Калинина К.М., Акулинская А.В. КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА КАК МЕХАНИЗМ РЕЛИГИОЗНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Рубеж ХХ-ХХI вв. — это возврат России к традиционным ценностям в новых социальных условиях. Поликонфессиональный характер является одной из отличительных черт российского государства. Особо важное место в комплексе традиционных ценностей занимают религиозные, определяющие духовно-нравственное развитие общества и различные направления воспитания подрастающего поколения. Возникает проблема формирования бесконфликтных межконфессиональных отношений в обществе. Поэтому очень важным является воспитание культуры межрелигиозного общения.

Россия — сложное в конфессиональном и национальном планах государство. Каждый российский регион имеет свой специфический состав и традиции поддержания конфессионального мира. Мы должны быть патриотами своей страны, точно представлять её разнообразие, быть толерантными.

В научной литературе принято выделять множество типов толерантности, среди которых касаются исследуемой проблемы следующие (9, с. 353):

1. межнациональная (отношение к представителям различных наций и культур как к равным, «без чувства национального превосходства», этноцентризма, ксенофобии, агрессивного национализма);

2. расовая (отсутствие предубеждений, расовой дискриминации, расизма к людям другой расы);

3. религиозная (терпимое отношение к вероисповеданию других людей, отсутствие межконфессиональной интолерантности, религиозного фанатизма);

4. политическая (отношение к деятельности различных партий и объединений, высказываниям их членов и, как следствие, препятствие к распространению идеологии фашизма, империализма, политики политических репрессий).

Гармонизация межнациональных отношений в современной России во многом зависит от межконфессиональной гармонизации. Один из известных западных теологов-модернистов Ханс Кюнг отмечал, что мира между нациями не может быть без мира между религиями. А мира между религиями не может быть без диалога между ними (2; 7).

Для того, чтобы воспитание культуры межконфессионального общения было реализовано, необходимо начинать с формирования новой национальной политики, создания специальных структур и институтов во всех уровнях общественных структур.

Параллельно с этим необходимо изменить отношение к общению. Оно обеспечивает регуляцию поведения человека, его отношений с другими людьми, создаёт условия для целенаправленного регулирования чувств, поведения, воздействует на его социальную ориентацию и оценки. 

Диалог, осуществляющийся в рамках межконфессионального взаимодействия, — это форма контакта на равных с попыткой слушать и слышать собеседника, со стремлением понять его и взаимодействовать с ним (12, с 273-276).

Целью межконфессионального диалога должно быть преодоление конфронтации (10, с. 68-74), формирование толерантных взаимоотношений между конфессиональными общностями, обеспечение мирного сосуществования религий и религиозных объединений.

В России проблема межконфессиональных отношений получила освещение в трудах Владимира Сергеевича Соловьёва и других религиозных философов. Соловьёв попытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека (10; 13). Центральной идеей его философии является идея всеединства, принцип которого: «Всё едино в Боге».

Во второй половине XX века получила распространение идея диалога культур. Одним из наиболее ярких представителей этого направления выступил Михаил Михайлович Бахтин  (3, с 445).

Он определил основные принципы комплексного подхода в изучении явления культуры и указал на ведущую роль ценностей в системе культуры. Развитие идеи диалога культур нашло выражение в трудах Владимира Соломоновича Библера и Юрия Михайловича Лотмана. Данная идея может рассматриваться как методологическое основание в исследовании межконфессиональных отношений.

Для обеспечения эффективного взаимодействия между представителями различных конфессий требуется создание условий, обеспечивающих уважение религиозных чувств, а также условий, способных подтолкнуть к объединению и общению.

Пространство культуры формируется разного рода знаковыми комплексами (языками), среди которых «язык» архитектуры занимает далеко не последнее место. Архитектура исполняет как утилитарную, так и эстетическую функцию, являясь одним из наиболее развитых средств организации человеческой среды обитания (1, с 148).

Такая среда является не столько «жизненным пространством», сколько пространством социокультурной коммуникации благодаря прежде всего тому, что архитектура наряду с названными выше функциями реализует еще одну — семиотическую.

Архитектурные сооружения и их комплексы выступают в качестве «носителей» культурной информации. Поэтому функцией архитектурного сооружения, по мнению Умберто Эко, «может быть названо любое коммуникативное назначение объекта, коль скоро в общественной жизни «символические» коннотации утилитарной вещи не менее утилитарны, чем ее «функциональные» денотации» (14, с. 544).

В роли катализатора, обеспечивающего эффективное взаимодействие разных конфессий, может выступить межконфессиональный культурный центр, в рамках которого будут представлены не просто различные этнокультурные и религиозные традиции, но их единство через эстетически значимый образ, который, в свою очередь, опирается на ценностную систему религиозных культур.

Так как религия выступает в роли культурообразующего феномена, на территории такого пространства будет происходить культурный взаимообмен, способствующий воспитанию межконфессионального общения и сохранению, приумножению отечественной культуры.

В результате проведения анализа отечественного опыта по данной проблеме был сделан вывод о том, что в полной мере в России нет подобных учреждений, о которых говорилось ранее.

На данный момент роль межконфессиональных культурных центров выполняют различные конференции, встречи представителей разных конфессий, круглые столы. Это, безусловно, положительный опыт.

Однако необходимо вести работу в отношении создания культурных центров по всей стране. Это поможет вести более широкую и направленную деятельность для популяризации интеграции опыта различных культур, населяющих Россию, в целях воспитания единения и патриотизма как подрастающего поколения, так и всего населения в целом.

Архитектурные сооружения и их комплексы выступают в качестве «носителей» культурной информации. А через визуальные образы можно показать репрезентацию духовных ценностей.

В своём эссе Борис Гройс рассматривал мир созерцательный и мир активного действия, в котором мы сейчас живём. Он писал: «Искусство функционировало как дидактический медиум, репрезентирующий трансцендентную, непостижимую, иррациональную власть религии: оно показывало богов и Бога, делая их доступными для человеческого глаза. Религиозное искусство представляло собой предмет веры — люди верили, что храмы, статуи, иконы, религиозные поэмы и ритуальные представления суть зоны божественного присутствия» (4; 7).

Вся философия имела созерцательный характер, всё было оправданно и последовательно. Однако, времена изменились, сейчас мы живём в мире активного действия. Призыв к действию идеально согласуется с современной медиальной средой, с архитектурной и городской средами.

Духовная практика теистических религий во многом сходна. Сходство не в подражании культу, а в общем понимании высокой души человека, в общих принципах определения нравственных идеалов, в стремлении помочь человеку в духовном росте. Исходя из этого, религии можно считать своеобразным символом динамики, движущей силы.

Именно поэтому в проектировании пространства межконфессионального культурного центра было решено использовать динамичную формальную композицию с применением элементов кинетики.

Кинетическая архитектура — это такое направление архитектуры, в котором здания сконструированы таким образом, что их части могут двигаться относительно друг друга, не нарушая общую целостность структуры. По-другому кинетическую архитектуру называют динамической и относят к направлению архитектуры будущего.

Уильям Зук в своём труде «Кинетическая архитектура» писал: «Мы живём в век перемен, динамизма, волнений и революций. Это эпоха быстрого транспорта, мгновенной связи, высокоскоростных компьютеров и взрыва в знаниях.

С обществом, которое является мобильным и динамичным благодаря беспрецедентному техническому прогрессу, с увеличивающейся неспособностью точно предсказать будущее, с большими переменами в малые сроки, с явным движением к открытости во всех аспектах жизни, мы должны двигаться к кинетической архитектуре, архитектуре, которая может адаптироваться к меняющимся показателям давления, которые будут образовывать форму здания. Что происходит со статичными строениями, которые построены, чтобы простоять века, но уже изжили себя в течение пяти-десяти лет — часто гораздо раньше, чем обветшали?» (3, с. 15).

Основными элементами композиции пространства межконфессионального культурного центра являются круг и треугольник.

В сакральной геометрии круг — символ бесконечности, идеального абсолюта, совершенства и целостности. Треугольник — олицетворение божественного совершенства и гармонии.

Особенность кинетической архитектуры связана с формой здания, которая постоянно меняется, приспосабливаясь к солнцу. Здание лекционного зала будет иметь форму огромного купола. Купол будет открываться и закрываться, приспосабливаясь к восходу и заходу солнца, создавая днём в зале большой поток естественного света и убирая границы с природной зоной. Купол олицетворяет соборность и объединение всех представителей религий.

В вечернее время, благодаря осветительным элементам, на куполе лекционного зала будут создаваться определённые световые композиции.

Основные функции и задачи межконфессионального культурного центра будут заключаться в следующем.

Центр будет активно налаживать плодотворное сотрудничество внутри страны, в том числе с научно-исследовательскими и аналитическими институтами, религиозными объединениями, ведущими вузами, этнокультурными центрами.

Межконфессиональный центр будет реализовывать инициативы съездов лидеров мировых и традиционных религий, организовывать выставки и открытые культурные мероприятия, круглые столы, форумы, направленные на сплочение представителей разных религий и формирование дальнейшего диалога и взаимодействия между ними, на освещение многоплановости культурного наследия конфессий.

Также он будет рекомендован для посещения всем слоям населения с максимально большим возрастным охватом, поскольку направлен на воспитание толерантности, понимания и упрочнения общих этических культурных начал в конфессиях с сохранением индивидуальности каждой из них.

Культурные программы будут направлены на максимальное воссоединение совершенно разных по укладу представителей разных вер.

Необходимо отметить, что центр помимо указанного ставит своей целью показать не только духовное многообразие и ценность конфессий, но и богатейшую, накопленную веками материальную культурную базу каждой из них. Планируется проведение выставок, которые будут как показывать яркую индивидуальность каждой из них, так и проводить параллели между ними.

Могут быть организованы просветительские лекции представителей духовенства, педагогов, деятелей науки и искусства.

Будут организованы театральные постановки, кинозал для показа и трансляций наиболее интересных проектов, так или иначе касающихся темы.

Центр ставит целью найти в культурах разных конфессий объединяющие аспекты, направленные на устранение существующей разобщённости социальных, этнических и религиозных групп. У центра планируется направленная культурная программа как в отношении интересующихся религиозной и духовной составляющей, так и для тех, кто пока с этим не близок. Вместе с этим в целом центр планируется как светский, поскольку не ориентирован только на верующих. Наряду с религиозными традициями будут представлены общекультурная, которая объединяет людей не по принципу религиозной или этнической схожести, а по общему участию в познании прекрасного, сплочённой любви к культуре, созданию и укреплению духовной просвещённости и осознанию себя как части социума, а не противопоставления себя ему. 

Стоит отметить, что конфессии выступают здесь не как основы деятельности центра, а как отправные точки создания межкультурного диалога, как некие яркие импульсы, основные пути общего воссоединения, пройдя которые, будет легче выстроить диалог на более общем социокультурном уровне.

Для того, чтобы были выполнены все задачи, поставленные перед межконфессиональным центром, было решено разбить его территорию на несколько зон:

  • лекционный зал;
  • выставочная зона;
  • мульти-сектор, в котором будет находится кинозал, конференц-зал;
  • открытая центральная площадь, которая будет связывать все блоки, а также на которой будут проходить различные культурные и развлекательные мероприятия;
  • зоны кафе.

Особенный интерес представляет то, что в России центров такого масштаба и спектра функций пока не создано. Центр сможет послужить почвой к объединению последователей разных конфессий и упрочнению межрелигиозных отношений.

Список литературы

  1. 1. Аванесов С. С. Религиозная архитектура: визуально-семиотические аспекты // Вестник ТГПУ. - 2014. №7. - С. 148
  2. 2. Ахьямова Ю.Р. Визуальные образы и их роль в межконфессиональном взаимодействии // Педагогическое образование в России. - 2012. - №1. - С. 1-3.
  3. 3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. — С. 445
  4. 4. Гройс Б. Политика поэтики / Б. Гройс, - М.:  Ад Маргинем Пресс. – 2012. – 210 с.
  5. 5. Куранов М. Культура межнационального общения. // Педагогика. - 1992. - № 7-8. - С. 12-20
  6. 6. Кюнг Х. Великие христианские мыслители. — СПб.: Алетейя, 2000. - 220 с.
  7. 7. Матис В.А. Актуализация межнационального и межконфессионального общения. // Мир науки, культуры, образования. СПб.: ПИТЕР, - 2012. - № 5. - С. 147-151.
  8. 8. Молодов О. Б. Межконфессиональная толерантность в социологическом измерении. // Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: справочник. - Белгород, 1997. - С. 353-359.
  9. 9. Нуруллаев А.А. Межконфессиональный диалог как фактор гуманизации межрелигиозных и межнациональных отношений // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Сборник докладов и материалов межрегиональных научно-практических семинаров и конференций. 2002-2004. -  М.: Алетейя, - 2004. - С. 68-74.
  10. 10. Порозов Р.Ю. Визуальное как доминанта современной культуры // Политическая лингвистика. - 2011. - № 2(36)’2011. - С. 37-47.
  11. 11. Романенко Ж. А. Межконфессиональное сотрудничество как объединяющий фактор в полиэтническом регионе // Вестник АГТУ. - 2004. №3 - С.273-276.
  12. 12. Соловьёв В.С. Чтения о Богочеловечестве. - СПб.: Азбука, 2000.- 180 с.
  13. 13. Эко У. Отсутствующая структура: введение в семиологию. СПб: Symposium, 2006. - 544 с.
  14. 14. William Zuk. Kinetic architecture. Reinhold, 1970. -  210 с.

Сведения об авторе

Акулинская Анна Владимировна - старший преподаватель кафедры дизайна Московского государственного института культуры

akulinskayaa@gmail.com

Калинина Ксения Михайловна - студент бакалавриата Московского государственного института культуры 4 года обучения (направление подготовки "Дизайн") 

rockstrogo.kse@yandex.ru

К оглавлению выпуска

мероприятия, конференции

03.10.2017, 2572 просмотра.