Книжная культура: история и современность. Столяров Ю.Н. КНИЖНЫЕ МОТИВЫ В РЕЛИГИИ МОРМОНОВ
Религиозные воззрения различных народов мира с полным основанием правомерно считать одним из нескольких истоков, из которых проистекает книжная культура. Роль книги в формировании религиозных верований «людей книги», т. е. представителей самых распространённых мировых религий –– иудаизма, христианства и ислама –– получила освещение в моих публикациях ещё два десятилетия назад[i][ii][iii] [1, 2, 3]. Позднее она получила раскрытие применительно к буддизму[iv] [4], а в более или менее целостном виде в приложении, так сказать, ко всем классическим религиям –– в монографии «Истоки книжной культуры»[v] [5. С. 206–300]. Настала пора обратиться и к многочисленным маргинальным ответвлениям от основных религий мира. В данном случае речь пойдёт о мормонах, или приверженцах Церкви Иисуса Христа Святых последних дней.
Поскольку в отечественной практике и историко-книжной литературе эта тема практически не освещена, для первого случая ограничимся не столько анализом, сколько изложением основных установок этой Церкви, имеющих отношение к идее Книги. Будем пользоваться при этом главным образом первоисточником, именуемым «Книга Мормона. Новые свидетельства об Иисусе Христе» [vi] [6], а также имеющимися наработками, почерпнутыми преимущественно из интернета[vii][viii] [7–8].
Как у представителей и других религий, мотив книги играет у мормонов ключевую роль в их вероучении. Однако прежде чем приступить к его освещению, придётся дать самое общее представление об этой специфической организации.
Кто такие мормоны, в чём суть их веры
Церковь Иисуса Христа святых последних дней была основана Джозефом Смитом (1805 –– 1844; в 1844 г. был кандидатом в Президенты США) в 1830 года в городе Манчестер. Господом, который его посетил, Джозеф Смит, согласно вере мормонов, был призван стать современным пророком. Первых прихожан привлекло издание Книги Мормона, которая позиционирует себя переведённой Смитом летописью коренных американских пророков. Среди своего окружения Смит ввёл многожёнство, а также обряды, которые после смерти давали возможность праведникам быть «сонаследниками Христа» и руководить Землёй (с начала ХХ века Церковь Иисуса Христа Святых последних дней отмежёвывается от мормонских фундаменталистов, которые практикуют полигамию). Недовольное властью мормонов местное население добилось ареста Джозефа Смита. В тюрьме он и Хайрам Смит, воспринимавшийся как наследник старшего брата, были убиты 27 июня 1844 года.
https://www.lds.org/scriptures/bc/scriptures/bofm/2-ne/3/images/087-087-brother-joseph-full.jpg
Джозеф Смит, основатель мормонской Церкви
После смерти Джозефа Смита образовались многочисленные группы мормонских пионеров. Их главный офис находится в городе Солт-Лейк Сити (штат Юта). Церковь существенно выросла и превратилась в международную. Количество её членов превышает 14 миллионов в 130 странах мира. Миссионерскую деятельность практически по всему земному шару осуществляют около 60 тыс. человек. В Соединённых Штатах это четвёртая по величине религиозная организация. Около 6,7 млн мормонов живут за пределами США. Всемирный центр мормонов находится в Солт-Лейк-Сити, другие центры сосредоточены в Гамбурге, Франкфурте-на-Майне, Берне. Духовный центр – «Божий дом» ‑‑ в Швейцарии.
В Россию (Санкт-Петербург) их учение и вера были принесены в 1895 г. из Швеции, но большого распространения не получили. Воссоздание российских общин мормонов началось только в 1990-е гг., в 1991 г. была зарегистрирована Ассоциация церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормонов), она включает около 4 тысяч россиян.
Церковь Иисуса Христа Святых последних дней считает себя восстановленной раннехристианской церковью, созданной лично Иисусом Христом и поначалу исчезнувшей в результате великого отступничества вскоре после смерти Апостолов Христа. Краеугольным камнем своей религии «святые последних дней» (мормоны) считают веру в Иисуса Христа и искупление. Их учение при некотором сходстве с христианством кардинально отличается от него своими догмами о природе Бога и потенциале человеческого развития.
Источниками вероучения мормонов являются Библия и «Книга Мормона», якобы записанная мифическим пророком Мормоном, найденная и расшифрованная Джозефом Смитом. Она рассматривается как откровение, поскольку повествует о том, что проповедовал Иисус Христос после воскресения в свои «американские дни» потомкам американских израильтян. Оказывается, Бог когда-то был человеком, но возвысился со временем до состояния Бога. Во Вселенной существует множество миров, и каждый управляется своим Богом. В нашей Вселенной превыше других богов стоит Бог-Отец, но и он подчинён вышестоящему Богу. Иисус Христос – наш старший брат, свидетельствующий, что разум, интеллект человека могут быть приравнены к разуму и интеллекту Бога. Спасение человека состоит в том, чтобы с помощью успехов работе, всевозможных достижений постепенно превратиться в Бога. Мормоны верят в то, что Иисус управляет под руководством Небесного Отца, открывая свою волю президенту их организации, которого они считают пророком, провидцем и носителем откровения. В их среде практикуются священные обряды, с помощью которых верующие заключают заветы с Богом. Церковь мормонов строго иерархична. Их культовая и внекультовая практика покоится на убеждении, что между тем, во что люди веруют, и тем, как они себя ведут, существует материальная взаимосвязь.
Книги, составляющие основу вероучения мормонов
Базу учения мормонов составляют каноны, сосредоточенные в четырёх священных книгах: Библии, Книге Мормона, Учениях и заветах, а также Драгоценной жемчужине. Библию они дополняют комментариями и дополнениями, которые полагают ранее утраченными её частями Библии. Почитают они и прочие труды, приписываемые древним пророкам.
Теология Церкви Иисуса Христа Святых последних дней представляет собой синкретизм библейских доктрин с элементами ислама и современных откровений. Книга Мормона: Ещё одно свидетельство об Иисусе Христе [6], как верят мормоны, содержит откровения древних пророков, переведённые Джозефом Смитом с золотых листов, найденных им с помощью небесного посланника. Церковь Иисуса Христа Святых последних дней утверждает, что это «самая верная из всех книг на земле и замковый камень [её] религии». Библия признаётся «словом Божьим настолько, насколько она переведена правильно», то есть с учётом переводов и поправок. Некоторые из переводов, а также будто бы утраченных её частей вместе с рассказом Джозефа Смита о создании общины включены в Драгоценную жемчужину. Прочие откровения и документы по дальнейшей истории организации собраны в книге Учение и заветы. Важным источником вероучения являются также заявления апостолов и членов Первого президентства (президент организации и его советники), поскольку все они являются «пророками, провидцами и носителями откровений», вдохновлены Богом через влияние Святого Духа.
Отдельные учения и обряды не имеют аналогов в христианстве. Один из них связан с идеей печати, которой придаётся сакральное значение. При вступлении в брак мужчины и женщины могут быть «запечатаны» друг с другом, чтобы брачный союз имел силу и в загробной жизни. Дети, появившиеся в семье до заключения такого брака, могут быть «припечатаны» к своим биологическим или приёмным родителям, дабы семейные связи были вечными. Один раз в неделю (как правило, в понедельник) члены организации должны уделять семейному вечеру, в ходе которого в процессе коллективного чтения семья изучает доктрины организации и их принципы.
Традиционные христианские конфессии официально рассматривают Церковь Иисуса Христа Святых последних дней как стоящую в стороне от христианских традиций. В организации реализуются несколько программ и отделений. В частности, отдел семейной истории руководит обширной программой семейной истории прихожан, управляет крупнейшей в мире библиотекой, посвящённой генеалогическим исследованиям.
Библиотека семейной истории Церкви СПД — крупнейшее в мире учреждение, посвящённое генеалогическим исследованиям
Книжные мотивы в священных книгах мормонов
Книга Мормо́на — священный текст, который, по мнению верующих, содержит писания древних пророков, живших на американском континенте приблизительно с 2200 г. до н. э. по 421 г. Впервые её опубликовал в 1830 г. под названием «Книга Мормона: Слова, написанные рукой Мормона на листах, взятых из листов Нефия».
Книга Мормона содержит ряд своеобразных рассуждений на такие темы, как падение Адама и Евы, природа искупления, эсхатология, спасение от физической и духовной смерти, а также организация церкви в последние дни. Центральным событием книги является приход Иисуса Христа на американский континент вскоре после воскресения.
Это произведение делится на более мелкие книги, названные по именам людей, указанных в качестве основных авторов, в большинстве версий она разделена на главы и стихи. Она написана на английском языке, очень похожем на ранний современный английский язык и стиль Библии короля Якова[1] [9], и с тех пор полностью или частично переведена на 108 языков. К настоящему времени опубликовано более 150 млн экземпляров Книги Мормона.
Джозеф Смит-младший утверждал, что, когда ему было четырнадцать лет, ему явился ангел Божий по имени Мороний, который рассказал о том, что в близлежащем холме штата Нью-Йорк хранится собрание древних рукописей, выгравированных древними пророками, использовавшими «изменённые египетские» знаки, на золотых листах. В этих трудах содержится рассказ о людях, которых Бог привёл из Иерусалима в Западное полушарие за 600 лет до рождения Иисуса. Согласно повествованию, Мороний был последним пророком среди этих людей и именно он скрыл книгу, которую Бог обещал открыть в последние дни. Смит рассказывал, что это видение посетило его вечером 21 сентября 1823 г. и что на следующий день, по божественному наитию, он нашёл место, где на этом холме были зарыты листы. Мороний велел Смиту ежегодно приходить на то же место 22 сентября в течение четырёх лет для получения дальнейших инструкций. Только в 1827 году Смиту было позволено взять листы, и он получил наставления по переводу их на английский язык. Смит утверждал, что последний пророк, работавший над книгой, по имени Мороний, скрыл её в холме на территории современного штата Нью-Йорк, а затем вернулся на землю в 1827 г. в виде ангела, открыл местонахождение книги Смиту и наставил его перевести и распространить книгу как свидетельство восстановления истинной церкви Христа в последние дни.
Существует несколько версий того, каким образом Смит продиктовал Книгу Мормона. Сам Смит утверждал, что он читал текст с листов непосредственно с помощью очков, специально изготовленных для этой цели. Другие очевидцы рассказывают, что он пользовался «провидческими камнями» (одним или несколькими), помещёнными в цилиндр. И эти очки, и эти камни иногда называют «урим и туммим» (урим –– светлые –– и туммим ––потухшие –– буквы на нарамнике, появлявшиеся в процессе вопрошания Бога о чём-либо). Во время перевода Смит порой вешал одеяло, отделявшее его от писца. Листы в процессе перевода присутствовали не всегда, а когда присутствовали, то всегда были закрыты от посторонних.
В первое опубликованном Смитом описании пластин утверждалось, что листы имели вид золотых. Один из первых секретарей Смита Мартин Харрис описывал их как скреплённых проволокой в виде книги. Часть текста на пластинах была, по словам Смита, «запечатана», поэтому она не попала в Книгу Мормона. В дополнение к рассказу Смита о пластинах одиннадцать человек подписали заявления о том, что они лично видели золотые листы, а некоторые из них даже держали их в руках. Эти документы известны как «Удостоверение трёх свидетелей» и «Удостоверение восьми свидетелей». Они опубликованы во вводной части Книги Мормона.
Смит обратился к своему соседу Мартину Харрису (одному из трёх свидетелей), чтобы он окупил издание Книги Мормона и послужил писцом во время начального этапа работы над текстом. В 1828 г. Харрис, по наущению своей жены Люси, неоднократно просил Смита одолжить ему переведённые страницы. Смит с неохотой уступил, и в результате Люси Харрис, как полагают, украла первые 116 страниц. После этого Смит потерял способность переводить, и Мороний забрал пластины. Вернул он их только после того, как Смит покаялся. Позже Смит заявлял, что Бог позволил ему вернуться к переводу, но велел начать с другой части книги. В 1829 г. работа над Книгой Мормона возобновилась и была завершена к июню того же года. После публикации Смит, по его словам, вернул листы на место. Книга Мормона поступила в продажу в марте 1830 г.
Тема книги в самой Книге Мормона
Согласно Смиту, первоначальное название книги Мормона он взял из её титульного листа. Книга состоит из пятнадцати основных частей, или разделов, известных, за одним исключением, как книги, которые, как правило, названы по имени своего главного автора –– основного рассказчика или выдающегося исторического деятеля.
Джозеф Смит поведал о том, каким образом он обрёл Книгу. Человек, стоявший в воздухе, ибо его ноги не касались пола, сказал, что он вестник, посланный из присутствия Бога, что имя ему Мороний. У Бога есть поручение для Смита, что его имя будет известно на благо или во зло среди всех племён, колен и языков, или что среди всех людей о нём будет говориться и хорошо и худо. Он сказал о сокрытой книге, написанной на золотых листах и содержащей повествование о прежних жителях этого континента и о месте их происхождения. В ней содержится полнота вечного Евангелия, как её дал Спаситель древним жителям этой земли. Вместе с листами были сокрыты два камня в серебряных оправах; эти камни, прикреплённые к нагрудному щиту, составляли то, что называется Урим и Туммим. Те, кто владели и пользовались этими камнями в древние или прежние времена, становились провидцами. Бог уготовил эти камни для перевода книги.
Затем он сказал, что, когда Смит получит листы, он никому не должен показывать ни их, ни нагрудного щита с Уримом и Туммимом, за исключением только тех, кому будет велено, иначе Смит будет уничтожен. Смит узрел умом место, где листы были сокрыты, и так ясно и отчётливо, что сразу узнал это место, когда пришёл к нему.
Вскоре вестник появился снова и повторил сказанное, после чего опять
вознёсся на небо. Он явился и в третий раз с тем же самым, добавив предостережение, что Сатана будет пытаться искусить Смита так, чтобы Смит присвоил эти листы и обогатился через них.
В четвёртый раз вестник повелел Смиту рассказать о видении и повелениях своему отцу. Затем Смит пошёл к тому месту, где хранились листы, ‑‑ уложенные в каменный ящик, они находились недалеко от вершины холма, под весьма крупным камнем. Камень описан подробно: он был толстый и с наружной стороны посредине выпуклый, но тоньше по краям, которые были покрыты землёй так, что виднелась только средняя часть камня. Расчистив землю, Смит с помощью палки поднял камень и под ним увидел листы, Урим и Туммим и нагрудную ёмкость для них. Ящик, в котором они лежали, был сооружён из камней, скреплённых неизвестным раствором. На дне ящика лежали наперекрёст два камня и на них – листы и другие предметы. Доставать их можно было только через четыре года. В соответствии с данным повелением Смит приходил туда в конце каждого года и каждый раз находил там того же вестника и получал от него наставления и сведения о помыслах Господа и о том, каким образом Царство Его будет руководимо в последние дни.
Когда наконец настало время получить листы, Урим и Туммим и нагрудный щит, их вручил тот же небесный вестник с наказом, что Смит должен быть ответственным за их сохранность, а если по неосторожности или небрежности упустит их из рук, то будет отвергнут, но если всеми силами будет беречь их, то в своё время за ними придёт вестник.
Как только стало известно, что листы находятся у Смита, многими злонамеренными людьми были предприняты самые рьяные попытки и всевозможные уловки, чтобы завладеть этими драгоценностями. Но по мудрости Божьей рукописи оставались в сохранности на своём месте. В назначенное время (2 мая 1838 г.) они были вручены вестнику, и с тех пор по сей день находятся в его распоряжении. Более полно об этом событии повествуется в книге «Драгоценная Жемчужина». Эта древняя летопись, неизъяснимым способом появившаяся из земли и переведённая на современный язык даром и силой Бога, была впервые представлена на английском языке в 1830-м году под названием «The Book of Mormon».
В Книге Мормона описано важное событие: Мормон получил божественное указание сократить писания и перед смертью спрятать их, чтобы сохранить их для потомков. Среди прочего в Книге сообщается об обработке им писаний. После их передачи их своему сыну Моронию Мормон был убит.
Мороний переложил летописи в сокращённом виде и собрал их в Книгу Ефера. В ней рассказывается о том, как во времена строительства Вавилонской башни некий народ, возглавляемый Иаредом и его братом, переселился в Америку. Существование этой цивилизации (намного более развитой, чем цивилизация нефийцев) отнесено примерно к 2500 до н. э. К тому моменту, как в Америку прибыл Легий, она давно исчезла.
Повествование завершается уверением Морония в том, что за свидетельством о подлинности этой книги каждый может обратиться к Богу. Для членов церкви достоверность Книги принимается через личное духовное откровение, а не посредством вещественных доказательств и исторического правдоподобия. Во Введении Джозеф Смит заявил: «Я сказал братьям, что Книга Мормона – самая верная из всех книг на земле, замковый камень нашей религии, и что человек станет ближе к Богу, живя по её поучениям, чем по поучениям любой другой книги». Мы предлагаем, продолжает он, всем людям повсюду прочитать Книгу Мормона, обдумать в своём сердце послание, которое она содержит, и затем спросить у Бога, Отца Вечного, во имя Христа, истинна ли эта книга. Те, кто последуют этому и спросят с верой, получат свидетельство об её истинности и Божественности силой Духа Святого [6. 10: 3–5].
Для сомневающихся подлинность Книги подтверждают «Свидетельство трёх свидетелей» и «Свидетельство восьми свидетелей», размещённые в начале Книги Мормона. Выясняется, что, кроме Джозефа Смита, возможность самим увидеть эти золотые листы и быть особыми свидетелями истинности и Божественности Книги Мормона Господь предоставил ещё одиннадцати избранным. В Удостоверении Трёх свидетелей утверждается следующее: «Да будет известно всем племенам, коленам, языкам и народам, к которым придёт эта работа, что мы, по благодати Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, видели листы, которые содержат эту летопись – летопись народа Нефиева, а также ламанийцев, их братьев, а также народа Иареда, пришедшего от башни, о которой уже говорилось. И мы также знаем, что они были переведены даром и силой Бога, ибо Его голос возвестил нам это; поэтому мы верно знаем, что эта работа истинна. И мы также свидетельствуем, что мы видели гравирования, содержащиеся на этих листах; и они были показаны нам силой Божьей, а не человеческой. И мы торжественно заявляем, что ангел Божий сошёл с небес, и он принёс и положил эти листы перед нашими глазами, чтобы мы узрели и увидели эти листы и гравирования на них; и мы знаем, что благодатью Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа мы узрели и свидетельствуем, что всё это истинно. И дивно это в наших глазах. Тем не менее голос Господний повелел нам, дабы мы свидетельствовали об этом; и поэтому, чтобы быть послушными повелениям Бога, мы свидетельствуем обо всём этом. И мы знаем, что, если мы будем верны во Христе, мы очистим наши одежды от крови всех людей, и будем признаны незапятнанными перед судейским местом Христа, и будем жить с Ним вечно на Небесах. И да будет слава Отцу, и Сыну, и Духу Святому, то есть Богу единому. Аминь». За этим следуют имена свидетелей: Оливер Каудери, Дэвид Уитмер, Мартин Харрис [6. Удостоверение трёх].
Аналогично этому и Удостоверение Восьми свидетелей: «Да будет известно всем племенам, коленам, языкам и народам, к которым придёт эта работа, что Джозеф Смит-младший, переводчик этой работы, показал нам листы, о которых уже говорилось, которые имеют вид золотых; и все те листы, которые перевёл вышеупомянутый Смит, мы держали своими руками; и мы также видели гравирования на них, которые все имеют вид древней работы и искусного мастерства. И мы в здравомыслии удостоверяем, что упомянутый Смит показал их нам, ибо мы видели и приподнимали их, и верно знаем, что у вышеупомянутого Смита имеются листы, о которых мы говорили. И мы даём миру наши имена, чтобы свидетельствовать миру о том, что мы видели. И мы не лжём, Бог тому свидетель». После этого следуют имена: Кристиан Уитмер, Джейкоб Уитмер, Питер Уитмер-младший, Джон Уитмер, Хайрам Пэйдж, Джозеф Смит-старший, Хайрам Смит, Самуил [6. Удостоверение восьми].
Начинается Книга Мормона Первой книгой Нефия [1 Нефий], а завершается Книгой Морония. Расположены книги в основном в хронологической последовательности. Большинство современных изданий книги разделены на главы и стихи, они содержат также дополнительный материал, в том числе «Удостоверение трёх свидетелей» и «Удостоверение восьми свидетелей».
Книги с Первой Нефия до Омния названы «Малыми листами Нефия». Повествование начинается с событий, происходивших в Иерусалиме около 600 г. до Р. Х. Местный житель по имени Легий вместе с семьёй и некоторыми другими людьми по завету Бога покидает город незадолго до захвата его вавилонянами в 586 до Р. Х. и отправляется на корабле в землю обетованную, т. е. в Америку. Рассказ завершается около 130 г. до Р. Х. К этому времени потомки переселенцев разделились на два народа — нефийцев и ламанийцев, зачастую воевавших друг с другом.
В первой книге Нефия [6. Глава 9: 2–4], представляющей собой священную летопись народов древней Америки, сказано, что металлические листы были двух видов: малые и большие. Первые посвящены главным образом духовным делам, а также служению и учениям пророков, а вторые освещают мирскую историю народов древней Америки. Медные листы, принесённые народом Легия из Иерусалима в 600 году до Р. Х., содержат пять книг Моисея, летопись иудеев от начала до вступления на престол Седекии, царя Иудейского; а также пророчества святых пророков.
Самая пространная часть, от Книги Мосии по седьмую главу Мормона, представляет собой перевод сокращённого Мормоном текста больших листов Нефия. Заключительная часть, от восьмой главы Мормона до конца тома, была выгравирована сыном Мормона Моронием, который, написав историю жизни своего отца, сделал сокращённый текст Иаредийской летописи (книга Ефера) и позже добавил части, известные как книга Морония.
Приблизительно в 421 году до Р. Х. Мороний, последний из нефийских пророков-историков, запечатал эту священную летопись и сокрыл её, с тем чтобы она появилась в последние дни, как было предсказано голосом Бога через Его древних пророков. В 1823 году воскресший Мороний посетил Пророка Джозефа Смита и впоследствии вручил ему эти гравированные листы.
Первая книга Нефия интересна в рассматриваемом аспекте тем, что летопись своего народа он читает из книги пророчеств, явленной в столпе огненном. Это событие происходит приблизительно в 600 г. до Р. Х. Поскольку он родился у хороших родителей, то был обучен более или менее всем знаниям моего отца, то получил возможность записать прочитанное на языке своего отца, «состоящем из познаний иудеев и языка египтян».
Следующий сюжет из этой книги примечателен тем, что Некто, сияющий ярче полуденного солнца, нисшедший из глубины небес, заставил Легия, приходившегося Нефию отцом, читать книгу об Иерусалиме: что он и жители его будут истреблены; и многие погибнут от меча, а иные будут уведены пленёнными в Вавилон. Господь поведал Легию ещё многое, но и Легий, и Нефий уклонились от того, чтобы записать всё. Нефий составил сокращённый текст летописи своего отца на листах, которые изготовил своими руками. После этого он привёл повествование о собственной жизни.
В третьей главе Первой книги Нефия сообщается, что сыновья Легия возвратились в Иерусалим за медными листами. Лаван, у которого они хранились, отказался их отдать. Господь поведал Нефию, что у Лавана имеется выгравированная на медных листах летопись иудеев. Господь повелел Нефии и его братьям раздобыть эти летописи у Лавана и принести их в пустыню. По прибытии в Иерусалим братья бросили жребий, кому идти в дом Лавана. Выпало идти Ламану, но Лаван разгневался и прогнал его, пригрозив убийством. По призыву Нефия братья пошли «в землю нашего наследия», где собрали своё золото, серебро и драгоценные вещи. С этим добром они снова пошли в дом Лавана и опять стали просить его отдать летописи, выгравированные на медных листах. Лаван так возжелал овладеть увиденным богатством, что послал своих слуг убить их, дабы завладеть их имуществом. Бросив его, братья бежали и спрятались в каменной пещере.
В четвёртой главе по повелению Господа Нефий убивает Лавана, а затем хитростью овладевает медными листами. С добычей и слугой Лавана впридачу братья пришли к шатру отца. Ознакомление с медными листами убеждает, что они содержат заповеди Господни, пять книг Моисеевых, которые излагают повествование о сотворении мира, а также об Адаме и Еве, кто были нашими первыми родителями; летопись иудеев и пророчества святых пророков от начала и вплоть до вступления на престол Седекии, царя иудейского, а также многие пророчества, изречённые устами Иеремии.
На медных листах Легий нашёл также родословную своих отцов. Благодаря этому выяснилось, что он потомок Иосифа, сына Иакова, который был продан в Египет и сохранён рукой Господней, чтобы он смог уберечь своего отца, Иакова, и всех его домашних от голодной смерти. Когда Легий увидел всё это, он тоже начал пророчествовать: что эти медные листы распространятся по всем племенам, коленам, языкам и народам, составляющим его потомство. Эти медные листы никогда не пропадут и больше не потускнеют от времени.
Из главы IX выясняется, что согласно новому поручению Господа Нефий изготовил два варианта летописи, каждая из которых названа листами Нефия. Большие листы содержат мирскую историю –– правления царей, войн и раздоров иудейского народа; меньшие листы касаются в основном священных дел –– порядка и процедуры служения.
Глава XIII примечательна тем, что в ней вновь появляется образ книги. Многочисленные иноверцы, силой Божьей избавленные из плена, преуспевали в назначенной им Богом земле; и Нефий увидел книгу, носимую среди них. Ангел спросил, знает ли Нефий значение этой книги? Нефий ответил отрицательно, и тогда ангел объяснил: «Книга, которую ты видишь, – это летопись иудеев, содержащая заветы Господа, которые Он заключил с домом Израилевым; и она также содержит много пророчеств святых пророков; и это летопись, похожая на гравирования, находящиеся на медных листах, только их не так много; тем не менее они содержат заветы Господа, которые Он заключил с домом Израилевым; и потому они весьма ценны для иноверцев». Затем ангел Господний открыл, что истинное учение, заключённое в Евангелии Господа, иноверцы извратили, изъяв много частей, ясных и наиболее драгоценных; а также многие заветы Господние. В итоге они создали церковь, которая мерзостнее всех других церквей. Из-за этого Сатана имеет великую власть над ними. За эти грехи Бог решил покарать иноверцев, после чего будет милостив к оставшимся. Они должны будут записать многое, что Он откроет им, что будет ясно и драгоценно.
После этих слов Нефий увидел остаток потомства своих братьев, а также книгу Агнца Божьего, которая изошла из уст иудея, – что она пришла от иноверцев к остатку потомства братьев. Увидел он и другие книги, пришедшие к ним силой Агнца от иноверцев, для убеждения иноверцев и остатка потомства, а также иудеев, рассеянных по всему лицу земли, в том, что летописи пророков и двенадцати апостолов Агнца истинны.
Ангел поведал, что последние летописи подтвердят истинность первых, что от двенадцати апостолов Агнца, и откроют то ясное и драгоценное, что было изъято из них; а также откроют всем коленам, языкам и народам, что Агнец Божий есть Сын Отца Вечного и Спаситель мира и что все люди должны прийти к Нему, иначе они не могут быть спасены.
После этого Бог явит Себя всем народам –– как иудеям, так и иноверцам, –– и после того последние будут первыми, а первые – последними. Один из двенадцати апостолов Агнца опишет конец мира. Избранные Богом запишут и запечатают всё это, дабы явиться дому Израилеву в угодное Господу время. Нефию было запрещено записать остальное из того, что он видел и слышал; он записал лишь малую часть того, что видел (глава XV).
В главе XVI содержится, среди прочего, история появления перед шатром Лиахона – небольшого медного шара искусной работы, внутри которого имелись две спицы, и одна указывала путь, по которому семье Божьих избранников следовало идти по пустыне. Иными словами, Лиахон выполнял функцию справочного документа.
Лиахон
В продолжение многих дней они следовали указаниям шара, который вёл по более плодородным местам пустыни. Когда члены семьи начали роптать на Нефия (из-за того, что у него сломался лук и все остались без еды), голос Господень обратился к отцу Нефия и повелел узреть написанное на шаре. Прочтённое привело отца и остальных членов семьи в испуг и трепет. Нефий тоже убедился, что спицы-указатели, которые были в шаре, действовали согласно вере, усердию и уделяемому им вниманию. На них также содержалось новое писание, которое было ясно для чтения, которое давало понятие о путях Господних; и оно писалось и менялось время от времени, согласно вере и усердию, которые ему уделяли путники.
Согласно указаниям шара Нефий взошёл на вершину горы и убил диких зверей, т. е. добыл пищу для всех странствующих семейств своего рода.
Глава XIX посвящена описанию того, как, повинуясь Господу, Нефий изготовил листы из руды, чтобы выгравировать на них летопись своего народа, странствий по пустыне и пророчеств отца; а также много собственных пророчеств. Однако Господь повелел записать порядок служения и пророчества. Поэтому Нефий прекратил летописать о народе и переключился на исполнение Божьего повеления.
Он подробно изложил повествование о войнах и раздорах и истреблениях своего народа и заповедал ему, как поступать после своей смерти: чтобы эти листы передавались от одного поколения другому, или от одного пророка другому, пока не будет дальнейших повелений от Господа. Он грядёт через шестьсот лет с того времени, как Нефий с семьями родственников покинул Иерусалим.
Кратко изложив дальнейшую участь Бога, в котором явно угадывается Иисус Христос, Нефий с Его слов показал пророкам древности всё, что касается их; и также Он показал многим то, что касается нас. Всё это Нефий выгравировал на медных листах, дабы люди знали о деяниях Господних в других землях. Чтобы полнее убедить их уверовать в Господа их Искупителя, он читал им то, что было написано пророком Исаией.
Вторая книга Нефия повествует о смерти Легия. Братья Нефия восстают против него. Господь предупреждает Нефия о том, что ему следует уйти в пустыню. Описаны странствования Нефия по пустыне. С точки зрения рассматриваемой темы эта Книга большого интереса не представляет. Лишь в главах XXVII–ХХХ интересно пророчество о том, что в последние дни появится Книга Мормона, и о ней будут свидетельствовать три свидетеля. Учёный человек скажет, что он не может читать запечатанную книгу. Многие иноверцы отвергнут Книгу Мормона. Они будут говорить: Не нужна нам ещё одна Библия. Господь обращается ко многим народам. Он будет судить мир по книгам, которые будут написаны. Эта книга написана, как утверждается, приблизительно в 559–545 гг. до Р. Х.
Выводы
Подлинность Книги Мормона её критики подвергают сильному сомнению. Действительно, в дополнение к существующим аргументам можно усомниться в практике использования в ветхозаветные времена медных листов и способа гравирования. Однако с точки зрения истории книжной культуры вопрос о подлинности корпуса исходных теологических книг рассматриваемого направления и способе их создания второстепенен.
Гораздо важнее отметить, что в любом случае это вероисповедание без апелляции к соответствующим книгам или легендам о них изначально лишается фундаментальной опоры своего существования. Авторитет книги здесь, как видим, бесспорен. Его укреплению служат многочисленные книжные мотивы внутри самих основополагающих книг. Они способствуют ещё большему укреплению веры в непогрешимость этого ответвления иудейско-христианской религии.
Хотя Книга Мормона возникла относительно недавно – в XIX в., ‑‑ т. е. во время уже сильно развитого книгопечатания, её можно, тем не менее, рассматривать в русле одного из истоков книжной культуры (религиозного), поскольку её появление относят к ветхозаветным временам, когда не было не только книгопечатания, но и письменности – она в тот период только начинала создаваться, причём непосредственно высшими божественными силами, что более всего укрепляло авторитет написанного слова.
Список используемых источников
[i] Столяров Ю. Н. Тема документа в Библии // Книга. Исследования и материалы. — Москва : Терра, 1998. — Сб. 75. — С. 27—45.
[ii] Столяров Ю. Н. Тема книги в Библии // Книга. Исследования и материалы. –– Москва : Терра, 1999. –– Сб. 76. –– С. 45-68.
[iii] Столяров Ю. Н. Тема книги в Коране // Книга. Исследования и материалы. — Москва : Терра, 1999. — Сб. 77. — С. 95—110.
[iv] Истоки буддийской книжной культуры // Библиопанорама. – 2012. ‑ № 1. ‑ С. 44‑49.
[v]. Истоки книжной культуры / Под ред. В. Я. Рушанина ; Челябинский государственный институт культуры. – Челябинск : ЧГИК, 2017. – 489 с.
[vi] Книга Мормона : Летопись, напис. на листах рукою Мормона взята с листов Нефия : [Новые свидетельства об Иисусе Христе]. - Солт Лейк-Сити : Изд-во Церкви Иисуса Христа Святых послед. дней, 1988. - [15], 616 с., [4] л. цв. ил.
[vii] Мормонизм. ––http://ru.wikipedia.nom.al/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC.
8Церковь Иисуса Христа Святых последних дней. ––
9 Библия короля Якова — перевод Библии на английский язык, выполненный под патронажем короля Англии Якова I и выпущенный в 1611 г.
Сведения об авторе
Столяров Юрий Николаевич - главный научный сотрудник Научного и издательского центра «Наука» Российской академии наук, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки
yn100@yandex.ru
08.12.2017, 2349 просмотров.