Балзанова А.Р., Решетова М.В. ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ ПЕРЕДВИЖНОЙ ВЫСТАВКИ «БАЙКАЛ» КАК РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ УНИКАЛЬНОСТИ

 Идея создания передвижных выставок принадлежит московским и петербургским художникам 60-х годов XIX века. Стремление приблизить искусство к народу было теснейшим образом связано с идейно-воспитательными задачами. Деятельность художников понималась ими как общественное служение, как патриотический долг художника-гражданина. Сюжеты, и язык своих произведений художники стремились сделать доступными каждому, творчество их должно быть обращено не только к столичному зрителю, но и ко всем народам России. Это нашло отражение в характере педагогической работы, в заботе об открытии музеев на местах и в широком диапазоне передвижения выставок в области искусства.

  Опыт организации передвижных выставок необходимо учитывать в современной системе образования, которая нацелена на формирование всесторонне развитой личности, обладающей целостным естественнонаучным мировоззрением. Уникальная среда и  образовательные средства музея, в частности передвижные выставки естественнонаучной направленности раскрывают информацию в области научных исследований и призывают нас к диалогу. Передвижная выставка помогает окружающим расширить круг знаний, повысить их качество, поднять «острые» темы,  привлечь внимание к актуальным проблемам и пониманию законов взаимодействия общества и природы, и в данном случае, осознать необходимость сохранения и рационального использования окружающей среды (9; 10).   

 Озеро Байкал – это сердце России, символ красоты и вечности, с крупнейшим природным резервуаром пресной воды. Это неотъемлемая часть нашего национального сознания. Уникальная природа Байкала – это чудо природы, главным природным ресурсом которого является вода. Флора и фауна озера содержит еще много видов живых организмов, более нигде не встречающихся. Всего в Байкале обитает около 2600 видов животных, половина из которых исключительно «байкальские».

 Озеро Байкал получило статус объекта всемирного природного наследия в декабре 1996 года. Значение данного статуса для сохранения уникального озера, позиции Российского государства в части соблюдения норм Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, взаимоотношения власти и общества по данным проблемам, является основанием для понимания и оценки эффективности института всемирного наследия в современной России и возможности его использования для сохранения универсальных всемирных ценностей.

 В исследовании утверждается «байкаловедческий» тип рассмотрения проблем. Главным действующим лицом выступает озеро Байкал как единая целостная система. С точки зрения системного подхода к исследованию озера передвижная выставка аккумулирует практически весь собранный эмпирический материал по организации и функционированию экосистемы озера Байкал, его истории и культуре.

  Важное значение  в исследовании уделяется трудам М. М. Кожова, который популяризировал знания о Байкале. Он постоянно выступал с популярными лекциями об озере, писал научно-популярные книги о Байкале, стал первым председателем общества «Знание» в Иркутске.

  Музей биостанции в Больших Котах заботами М. М. Кожова стал одним из опорных центров распространения научно-популярных знаний о Байкале. Нельзя обойти вниманием активную позицию Михаила Михайловича в деле охраны природы озера. В 1958 г. после запуска Иркутской ГЭС, вызвавшей неблагоприятное для озера изменение уровня воды, повлекшее за собой депрессию популяции пелагических бычков и подрыв кормовой базы омуля, выяснилось, что напор воды в ГЭС недостаточен, и с технической точки зрения «целесообразно» увеличить этот напор прорубанием щели в створе стока Ангары из озера. Это повлекло бы за собой падение уровня воды в озере на 5 м. М. М. Кожов организовал и возглавил одно из первых даже не толь- ко в нашей стране, но и в мире, возмущение научной общественности планами производственников, выступал в Академии Наук, в МГУ, в министерствах, в Госплане СССР и ему удалось выиграть этот бой за Байкал. Вторая битва за Байкал – борьба со строительством Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, которую также вел М. М. Кожов, уговаривавший об отмене строительства самого номинального главу СССР, А. Н. Косыгина, была проиграна. Благодаря М. М. Кожову, тем не менее, были проведены полные комплексные гидробиологические исследования в районе будущего комбината, организована мониторинговая работа в районе сброса очищенных стоков, контрольные полигоны и еще многое другое, без чего невозможно было бы объективно оценивать воздействие БЦБК на экосистему озера (5; 8).   

  Особый этап в изучении Байкала составили экспедиции, организованные Российской Академией наук с целью получения новых данных о природных богатствах края. В начале 20-х гг . XVIII в. в Сибирь отправился Мессершмидт, выпускник Галльского университета, приглашенный самим Петром I для изучения русских земель на Востоке. Начиная с 1721 г. и на долгие годы главным объектом изучения для Мессершмидта становится Сибирь.

  В конце 1723 г. он объявился в Иркутске. В его планы входило совершить путешествие по южному и восточному берегам Байкала, посетить горячие источники, осмотреть остроги, раскинувшиеся недалеко от озера. Мессершмидт выполнил свою программу. Он определил географическую широту Посольского монастыря и Никольской заставы против устья Ангары, много внимания уделил изучению нерпы, занимался изучением пернатых. В итоге составил карту Байкала. Путешествие его в Сибири продолжалось до 1727 г. Итогом работы стал многотомный отчет «Обозрение Сибири, или три таблицы простых царств природы», девять томов «Сибирской орнитологии», дневник путешествия в пяти томах.

  В 1732 – 1743 гг. в Сибири работала вторая Камчатская экспедиция Витуса Беринга. Участникам ее тоже удалось собрать много нового и ценного материала о Прибайкалье.

  В 1735 – 1736 метеорологические наблюдения на Байкале вел С.П. Крашенинников, его также интересовали вопросы культуры и истории. В это же время зоологические и ботанические исследования проводил Г.В. Сталлер, который за 130 лет до появления известных книг А.Брэма описал нерпу.

  В 1772 – 1773 гг. по Сибири путешествовал Петр Симон Паллас. В книге «Путешествия по разным провинциям Российского государства» (СПб., 1778) он дал общую характеристику рельефа озера. По его поручению в 1773 году на основании съемок штурмана Пушкарева была составлена первая гидрографическая карта озера.

  В годы революции исследования на Байкале практически не велись. Но период этот был непродолжительным. Уже в начале 20-х гг. на берегах Байкала эпизодически появлялись новые экспедиции.

  Основные фундаментальные работы велись усилиями ученых Иркутска и в первую очередь – Иркутского государственного университета. Возникают научные школы – археологов, этнографов, фольклористов, историков, в поле зрения которых попадают самые разнообразные проблемы байкальской истории. Археологические исследования на Байкале Б.Э. Петри, П.П. Хороших, Е.И. Титова были признаны классическими.

  Огромный вклад в изучение Байкала внес И.И. Веселов. Он исследовал фольклор и диалекты населения прибайкальских территорий, историю судоходства на озере.

   Регулярные исследования возобновились только в 1924 году. Тогда по инициативе академика П.П. Сушкина были созданы Комиссия по изучению Байкала (КИБ) и постоянная Байкальская экспедиция, а секретарем ее стал Г.Ю. Верещагин.

   В итоге КИБ была передана в ведение Байкальской Станции. «Новые исследования включали гидробиологические наблюдения, изучение гидрохимии и обширный круг биологических работ, выполняемых по единой программе. Исследования начались с Южного Байкала, где на ст. Маритуй располагалась база экспедиции.

   В распоряжение ученых поступил небольшой моторный катер «Чайка», построенный в 1918 г. по чертежам проф. В.Ч. Дорогостайского и оснащенный специальным оборудованием. В состав экспедиции вошли впоследствии крупнейшие ученые В.Н. Сукачев, К.И. Мейер, а также молодые талантливые специалисты Н.С. Гаевская, А.Н. Световидов, С.И. Кузнецов, А.И. Щербаков, Н.И. Аничкова, Н.П. Предтеченский, Т.Б. ФормМеншуткина, Б.Н. Форш (7; 8).   

 Вторая экспедиция Академии наук состоялась в 1925 году. Руководил ей Г.Ю. Верещагин. База осталась прежней – станция Кругобайкальской железной дороги Маритуй.

 Как рассказывала В. Галкина веранда в Маритуе была своеобразной «кают-компанией», где вечерами обсуждались результаты исследований, а на ее стенах появились первые графики, рисунки, на полках выставлялись банки с диковинными, порой неизвестными науке обитателями сибирского озера-моря.

  Тогда и было положено начало Байкальскому музею, у истоков которого стояли участники экспедиции В. Сукачев и К. Мейер. Частым гостем на стационаре были и академик Н. Насонов, и специалист по гидрохимическим исследованиям, профессор Римский-Корсаков.

  Много позже другой ученый зоолог-орнитолог, исследователь Байкала О.К. Гусев добавил еще один штрих в картину загадочности и таинственности байкальской природы. «Область Байкала – место смыкания ареалов некоторых видов птиц после длительного периода изоляции в ледниковое время. Это привело в ряде случаев к явлению так называемой вторичной гибридизации, представляющей большой интерес для систематика-эволюциониста» (4; 6).  И действительно, ученый делал находки чуть не на каждом шагу: первой стала небольшая птичка крапивник, которую практически никто не исследовал.

   Во время войны сотрудники Байкальской лимнологической станции решали вопросы в интересах фронта и тыла. Изучался ледовый режим озера, поскольку по нему была организована ледовая трасса, в том числе временная железнодорожная, шла помощь в постановке рыбного промысла. В это время байкальские рыбаки исправно снабжали своей продукцией действующую армию.

  По мере развития научных исследований расширялись, видоизменялись задачи станции. 20 января 1961 года она была преобразована в Лимнологический институт АН СССР, который становился головным научным подразделением по изучению озер и водохранилищ Сибири.

  Среди исследователей, много времени уделявших Байкалу, нельзя не назвать П.П. Хорошего, одного из учеников Б.Э. Петри.

  В 60 – 70 гг. в разных районах Байкала работали археологические экспедиции Института истории, философии и филологии Сибирского отделения АН СССР под руководством А.П. Окладникова.

  Среди замечательных исследователей Байкала – В.В. Свинин, Г.И. Медведев, профессора Иркутского госуниверситета. И конечно, нельзя не вспомнить многочисленные экспедиции Иркутского госуниверситета при участии сибирских исследователей Н.А. Савельева, П.Е. Шмыгуна, А.Г. Генералова (8; 10).   

 Археологические экспедиции В. Свинина открыли ряд памятников позднего железного века. Несомненно, на Байкале постоянно работали научные, краеведческие экспедиции.

  И мы не ставили себе целью рассказать обо всех. Главное, что пополнение знаний об этом природном объекте шло постоянно. Без этого накопленного богатства вряд ли когда-нибудь мог возникнуть вопрос о его уникальности, о защите окружающей среды, рациональном использовании его богатств.

  Можно смело утверждать, что одним из результатов деятельности по изучению Байкала стала выработка того особого отношения к природе, которое через много лет обозначат как экологическое.

  Сама передвижная выставка «Байкал» сочетает в себе элементы эколого-туристического путеводителя, а также показывает самые значимые объекты байкальского мира.

 Передвижная выставка рассчитана на современную целевую аудиторию и его основная цель – показать красоту окружающего нас природного мира, в частности, экосистемы озера Байкал и привлечь внимание к экологическим проблемам Байкала, с призывом к окружающим о сохранении неповторимой флоры и фауны Байкала, чистоты его воды, во избежание необратимых негативных последствий.

  Это отражено в дизайне передвижной выставки  о. Байкал  и системе визуальной идентификации.

  В ходе исследования решались следующие задачи:

- Изучить культурно-исторические предпосылки художественного оформления передвижной выставки (типологию и структуру выставок).

- Проанализировать природные материалы и экологические подходы в дизайне.

- Исследовать экологию городов, расположенных вблизи Байкала.

- Изучить понятие фирменного стиля и его особенности.

- Проанализировать аналоги современных передвижных выставок.

- Разработать графический стиль выставки.

  Главным результатом работы над проектом стало создание универсального и трансформируемого пространства и  фирменного стиля для передвижной выставки «Байкал»  (рис. 1-2). 

В основе концепции лежат ключевые моменты федеральной программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы" (с изменениями на 25 мая 2016 года) (2; 4).

 Основные задачи программы: сокращение сбросов загрязняющих веществ в водные объекты Байкальской природной территории; снижение уровня загрязненности отходами Байкальской природной территории, в том числе обеспечение восстановления территорий, подвергшихся высокому иэкстремально высокому загрязнению; повышение эффективности использования рекреационного потенциала особо охраняемых природных территорий; сохранение и воспроизводство биологических ресурсов Байкальской природной территории; развитие государственного экологического  мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал;  развитие системы защиты берегов озера Байкал, рек и иных водоемов Байкальской природной территории.

 

Рисунок 1 – Фирменный стиль  передвижной выставки «Байкал»

    В структуре выставки представлены модели организации туристско-рекреационной инфраструктуры посредством обустройства экологических троп:

б) строительство визит-центров, гостевых домов и остановочных пунктов;

в) строительство объектов транспортной инфраструктуры (причалов и пирсов, автомобильных парковок);

г) создание объектов инфраструктуры управления отходами на особо охраняемых природных территориях, локальных канализационных и очистных сооружений.

  Структура  выставочного пространства состоит из четырех зон:

- культурный ландшафт;

- Экология;

- Туризм;

- Концепция охраны и развития о. Байкал (рис. 1).

Рисунок 2 – Структура  выставочного пространства

   Все зоны связаны между собой экологическими тропами, путешествуя по которым зритель знакомится с особенностями уникального мира о. Байкал.

  Мультимедийные информационные стенды собраны в композицию «Стихия воды» и расположены входа выставки, чтобы ознакомить целевую аудиторию с идеей выставки «Байкал».

  Входная группа представлена в виде  «зеленого» портала-арки, выполненного в техники топиарного искусства (стрижка растений) - главная задача привлечения внимания, которая отражает экологическую концепцию выставки без использования излишне ярких, призывающих деталей.

  Графический стиль выставки разработан в стиле минимализм, отвечающий современным тенденциям. Логотип выражает основное направление деятельности выставки «Байкал», его структура состоит из трех частей: озеро, горы, лес, каждая часть несет в себе информацию о культурном ландшафте о. Байкал (рис. 3).

  Колористическая гамма разработана с учетом психологии восприятия и семантики (значение) цвета. Основу составляют два теплых оттенка – темно серый и оранжевый, и три холодных – белый, голубой и синий.

   Белый цвет характеризуется совершенством и завершенностью, демонстрирует абсолютное и окончательное решение, полную свободу для возможностей и снятие препятствий.

  Серый цвет символизирует информированность, здравомыслие, реализм, соединение противоположностей. Единственная цель – стабильность и гармония.

 Рисунок 3 – Графический стиль выставки

 Оранжевый цвет отвечает за удовлетворение различных способностей, постоянно держит в тонусе; обладает всеми возможностями красного, но без агрессии. Его сила действует очень мягко. Воздействие, оказываемое им, является теплым, радостным. Этот цвет связан со стремлением к достижению самоутверждения. Оранжевый цвет – цвет теплоты, блаженства, накала, но в тоже время – мягкого блеска заходящего солнца.

  Синий цвет - это организованность, непреклонность, идеализм, сила духа. У этого цвета «нет дна», он никогда не кончается, он затягивает в себя. Он создает предпосылку для глубокого размышления над жизнью, зовет к нахождению смысла, истины. Вызывает не чувственные, а духовные впечатления. Синий цвет – это постоянство, упорство, настойчивость, преданность, самоотверженность, серьезность, строгость.

  Голубой цвет  – цвет беспечности, он успокаивает, излучает надежность. Снижает напряжение, комфортен. Это цвет «спокойной эмоциональности» дает возможность быть вне границ общества, расширяет пространство. Это цвет мечтаний и грез, цвет мира и согласия.

   В плакатах отражена идея сохранения экологии и  развития территории о. Байкал и отражают уникальность животного, растительного мира и  особенности культурного ландшафта.

Список литературы

  1. 1. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 09.03.1988г. № 8596-XI.
  2. 2. Постановление Правительства РФ от 21.08.2012 N 847 "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы" (с изменениями на 25 мая 2016 года).
  3. 3. Гольдфарб  С.И. Мир Байкала. - Иркутск: Репроцентр, 2010. – 150 с.
  4. 4. Гусев О. Священный Байкал. – И.: Иркутский государственный аграрный университет им. А.А. Ежевского, 2013. – 220 с.
  5. 5. Кожов М. М. Биология озера Байкал. М.: Изд-во АН СССР, 1962. – 110 с.
  6. 6. Максимова И.  Использование статуса объекта всемирного наследия для сохранения озера Байкал. - И.: Иркутский государственный аграрный университет им. А.А. Ежевского, 2012. – 210 с.
  7. 7. Молоканова Т.В., Байкова И.Б.  Передвижная выставка как эффективная форма экологического просвещения в современных условиях  // Вестник ИрГСХА. - Иркутск: Иркутский государственный аграрный университет им. А.А. Ежевского, 2013. – 190 с.
  8. 8. Рогинская Ф.С. Товарищество передвижных художественных выставок. -  М.: Искусство, 1989. – 240 с.
  9. 9. Таурин Ф.  Байкал должен быть заповедником // Литературная газета, Москва,  - 1959. - № 12 . – С. 12.  
  10. 10. Фиалков В.А. Академический музей естественной истории на Байкале // Актуальные вопросы деятельности академических естественно-научных музеев. Новосибирск: Академическое издательство "ГЕО", 2010.  – С. 4.
  11. Сведения об авторе

  12. Решетова Маргарита Владимировна - кандидат искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой дизайна Московского государственного института культуры
  13. Балзанова Амина Рустамовна - магистрант Московского государственного института культуры (направление подготовки «Дизайн»)
  14. balzanovamina@gmail.com
  15.    
К оглавлению выпуска

горы, лес

03.10.2017, 177 просмотров.