Философия, теория, методология информационно-библиотечной науки и практики. Ильина Е.В. ОМ библиотеки

  Один из самых ярких отечественных философов, Н.Ф. Федоров, около 45 лет проработавший библиотекарем в известных российских книгохранилищах (Чертковской библиотеке, Библиотеке Румянцевского музея), огромное внимание в своих трудах уделял значимости библиотек в развитии образовательной среды и культуры в целом.

  Философ, с одной стороны, описывал практическую сторону: формирование фондов, организацию каталогов, роль каталожной карточки и принципы ее оформления, с другой –  рассматривал библиотеку философски, видя ее значимым элементом культурной и просветительской системы государства.

  Интересен такой его образ: «Нынешний музей – это как бы книга» [1]. «Каталогизация есть попытка соединить в одну книгу, в «библию» все книги, а самый каталог есть как бы оглавление этой книги. Попытка дать классификацию книг, привести их в систему, могла бы быть всеобъемлющею философскою системою, если бы только она была вообще возможна. Невозможность же ее заключается в самой жизни, которая также не представляет единства. Для нас возможна, следовательно, не классификация книг, а проект объединения в жизни, в которой распадение тем временем все увеличивается» [2].

  Бесспорен вывод философа, что посредством организации музеев и библиотек, а также каталогизации «единство нужно дать, а не искать там, где его нет» [3]. Закон единства всего во всем повсеместен. И библиотека не является исключением.

  Философский взгляд на библиотеку и отражение в ней нашего общества можно углубить. Для этого применим к библиотеке понятие «ОМ» как выразимость идеального баланса внутреннего и внешнего, единства противоположностей, синтеза нематериального и материального как основы творения (лингвистически можно представить «ОМ»: Образ–Материя; Отец–Мать).

  ОМ складывает потенциал, который воплощается человеком как существом, несущим дуальность в своей основе. Именно человек синтезирует собой внутреннее и внешнее, являя в материи вышестоящее начало, переводит неявленное в явленное, непроявленное в проявленное, неизреченное в изреченное.

  Каждый из нас сможет вспомнить ситуации в жизни, когда, например, вдохновляющая мысль формировала смыслы (нематериальное), которые придавали сил (материальное), и в итоге складывались условия, находились средства для реализации успешного проекта, нового созидания.

  Библиотека, являясь значимым элементом культуры государства, выполняя функции аккумулирования, регистрации, систематизации, хранения, распространения и популяризации знаний, созидает комфортную среду доступности и открытости информации, старается «облегчить бремя познания и понимания» [4].

  Созидание это происходит с разным качеством. Добиваться идеального баланса в библиотеке возможно созданием гармоничного сочетания материальных ресурсов (обустроенное помещение библиотеки, оптимальное разнообразие каталогов, комфортное время работы, качественное хранение фонда, удобный цифровой интерфейс) с реализацией гуманистических и социальных задач библиотеки.

   Интересен пример действия закона «единства всего во всем» и явления ОМ, проявляющегося в системе библиотеки на каждом ее уровне, которое можно увидеть в описании Н.Ф. Федоровым сути книги: «Нужно заметить, что сама книга или собрание книг – библиотека, которая всегда полагается в основу музея, есть лишь запись наблюдений всего, что делается, происходит на небе (в смысле материальном и нематериальном) и на земле, есть запись опытов, т. е. искусственного повторения или воспроизведения также всего, совершающегося на небе и на земле, запись наблюдений и опытов, различным образом (мыслью и воображением) переработанных» [5].

  Библиотеку в целом можно охарактеризовать как систему, где изменение любого элемента ведет к трансформации целого. Своим материальным выражением библиотека отражает колоссальный нематериальный ресурс – знания, опыт человечества, разного рода информацию, отражаемую фондом. Именно ее цельность, иерархическая отстроенность, полнота и доступность привлекают читателей в библиотеку.

   Библиотекарь в этой системе является выражением и материального, и нематериального ресурса библиотеки. Материальной составляющей будут выступать качество полученного образования сотрудника, адекватность оплаты труда, удобство рабочего графика, то есть продуманные руководством условия, дающие возможность библиотекарю совмещать работу, учебу, заботу о семье, а также непрерывное самообразование.

   Среди нематериальных ресурсов, которые несет собой библиотекарь, в первую очередь, его профессионализм, причем не только в пользовании каталогами и фондом, но и в общении с читателями и коллегами, а также опыт собственно чтения. Так же важно умение ориентироваться в современных методах поиска знаний и вычленения их из информационного потока.

   При грамотном расширении материальной базы библиотеки, по закону единства внутреннего и внешнего, повышается качество внутреннего содержания. Например, при рациональном распределении площадей становится доступным выделение специализированных отделов библиотек. Таким образом поддерживается принцип иерархичности, выраженный в систематизации информации и специалитете.

   Приведем примеры влияния нематериального на материальное. Повышение квалификации сотрудника, например, получение ученой степени или глубокий интерес в каком-либо новом направлении углубляет уникальность библиотеки, притягивает фонды и читателей «по подобию». Таким образом может сложиться клуб по интересам или появятся постоянные читатели, привлеченные именно квалификацией сотрудника. Примером также могут являться гранты и все формы материального поощрения библиотек и их сотрудников как оценку повышения качества нематериальной составляющей библиотеки.

   Если финансовые вложения в конкретную библиотеку, расширившие ее материальные ресурсы, не принесли созидательного результата, не привлекли читателей, не повысили комфортность образовательной среды – видимо, это были вложения не в материальную часть собственно библиотеки. Или эта материальная часть не вписывается в систему библиотеки, не способствует реализации ее предназначения. Так, сегодня вызывают большие сомнения перспективы направления колоссальных средств на строительство нового здания Российской Государственной библиотеки в пос. Коммунарка. Специалисты на пресс-конференции, проведенной в РГБ 11 февраля 2016 г. (отчет о пресс-конференции – http://www.saveras.ru/archives/11673) отмечают несоизмеримость сумм, которые предполагается вложить в этот проект, с его реальной пользой. Отдаленность склада, вероятнее всего, затруднит пользование библиотекой. Не до конца продуманные решения могут не только привести к бесполезным тратам, но и усложнить работу всей системы, особенно если речь идет о системообразующем учреждении, национальном фондохранилище, обеспечивающем сохранность национальной культуры и книжной памяти.

   Налицо явный структурный перекос, смещение от утверждения цивилизации культуры, ставящей в центре (и в прямом, географическом, и в переносном смысле) учреждения культуры, к утверждению цивилизации потребления, делающей ставку на финансовые и промышленные институты.

   То есть не любые материальные вложения оправданы и обязательно приведут к повышению эффективности работы библиотеки. Здесь уместно также вспомнить, что сами библиотеки являются элементом более крупной системы государственных учреждений культуры, а также объектом и одновременно субъектом библиотековедения, книговедения и библиографии. Структурные преобразования, как и крупные материальные вложения и кадровые решения, влияющие на всю библиотечную систему, будут обязательно сказываться и на всей системе культуры страны. В этой сфере оптимизация наиболее чувствительна.

   Однако, несмотря на сложности на верхних уровнях системы «культура», каждая библиотека фокусирует свою деятельность на конкретных читателях, продолжает делать свою повседневную работу, зачастую энтузиазмом сотрудников заменяя недостающие материальные средства.

   Именно человек является центром ОМ. Исходя из антропного принципа, без человека само созидание бессмысленно. Человек фиксирует собой и внутреннее, и внешнее совершенство, является творцом. Нематериальные и материальные ресурсы библиотеки фокусируются на читателя, который своим развитием, новыми открытыми смыслами и достижениями, благодаря знаниям, полученным, в том числе, с помощью библиотеки, созидает и являет собой цивилизованность и гражданскую компетентность личности.

   Выводом из размышлений, приведенных в этой статье, может служить рекомендация стремления к балансу внутреннего-внешнего, материального-нематериального в решениях, принимаемых в отношении развития библиотек. Недаром ОМ как идеальный баланс в буддийской философии называется «звуком созидания». Помня, что функция передачи информации от аккумулирующей ее системы к пользователю слишком линейна и не является созидающей, если не привела к синтезу и генезису нового знания, любая библиотека должна стремиться в организации своей деятельности к достижению этой высокой цели. Каждое материальное вложение, решение о проведении мероприятия или введении новой услуги должно оцениваться как соответствующее задачам и функциям библиотеки. Не меньше внимания должно уделяться нематериальному развитию, в том числе сложению в обществе образа библиотеки как активного помощника устремленному к знаниям и к получению легитимной информации читателя и знающего, открытого, интересного, доброго друга начинающим пользователям.

 Список используемых источников

1. Федоров Н.Ф. Собрание сочинений: В 4-х тт. Том 2. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1995. С. 379.

2. Федоров Н.Ф. Собрание сочинений: В 4-х тт. Том 2. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1995. С. 382.

3. Федоров Н.Ф. Собрание сочинений: В 4-х тт. Том 2. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1995. С. 380.

4. Воскресенский А.К. Информация, информационное общество и библиотеки (по работам А.В. Соколова): Часть 2: Аналитический обзор // Социальные и гуманитарные науки: Отечественная и зарубежная литература: Сер. 3. Философия: РЖ – М.: ИНИОН РАН, 2014. № 1. С. 11.

5. Федоров Н.Ф. Собрание сочинений: В 4-х тт. Том 3. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1995. С. 129.

 Сведения об авторе

Ильина Евгения Владимировна - соискатель кафедры библиотековедения и книговедения Московского государственного института культуры

7828706@mail.ru

К оглавлению выпуска

конференции, мероприятия

08.12.2017, 1642 просмотра.