Л.Н. Пирумова, М.С. Бунин, И.А. Коленченко Профстандарты: внедрение в научные библиотеки; перспективы и последствия

 Постановлением Правительства Российской Федерации №23 от 22 января 2013 г. «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» (далее Правила) определена система создания и применения профессиональных стандартов. На Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации возложена обязанность с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений установить тождественность наименований должностей профессий и специальностей, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС), Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов, служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей (ЕКС), содержащихся в профессиональных стандартах (т.е. на все наименования, содержащиеся в этих справочниках, должны быть созданы профессиональные стандарты), а также координировать разработку профстандартов. Разработка проектов профстандартов осуществляется в соответствии с разработанными Минтруда России Методическими рекомендациями, макетом профессионального стандарта и уровнями квалификации. Правила устанавливают порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов. Они, в частности, определяют, что профстандарты могут разрабатываться объединениями работодателей, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями и т.д. Профстандарт утверждается Минтруда России после общественного обсуждения и вносится в реестр профстандартов на сайте Минтруда России, но для того, чтобы профстандарт получил законную силу, он должен быть утвержден в Минюсте России. Поэтому нужный стандарт следует искать в реестре утвержденных профстандартов, где собираются зарегистрированные в Минюсте России профстандарты, размещение стандарта на сайте Минтруда России не означает, что он вступил в силу!!

 Итак, что такое профстандарт? Профстандарт представляет собой характеристику квалификации, которая необходима работнику для работы в определенной профессии, выполнения определенного вида профессиональной деятельности. Квалификация – требования к навыкам, знаниям, умению и опыту работы. Такое определение включено в Трудовой кодекс в 2012 г. Профстандарты приходят на смену квалификационным справочникам (ЕКС и ЕТКС). Основным отличием профстандартов от справочников – это структура описания профессиональной характеристики, которая в профстандарте имеет более современную конструкцию, в них более подробно описываются функции работников, добавлены разделы «навыки», «умения». Если ЕКС и ЕТКС отвечали на вопрос «что работник должен уметь делать», то профстандарты отвечают на вопрос «как работник должен выполнять свои обязанности, чтобы достичь максимальной эффективности». В системе профессиональных стандартов предусмотрено 9 уровней квалификации, которые определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника. В профстандартах для каждого вида деятельности свои требования к уровню образования и обучения, опыту практической работы, особые условия допуска к работе. Например, для специалиста в области библиотечно-информационной деятельности это среднее или высшее библиотечно-информационное, культурно-досуговое или педагогическое образование, а также дополнительное библиотечно-информационное или культурно-досуговое образование. Здесь сразу встает вопрос, а как же быть с работающими в отраслевых библиотеках профильными специалистами? Например, работа специалистов сельского хозяйства в научных сельскохозяйственных библиотеках всегда приветствовалась, поскольку позволяла точнее составить поисковое предписание по теме исследования пользователя, индексирование и систематизацию документов также рекомендуется осуществлять специалистам-отраслевикам, хорошо знающим предмет. Выход один, они должны занимать не библиотечные должности!!

  Введение профстандартов призвано обновить и заменить квалификационные и тарифно-квалификационные характеристики должностей и профессий, которые содержатся в ЕКС и ЕТКС. Однако справочники имеют ту же юридическую силу, что и стандарты. И хотя в перспективе Минтруда России предполагает заменить их профстандартами, оговаривается, что это потребует достаточно долгого времени. А пока работодатель вправе сам решать, по какому документу он будет выбирать наименование должности – по справочникам или профстандарту.

  Для чего вводятся профстандарты? Минтруда России говорит, что для поддержания информации о профессии и необходимом уровне квалификации в актуальном состоянии. Претендовать на должность может лишь тот, кто соответствует требованиям профстандарта. Профстандарты используются для управления персоналом, установления системы оплаты труда, определения трудовых функций сотрудников и создания должностных инструкций, устанавливать оплату труда работникам госучреждений, обучать, переобучать сотрудников, для проведения аттестации сотрудников.

  С 1 июля 2016 г. начала действовать новая статья Трудового кодекса Российской Федерации №195.3 « Порядок применения профессиональных стандартов» и работодатели обязаны применять профстандарты. Однако, как ясно из многочисленных разъяснений, применение профстандарта обязательно в 2 случаях: если требования к квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения определенных трудовых функций, установлены Трудовым кодексом, федеральным законом или иными нормативно-правовыми актами или (статья 57 ТК РФ соответствие должностей и требований к ним обязательно, если по закону на эти должности положены льготы, компенсации или установлены ограничения) если с Трудовым законодательством РФ выполнение работ по должности, профессии, специальности связано с предоставлением компенсаций и льгот, или ограничений, то согласно статье №57 ТК РФ наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационных требовании к ним должны соответствовать профстандарту или ЕКС и ЕТКС. Следует заметить, что сейчас могут быть различия в названиях должностей в профстандарте и ЕКС и ЕТКС.

  Если использование профстандарта не обязательно, то изменять должностную инструкцию и трудовой договор не нужно. Если должность и работы по ТЗ РФ предполагают льготы, компенсации или ограничения, то должность должна называться так, как прописано в стандарте или квалификационном справочнике. И профстандарт, и справочник имеют одинаковую юридическую силу, так как утверждены в Минтруда России и Минюсте России, но стандарт как более поздний документ, обладает преимуществом.

  Переименование должности законом не предусмотрено, поэтому название должности изменяется путем перевода работника на новую должность, путем заключения с ним дополнительного соглашения к Трудовому договору, внесения новой записи в трудовую книжку. Должность с неверным наименованием исключается из штатного расписания, вместо нее вводится новая должность.

  Если профстандарт вводится в действие, то необходимо разработать план внедрения профстандартов в учреждении:

- проверить соответствие названия должностей профстандарту, если требуется (нет в штатном расписании должности указанной в профстандарте, или она звучит не совсем так, как в профстандарте) – ввести новые должности;

- проверить соответствие обязанностей работников тем требованиям к трудовым функциям, которые прописаны в профстандарте;

- внести соответствующие изменения в трудовой договор, сделать допсоглашение к Трудовому договору, в котором прописать все функции, которые отсутствовали ранее или изменились по формулировке;

- провести аттестацию работников на соответствие требованиям, прописанным в профстандарте;

- разработать порядок обучения или переподготовки тех, кто не соответствует требованиям стандарта.

  Если использование стандарта обязательно, с 1 июля 2016 г. при обнаружении несоответствия при проверке работодателю грозит предписание об устранении нарушений ТЗ РФ, а при невыполнении предписания штраф в размере до 200 000 руб. (статья 5.27.КоАП).

  Однако требовать соблюдения стандартов можно только при условии, что они утверждены в Минтруда России и Минюсте России и входят в реестр утвержденных профстандартов. И, прежде всего, следует определиться, к каким профессиям из штатного расписания требования установлены законом, потому что именно для них исполнение профстандарта будет обязательным, а не рекомендательным. Из перечня должностей, которые обычно включаются в штатные расписания библиотек в список профессий, к которым требования установлены законом РФ, входят: главный бухгалтер, научные сотрудники. При этом подчеркнем, что профстандарт обязателен для главных бухгалтеров, а к рядовым бухгалтерам требований в законе нет, следовательно для них профстандарт будет носить рекомендательный характер.

  В списке есть научные сотрудники, но нет библиотекарей, библиографов, следовательно и для них профстандарт должен носить рекомендательный характер. Для остальных работников библиотек профстандарты также носят рекомендательный характер. Следует отметить, что пока из перечисленных должностей в реестре утвержденных Минюстом России профстандартов числится профстандарт на главного бухгалтера, а на научного сотрудника отсутствует. Не утвержден профстандарт и на библиотечные должности. Кстати, поскольку обязательны профстандарты только для должностей, предусматривающих компенсационные выплаты или льготы, то, вероятно, в части научных сотрудников это будет касаться только сотрудников с научными степенями, поскольку на них распространяется льгота о дополнительном отпуске, а для научных сотрудников без научной степени профстандарт дожжен носить рекомендательный характер.

  Поскольку внедрение профстандартов предполагает проведение аттестации работников с целью установления соответствия профстандарту их образования, квалификации, выполняемых ими функций, то остановимся коротко на ее подготовке и организации. Кстати, разговоры о том, что аттестовывать библиотечных работников будет или должна какая-то независимая фирма, не обоснованы. В законе «О библиотечном деле» ст.26. говорится, что «Работники библиотек подлежат периодической аттестации, порядок которой устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.», а в письме Минкультуры России от 8 февраля 2010 г№7790-44/04-ПХ говорится, что «работники учреждений культуры с численностью персонала более 10 человек проходят аттестацию в комиссии своей организации».

  Теперь остановимся на порядке проведения аттестации.

  Должен быть подписан приказ директора о составе аттестационной комиссии в соответствии с Положением об Аттестационной комиссии. Таким образом, прежде всего в учреждении должно быть разработано такое Положение. Теперь по составу комиссии, утверждаемой приказом директора учреждения. В состав комиссии должны входить опытные сотрудники учреждения, хорошо знающие деятельность разных подразделений, знающие кадровый состав учреждения, а также председатель профсоюзного комитета. Аттестационная комиссия должна руководствоваться локальными нормативными документами, регулирующими ее деятельность. Например, должно быть разработано Положение о порядке проведения аттестации работников, определяющее сроки проведения аттестации, состав комиссии, порядок проведения аттестации.

  Работники должны быть извещены о предстоящей аттестации заблаговременно. Они должны быть оповещены о дате и месте проведения Аттестации (под подпись), т.е. должен быть составлен график проведения Аттестации по подразделениям. Руководитель подразделения готовит представление на работника, в котором дает характеристику его деловых и человеческих качеств, а работник заполняет Аттестационный лист, отражающий сведения о его образовании, производственном стаже, повышении квалификации. Эти документы сдаются секретарю Аттестационной комиссии не позднее, чем за 1 неделю до проведения Аттестации. Работник должен быть ознакомлен с представлением на него, свое согласие с представленной информацией он выражает подписью под представлением со словами «Ознакомлен» или «Согласен». Работник имеет право внести коррективы в представленные на него документы.

  Решение Аттестационной комиссии оформляется Протоколом, который подписывается всеми членами Аттестационной комиссии и работником, прошедшим Аттестацию. Результаты Аттестации доводятся до сведения директора, по результатам аттестации могут быть внесены изменения в штатное расписание учреждения, принято решение о переподготовке отдельных сотрудников, по которым Аттестация приняла соответствующее решение и т.д. Таким образом, предстоит большая дополнительная работа.

  Поэтому, нужно познакомиться с проектами профессионального стандарта «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности», изучить в нем требования к образованию и обучению, особые условия допуска к работе. После утверждения подготовленного проекта профстандарта, должен появиться приказ Министерства культуры Российской Федерации, который установит специальные требования к работникам библиотек и введет профстандарт в действие.

Сведения об авторах

Пирумова Лидия Николаевна - кандидат педагогических наук, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, Заместитель директора Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Центральная научная сельскохозяйственная библиотека»

 

Бунин Михаил Станиславович - доктор сельскохозяйственных наук, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, директор Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Центральная научная сельскохозяйственная библиотека»

Коленченко Ирина Александровна - кандидат экономических наук, Заместитель директора Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Центральная научная сельскохозяйственная библиотека»

К оглавлению выпуска

07.10.2017, 74 просмотра.