.С. КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА У СТУДЕНТОВ США

   Патриотизм и гражданственность лежат в основе национальной идеи, как организация национально-ориентированного образования и воспитания молодежи. Государство заинтересовано в том, чтобы его граждане принимали основные идеи, традиции и нормы, активно участвовали в различных сферах жизнедеятельности, отстаивали бы его национальные интересы (8, с.287-288). Американское государство в процессе патриотического воспитания сделало главное – дало американцам идеологию личной свободы, стабильную Конституцию, независимость судебной системы и верховенство закона. Активная пропаганда государственных символов осуществляется и через средства массовой информации.

  В Соединенных Штатах с 2002 г. ежегодно 11 сентября отмечается День патриота в память о жертвах террористических актов. В борьбе с международным терроризмом особенно ярко проявились черты американского ультрапатриотизма, корнями уходящего в исторические традиции, сложившиеся в американском обществе на протяжении веков. Считается, что патриот-американец обязан защищать интересы США в любой ситуации, складывающейся в мире.

  Сэмюэл Хантингтон (американский социолог и политолог), исследуя феномен американского патриотизма, определил его «не только как любовь к своей территории или истории, но и как приверженность идеям и идеалам, которые исповедует американское государство. Их совокупность он назвал «американским кредо» (5, с.16). В него входят идеологические и культурные принципы, в силу и непоколебимость которых верит каждый американец. Это свобода, власть, закон, индивидуализм, прогресс и культурный плюрализм.

  Единой государственной программы национально–патриотического воспитания в США нет (и никогда не было). Тем не менее, элементы государственной политики по воспитанию патриотизма в американском обществе все-таки присутствуют. В ее основе лежат некоторые инвариантные принципы, восприятие которых позволяет американцам не только осознавать свою идентичность, но и достаточно агрессивно ее отстаивать. Например, свято соблюдаемая традиция, как исполнение гимна США перед началом занятий в колледже, университете. Известны случаи, когда студенты, не вставшие и не приложившие руку к сердцу во время исполнения гимна, подвергались бойкотированию и различным санкциям, вплоть до исключения из учебного заведения.

  По мнению известного американского философа-агностика Фредерика Эдвордса: «патриотизм американцев носит религиозный характер… Нельзя отрицать, что Америка наиболее религиозна именно тогда, когда она наиболее патриотична. Обыденная религиозность проходит через всю нашу национальную жизнь» (5, с.16-17). По нашему мнению, Ф. Эдвордс прав в своем высказывании, так как в США много всевозможных церквей и религиозных организаций, которые посещает молодежь. Под влиянием проповедей также воспитываются патриотические чувства у граждан.

  На воспитание патриотического чувства воздействует также американская массовая культура - прежде всего, кино. Правительство США на государственном уровне обязало кинодеятелей активнее эксплуатировать военную героическую тематику. В кинофильмах формировался  «правильный» имидж американских вооруженных сил, отдельных героев и постоянно  «подогревались» патриотические настроения в американском обществе. Военные ведомства США оказывают самое широкое содействие в съемках фильмов  «патриотической направленности» (2, с.3).

К важнейшим условиям воспитания патриотизма у студентов США относятся:

  • -    формирование наиболее полного совпадения интересов: США как государства, Вооруженных сил страны, непосредственно каждого гражданина в надежной национальной безопасности своего государства;
  •  -    наличие целенаправленной государственной политики, проявляемой в повседневной заботе и контроле со стороны государственных органов о формирование у молодежи высоких патриотических чувств.

Главная цель воспитания направлена на формирование и развитие личности как гражданина-патриота США и как профессионала, постоянно стремящегося к самосовершенствованию (1, с.20). Исходя из вышеперечисленного, мы констатировали, что студенты США уверены в непогрешимости правительства и обеспечении безопасности жизни в стране, поэтому прикладывают все силы для того, чтобы быть полезными своему обществу.

Президент США Д. Трамп в своей инаугурационной речи (22.01.2017) призвал к национальному единству и объявлением войны «вашингтонскому истеблишменту». Новый президент заявил: «Моя Америка повернется вглубь себя, сфокусировавшись на внутренней стабильности, образовании, инфраструктуре и занятости. Единственным исключением станет борьба против исламского терроризма, где я готов интегрировать свои усилия с автократиями с целью достижения общих целей» (6). Из речи американского президента ясно, что идеи патриотизма будут также пропагандироваться среди населения США.

 Процесс военно-патриотического воспитания студентов базируется на следующих основных принципах:

– воспитание у каждого американца чувства ответственности как гражданина США;

– формирование личной преданности государственному флагу, президенту и стране;

– готовность решительно сохранять историческое наследие США;

– решимость беспрекословно отстаивать взгляды и позиции американской демократии и свободы (7, с.176).

       Мы полагаем, что все перечисленные принципы будут воспитывать патриотические чувства у студентов США.

 Основными путями военно-патриотического воспитания у студентов является:

1.  Формирование глубоко уважительного отношения к Вооруженным Силам, к военнослужащим, к воинскому труду.

2. Популяризация героических поступков военнослужащих в военных действиях. Пропаганда героев и героических поступков важнейшая часть воспитания патриотизма. Учебники по истории США полны примеров о героических деяниях американцев, что формирует у каждого молодого человека мысль «действуй как они, действуй как герой во имя США» (7, с.176). Такая установка со временем становится убеждением личности, как ей правильно, патриотично поступать в сложной обстановке.

3. Участие традиционных религиозных конфессий в укреплении патриотического духа американцев. Все американские президенты  призывали студентов помнить, что «…именно вдохновленные верой в Америку патриоты учили, как жертвовать своими жизнями и счастьем. Считали обязанностью любить страну, поддерживать ее Конституцию, повиноваться законам, почитать флаг и защищать от всех врагов» (7, с.176).          

Сенатор республиканец Дж. Хелмс наставлял: «признание и прославление Христа - часть национального наследия, а ежедневная молитва - важнейшее условие образовательного процесса». Представитель партии демократов сенатор Д. Мойнихен поддерживал и способствовал «религиозному надзору» за системой образования. Он утверждал, что «сотрудничество государства с религиозными группами в данном направлении конституционно; главное, чтобы тезис о «благословенной нации» был введен в практику обучения» (7, с.177). Мы полагаем, что воспитанием патриотических чувств студенческой молодежи занимались не только сенаторы, но и президенты страны также поддерживали религиозные конфессии, которые принимали активное участие в воспитании патриотических чувств граждан Америки.

4.   Вовлечение молодежи в различные военно-патриотические движения и клубы. Военно-патриотическое воспитание американской молодежи осуществляется также в ходе вневойсковой подготовки. По официальным данным, общая численность «бойскаутов и герлскаутов» в настоящее время составляет около 3 млн. студентов университетов и колледжей. Вневойсковая подготовка американской молодежи проводится на специальных военных курсах ROTC. Они финансируются государством, выделяющим значительные денежные ассигнования. Отмечают, что данная система вневойсковой подготовки молодежи позволяет решать задачу военной подготовки юношей и девушек к службе в вооруженных силах США.

5.    Использование индустрии компьютерных и видеоигр. Интерес Пентагона к играм появился еще в 1970 г., результатом которой стало появление на американском рынке игры Firelight, в которой разыгрывался сценарий конфликта между НАТО и странами Варшавского договора.

Главные преимущества игры:

– моделирование боевых действий с высокой степенью достоверности;

– способствовала формированию положительного образа военнослужащих ВС США у самих американцев и граждан других стран.

   С 1999 г. компьютерные игры стали применяться в интересах Пентагона на системной основе. В  2002 году был выпущен игровой проект  America's Army  (Американская армия), на который, по некоторым данным, было потрачено около  8 млн. долларов. Целью разработки этой игры стало повышение патриотических чувств и привлечение студентов к поступлению на военную службу в ВС США. Желающие принять участие в этой игре должны были зарегистрироваться на официальном сайте вооруженных сил. Для большей популяризации игры America's  Army  среди американской молодежи ее распространяли бесплатно.

По данным Пентагона, до  50  процентов новобранцев, поступающих на военную службу в ВС США играли в America's  Army, а около  30  процентов рекрутов вообще считают ее самым правдивым источником информации об армии (7, с.177). «Американская армия» до сих пор остается одной из самых популярных онлайновых игр в мире, способной поднять патриотические чувства к Родине и армии у студентов.

6. Использование возможностей ветеранских организаций в воспитании патриотов. В США много различных ветеранских организаций, среди них организации ветеранов второй Мировой войны, ветеранов вооруженных сил, ветеранов различных войн и военных конфликтов. Все они действуют на общественных началах, и «… государство в последнее время активно их поддерживает, оказывая финансовую и материальную помощь. Потому что видит в деятельности этих организаций важное средство воспитания у населения, особенно у студентов, гражданских и патриотических чувств» (7, с.178). По нашему мнению, ветераны помогают в деле воспитания патриотизма у студентов, рассказывая им о военных событиях, в которых принимали участие.

   Подведем итог: существующая в США концепция патриотического воспитания молодежи работоспособна и эффективна. Вовлеченные в нее студенты, по окончании вуза, пополняют офицерский корпус воинских частей или вливаются в ряды офицеров запаса, выпускники университетов также трудятся на благо общества. Руководство США стремится максимально учитывать тенденции времени для реализации своих целей, связанных с укреплением авторитета страны, армии и флота США. Существенным подспорьем в этом служит деятельность общественных организаций: ветеранских, религиозных и других. Однако важнейшей современной тенденций патриотического воспитания молодежи становится постепенная смена приоритетов в информационно-коммуникационном отношении в пользу Интернета и игровой компьютерной индустрии.

  Ни в одной стране мира нет такой концентрации музеев, памятников и ветеранских комплексов, известных своим высочайшим художественным уровнем скульптурных композиций и архитектурных решений. Так, 75-метровая Стена Вьетнамского мемориала является самым известным военным памятником США. На полированную гранитную поверхность нанесены 58 256 фамилий всех американских военнослужащих, погибших или пропавших без вести в Юго-Восточной Азии между 1957 и 1975 гг. Арлингтонское Национальное кладбище, самое известное в мире воинское захоронение, тоже находится в Вашингтоне. Первый солдат похоронен на этом кладбище в 1864 г. На территории в 250 га покоятся более 300 тыс. военнослужащих США. Здесь захоронены солдаты и ветераны всех войн, начиная с Американской революции и кончая войной в Ираке и Афганистане.

   Каждый год 11 ноября, в день окончания Первой мировой войны, отмечается в США как День ветеранов. В этот день президент выступает у могилы, где покоятся останки неизвестных солдат, один из которых погиб во время Первой мировой войны, другой – во время Второй мировой, а третий – во время войны в Корее (3, с.228).

  С переходом на добровольную систему комплектования вооруженных сил США большое внимание стало уделяться повышению эффективности призывных рекламных кампаний, которые по традиции наполнены активной патриотической пропагандой, подтверждая основной лозунг американской армии «Получи все, что ты можешь получить!» Сверхзадача такой рекламной кампании состоит в том, чтобы показать образ современного солдата, который доверился своей армии и не проиграл, а удачная воинская карьера выступает гарантом его уверенности в завтрашнем дне (3, с.229).

  Американские исследователи настаивают на том, что американский патриотизм отличается от любого другого, по крайней мере, наличием трех уникальных качеств (которые конструируются и внедряются в массовое сознание):

  1.   Подчеркивается, что в его основе лежат политические идеалы, а не идеи культурного или этнического превосходства. И это не удивительно для общества, которое в течение длительного времени рассматривало себя в качестве плавильного котла различных культур и этносов. В одном из своих выступлений, посвященных Дню независимости, президент США Дж. Буш-младший отметил, что «нет американской расы, есть только американское мировоззрение». В глазах американцев превосходство этого мировоззрения очевидно. Американские политические институты и идеалы в совокупности с практическими достижениями страны вселили твердую уверенность, что ценности, присущие американцам, должны быть универсальными. И угрозы в свою сторону они воспринимают не иначе как угрозы их ценностям.
  2. Считается, что на формирование американского патриотизма не повлияли чувство прошлых обид и воспоминания об унижениях со стороны других государств, тогда как в большинстве других обществ именно это чувство питает националистические настроения.
  3.    Утверждается, что национализм во многих других странах обращен в прошлое, американский же патриотизм смотрит в будущее. Согласно этой идеологии те, кто верит в превосходство американских ценностей и институтов, не останавливаются на своих исторических победах (несмотря на то, что эти победы относятся к ядру американской национальной идентичности). Вместо этого они смотрят вперед в ожидании лучших времен, и не только дома, но и за рубежом. И этот динамизм придает американскому патриотизму дух миссии и является следствием ограниченной коллективной памяти (3, с.230).

  Представления об уникальности черт американского национального самосознания и формирование соответствующих форм поведения влекут за собой явное неумение одного из самых патриотических государств в мире иметь дело с проявлениями патриотизма и национализма за рубежом. Наиболее ярким примером данного парадокса является война во Вьетнаме, где смесь американских якобы универсальных ценностей, противопоставленных коммунизму с верой в могущество собственной страны и ограниченностью национальной памяти, вылилась в разрушительную политику, которая привела к столкновению с патриотизмом вьетнамского народа, чей предыдущий национальный опыт был замешан на борьбе с иностранным владычеством (китайским, французским).

  У американского патриотизма есть две составляющие: первая – прагматическая, вторая – идеологическая. Американская модель патриотизма имеет много общего с либеральным самосознанием жителей развитых капиталистических стран, особенно в части прагматической составляющей, однако в идеологическом плане есть существенные отличия. Они заключаются в претензиях на демократическое мессианство, перенявшее немало общего от мессианства христианского, однако в качестве благ для своих приверженцев сулящим не рай в загробной жизни, но ценности «американской мечты», а также уверенность в том, что только США как «флагман свободного мира» могут обеспечить гарантию реализации прав и свобод всех людей на Земле.

  Идеологическая часть американского патриотизма в современном виде оформилась на волне антисоветизма и антикоммунизма, поднявшейся после Второй мировой войны, и затем эта форма активно культивировалась в период «холодной войны».

  Становление прагматической части уходит корнями в эпоху «отцов-основателей». США – страна, созданная эмигрантами, бывшая колония, добившаяся независимости в ходе «кровопролитной войны». Видный российский американист академик Н. Болховитинов указывал на Американскую революцию XVIII в., на принятые ею великие документы: Декларацию независимости, Конституцию, Билль о правах, как на определяющий фактор формирования американской цивилизации, «генетический код» ее развития (3, с.231).

  В то же время революция расчистила путь для формирования рыночной модели либеральной демократии, становления буржуазного общества и государства, в котором личности-индивидууму предоставлены самые широкие возможности для развития энергии, предпринимательства, реализации стремления к обогащению. Известный российский политолог, постоянно проживающий в Штатах, Н.Злобин полагает, что «американский национализм, по сути, это государственный, гражданский патриотизм, но доведенный до крайних пределов и часто мешающий американцам видеть вещи такими, какие они есть на самом деле» (3, с.232). Мы согласны с вышесказанным, так как события последних лет подтверждают, насколько правящая американская партия стремиться доказать свое превосходство над Россией при помощи санкций и распространением неправдоподобных заявлений.

  Опросы общественного мнения показывают, что примерно три четверти американцев испытывают чувство гордости за свою страну. Приблизительно половина американских семей украшает свой дом национальным флагом, 15–20% водителей устанавливают американский флажок на машине. Девять из десяти американцев испытывают чувство гордости, когда звучит мелодия гимна страны. Чувство патриотизма, гордости за государство прививается в США с самого раннего возраста  -  родителями, школами, университетами, всеми ячейками общества. Американцы с ранних лет воспитываются в убеждении, что Соединенные Штаты   -  лучшая страна в мире.

 Список литературы

1. Балашов, Р. В. Военно-патриотическое воспитание и подготовка молодежи к военной службе: история и современность: учебно-методические материалы. - М.: ДОСААФ России, 2010. - 75 с.

  1. 2. Балуков, Н., Иваничкин, Ю. Патриотизм по-американски / Н.Балуков, Ю.Иваничкин // газета Красная звезда. - 2014. - №29 (26489). - С.3

  2. 3. Глущенко, Ю.Н. О феномене американского патриотизма. Патриотизм как идеология возрождения  России: сборник статей и докладов / ред. Т.С.Гузенкова. М.: РИСИ, 2014. - С.221-241
  3. 4. Казакова, А.Г., Кузнецова, Т.В. Педагогика высшей школы в сфере культуры: учебник / А.Г.Казакова, Т.В.Кузнецова. - М.: МГИК, 2015. - 440 с.
  4. 5. Примеры национального воспитания: США. Концепция патриотического воспитания в России: историческая память и гражданское самосознание. - М.: Институт национальной стратегии, 2014. - С.16-25.
  5. 6. Телеканал BBC http://www.bbc.co.uk/tv
  6. 7. Томилина, С. Н. Военно-патриотическое воспитание учащихся вузов США // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). М.: Буки-Веди, 2016. - С. 174-178.
  7. 8. Христидис, Т.В., Черниченко, В.И. Педагогика высшей школы: учебник / Т.В.Христидис, В.И.Черниченко. – М.: МГИК, 2015. - 432 с.

Сведения об авторе

Новашина Марина Сергеевна - аспирант кафедры педагогики и психологии, направление подготовки 44.06.01 «Образование и педагогические науки», профиль 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования".

masante@mail.ru

К оглавлению выпуска

популяризация литературы, Год литературы

03.10.2017, 3426 просмотров.