Калачарова А.М., Козловский В.Д. ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРОВ ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ
В настоящее время проблема обеспечения специально оборудованной средой людей с ограниченными возможностями в России является одной из самых актуальных вопросов социальной адаптации лиц с особыми потребностями. Одной из причин является отрицательная динамика детской инвалидности и затруднительный процесс воспитания особых подростков в условиях семьи. Современная социальная обстановка рождает потребность в создании учреждений, занимающихся инклюзивным образованием и социализацией на профессиональном уровне. Центры социальной адаптации должны обладать необходимой доступной средой, оборудованной специально для групп людей, в которые входят маломобильные граждане и лица с ментальными нарушениями, с учетом их физических способностей и умственных возможностей.
Особенно остро стоит вопрос об обеспечении комфортной жизнедеятельности инвалидов в социуме, страдающих от ментальных нарушений. Преамбула Конвенции ООН о правах инвалидов определяет инвалидность как «результат взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими» (5; 8).
В этом контексте в России существуют глобальные проблемы: неготовность россиян принимать таких людей в общество и взаимодействовать с ними, а также тот факт, что государство не всегда способно должным образом организовать досуговую среду с учетом эргономичности пространства, в котором данной категории граждан предстоит передвигаться, ориентироваться, учиться, работать и так далее. Заметим, что эти проблемы встают и перед людьми с тяжелыми физическими нарушениями (и первично сохранной ментальной сферой)- если у них каким-либо образом нарушена способность к коммуникации (параличи, мышечная дистрофия, слепоглухота и пр.), что требует поддержки их способности общаться с окружающим миром.
Одним из выходов в социальный «внешний» мир для людей с ментальными нарушениями являются такие заведения, как центры социальной адаптации разных направленностей. Рассмотрим данные учреждения на примере работы с людьми с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС). Интеграция людей с таким диагнозом в социально-культурную и трудовую деятельность осложняется многими факторами, обусловленными индивидуальными механизмами восприятия повседневной сенсорной информации.
Нарушение сенсорной интеграции или сенсорной чувствительности - например, проблемы со слухом, зрением, осязанием или обонянием - может очень глубоко повлиять на все аспекты жизни человека. Здания, в которых находятся подобные учреждения, часто основываются на базе уже существующих построек и не имеют возможности для снабжения пространства нужным оборудованием, а также нуждаются в серьезном архитектурно-художественном решении в эргономичной организации пространств.
Стоит отметить то, что их обеспечение зачастую не соответствует ни Строительным, ни Санитарным Нормам и Правилам, несмотря на особую потребность людей с ограниченными возможностями.
Таким образом, сегодня есть необходимость в соответствующих условиях, которые будут отвечать их особенным потребностям, способствовать нормализации состояния здоровья и создавать благоприятный фон для нормализации их психологического состояния. Поэтому организация среды центра социальной адаптации, комфортной для пользования во всех сферах деятельности людьми с ментальными нарушениями требует разработки соответствующих программ и рекомендаций для решения задач архитектурно-художестенного проектирования таких учреждений.
Ассоциация родителей детей с психоречевыми нарушениями отмечает: «Собственно аутизм проявляется как отгороженность от других людей и от мира в целом. Он возникает из-за особой ранимости и неумелости этих детей осуществить контакт»; «аутичный ребенок стремится быть “рядом” с другими, а не “вместе” с другими»; «из-за их тревожности, сверхчувствительности у них возникает много страхов, непонятных окружающим. Поэтому, аутичные дети стремятся сохранить неизменным, а значит предсказуемым, устойчивым, мир вокруг себя» (3; 6).
Таким образом, люди с нарушением сенсорной интеграции – включая большое количество людей с аутизмом – испытывают трудности с восприятием повседневной сенсорной информации, в отличие от здорового человека, чьи рецепторы, располагающиеся по всему телу, воспринимают сенсорную информацию автоматически, не анализируя ее. Обычные сенсорные стимулы могут вызывать у таких людей с РАС сильный стресс, истощение и даже боль.
Это может стать причиной поведенческих трудностей. Также специфика проектирования интерьеров центра социальной адаптации осложняется тем, что многие люди с расстройствами аутистического спектра не владеют вербальной формой общения, то есть, как не реагируют на устную и письменную речь, адресованную им, так и самостоятельно не пользуются речью для взаимодействия с социумом (4, с.12).
В этом случае для того, чтобы добиться включения учащегося в образовательный процесс, часто используются невербальные формы коммуникации: передача информации через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения.
На основе данных исследований можно утверждать, что образовательная среда для людей с РАС должна, в первую очередь, способствовать избеганию стрессовых ситуаций, давать возможность сконцентрироваться на образовательном процессе. Следовательно, в основах программ по архитектурно-художественному проектированию следует указать, что для комфортного ориентирования в пространстве и ознакомлению с его функциональными элементами людям с ментальными нарушениями требуются визуальные (символ, цвет, форма, линия) и тактильные ориентиры.
На наш взгляд, очень важным является дифференцирование пространства, дабы человек чувствовал себя в некоей «определенности», то есть визуально основные объемы должны быть неким образом разделены на функциональные зоны, а нужные помещения идентифицированы по назначению.
Также стоит заострить внимание на безопасности и эргономике: ввиду часто непредсказуемого реагирования человеком с РАС на разного вида внешние раздражители, правильно спроектированное досуговое пространство должно быть сформировано максимально комфортным для повседневного пользования, то есть в соответствии с «усредненными» антропометрическими данными людей с РАС, а также для групп маломобильных граждан.
В свою очередь, безопасность обуславливается рациональной расстановкой оборудования, использованием современных безопасных материалов, избегание острых углов в мебели и т. д. Многие нормы проектирования, позволяющие удовлетворить данные требования, освещены в своде правил «СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Несомненно, важнейшая задача, которую должны решить педагогика, психология, дизайн и архитектура в совокупности - это выявление индивидуально-психических и физических особенностей людей с ментальными нарушениями к труду, к успешному выполнению определенных видов творческих заданий в процессе социально-культурной деятельности, к проявлению собственного «я». Поэтому правильно обустроенный специальный класс не должен напоминать специализированное учреждение, округлые формы интерьера, приглушенные тона, пропорции помещений, близкие обучающемуся.
В зависимости от различных видов нарушений сенсорного восприятия, можно определить необходимые инструменты в проектировании такого интерьера для центра социальной адаптации. Так, у здорового человека имеется семь чувств: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние, равновесие (вестибулярный аппарат) и проприорецепция (восприятие собственного тела). Люди с РАС могут обладать гиперчувствительностью или недостаточной чувствительностью в одной из этих областей: существует такое явление, известное как «чрезмерная чувствительность» или «недостаточная чувствительность» (2, с.10).
Такие аномалии рождают некие неестественные для обычного человека ощущения, как «слышать цвет» или «видеть звук».
Это явление называется Синестезия – редкое состояние, при котором сенсорное восприятие «входит» в организм через одну систему, а «выходит» через другую. Обозначим основные положения, которые должна включать в себя программа художественно-архитектурного решения интерьера центра социальной адаптации для людей с ментальными нарушениями (9, с.52).
К примеру, при нарушении зрительного восприятия часто могут искажаться предметы, цвета, взгляд не может достаточно сфокусироваться. Исходя из этого, можно сделать вывод: человеку с РАС легче и приятнее фокусироваться на какой-то части, чем на целом объекте, а его пространственное восприятие на недостаточном уровне делает его неуклюжим.
Следовательно, для того, чтобы социально-культурной интеграции не мешали нарушения в зрительном восприятии, в интерьере стоит расставлять акцентные пятна, которые будут ориентировать учеников, но при этом не следует включать в цветовую гамму яркие, открытые цвета, которые могут вызвать раздражение. Также стоит избегать флуоресцентное освещение – вместо этого нужно использовать приглушенные цветные лампы; при организации рабочей зоны предусматривать пространство или стол с перегородками, которые блокируют визуальные раздражители.
В свою очередь, нарушение кинестетического восприятия – осязания – также важно для психического развития, так как помогает ощущать окружающий мир. Люди с РАС при данных нарушениях обладают высоким болевым порогом, либо наоборот - любое прикосновение доставляет дискомфорт или боль, в любом случае человек либо преднамеренно, но неосознанно причиняет себе увечья в поиске тактильных ощущении, либо испытывает боль при случайном контакте с окружающей средой.
В связи с этим, рекомендуется уделить особое внимание подбору материалов для интерьера центра социальной адаптации: мягкие текстуры, сглаженные углы, матовые поверхности, но в знаковых местах для привыкания и идентификации стоит разнообразить текстурный выбор.
Также важными являются свойства вестибулярного аппарата и проприорецепция. Неправильное восприятие собственного тела человеком с РАС может быть причиной тяжелого ориентирования в помещении и избегания препятствий, вызывает сложности с мелкой моторикой или с соблюдением нужной дистанции с предметами и людьми.
Проблемы с равновесием создают свои трудности – человека легко «укачивает», в противоположном случае возникает желание качаться, кружиться или поворачиваться, чтобы ощутить что-то. Для таких случаев в интерьер рекомендуется включать элементы, с помощью которых человек сможет научиться владеть мелкой моторикой или удовлетворить требования своего вестибулярного аппарата, например - объемные детали - выступы, кнопки, отверстия в неких информационных панелях, наличие комфортных лестничных площадок для самостоятельного поднимания, оборудование спортзалов инвентарем для подвижных занятий.
С помощью проведенного исследования, можно констатировать то факт, что дизайн интерьера имеет прямое влияние на психофизическое состояние и работоспособность не только обычных людей, но в особенности является важным фактором становления личности с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотренные принципы архитектурно-художественного проектирования интерьеров центра социальной адаптации для людей с ментальными нарушениями в системе позволят регулировать продуктивность социально-культурного развития лиц с расстройствами аутистического спектра и рационализировать процесс их образования.
Использование данных исследований даст возможность людям с РАС максимально использовать предметно-пространственную среду в образовательном, трудовом, досуговом процессах, не испытывая при этом психического и физического дискомфорта.
В этом случае положительная динамика интегрирования людей с ментальными нарушениями в социум будет достигаться более простыми путями не только для категории людей с психическими расстройствами, но для их окружения.
Список литературы
1. Аутизм и сенсорная интеграция [Электронный ресурс]. - режим доступа: https://sites.google.com/site/avameidinru/ - Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 13.04.2017)
2. Вопрос-ответ. В чем особенности сенсорного восприятия при аутизме? [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://outfund.ru/osobennosti-sensornogo-vospriyatiya-pri-autizme/ - Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 12.04.2017)
3. Дорога в мир: Аутизм [Электронный ресурс]. - URL: http://www.autist.narod.ru/autismdor.htm - Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 13.04.2017)
4. Козловский В.Д. Психоаналитический метод Н. Ладовского в контексте наследия ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа // Вестник МГУКИ. - 2016.- №2(70). - С.85-89
5. Ларикова И.В. Взрослые с ментальными нарушениями в России: по следам конвенции о правах инвалидов / Волкова О.О., Дименштейн Р.П., Ларикова И.В., Таранченко Е.Ю. – Москва: Теревинф, 2015.-224 с.
6. Липес Ю.В. Ремесленные мастерские: от терапии к профессии / Москва: Теревинф.- 2004.-133 с.
7. Пеганова А. В. Принципы формирования пространства интерьера для детей с расстройствами аутистического спектра // Архитектон: известия вузов, 2014.- № 46.- С. 27-29
8. СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 г. N 605)
9. Шабанова В. А. Проблема формирования универсальных учебных действий на занятиях по изобразительному искусству. // Среднее профессиональное образование, 2014. - № 4.- С. 50-52
Сведения об авторах
Козловский Владислав Дмитриевич - старший преподаватель кафедры дизайна Московского государственного института культуры
Калачарова Алина Михайловна - бакалавр 4 года обучения (направление подготовки "Дизайн")
Londonstreet96@gmail.com
03.10.2017, 1793 просмотра.