Работы молодых учёных и практиков. Климкович А.Р. СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ПЛАТФОРМА ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ

Главной характеристикой современного общества является ценность и преобладание в жизни каждого человека информации. Именно потому, за последние десять лет было совершён большой скачок в развитии информационных технологий и интернет-технологий.

Изначально сеть Интернет создавалась как платформа для передачи данных, однако, вскоре сеть начала развиваться как социальное явление, в результате чего появились социальных сетей.

В узком смысле социальная сеть – платформа, онлайн сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений. В современном мире, по мнению, М. Кастельса: «Интернет – это коммуникационный медиум, который впервые сделал возможным общение многих людей со многими другими в любой момент времени и в глобальном масштабе [1, С. 28]».

В связи с развитием Интернета именно как социального и коммуникативного пространства, появились такой феном как «виртуальное пространство» или «виртуальная реальность», которое сегодня является неотъемлемой частью жизни любого общества. Ведь в настоящее время фактически никто, а особенно молодые люди, не могут представить свою жизнь без новомодных гаджетов (смартфонов, планшетов, ноутбуков, и др.), а также без возможности постоянно находиться в сети Интернет – быть «онлайн».

По данным Brand Analitics, на лето 2017 года количество «говорящих» авторов (тех, кто делает хотя бы одну публикацию в месяц) составило 38 млн человек, ими было сгенерировано 670 млн сообщений [2].

Однако, социальные сети – не только платформа для личного общения, но и платформа для образования, развития, а также среда для образования сообществ по определенным интересам. Таким образом, социальные сети становятся виртуальным социально-культурным пространством, а также инструментом формирования ценностно-смысловых ориентаций молодежи.

В связи с популяризаций Интернета и, в частности, социальных сетей, появилось потребность в их изучении как социального явления. Проблемами феномена социальных сетей занимались такие ученые как В. С. Тоискин, Г.В. Градосельская, В. Л. Силаева, Д. В. Богданов, как философскую проблему - А. В. Назарчук, А. Платов.

Большинство молодых людей в современном мире фактически зависимы от социальных сетей, самые популярные из которых, Facebook, Instagram, Вконтакте [3]. Ежедневно каждый активный пользователь минимум один раз посещает свои аккаунты и пролистывает новостные ленты.

Однако, многие молодые люди, не задумываются о том, что контент своей личной новостной ленты каждый формирует сам. Как правило, контент складывает из новостей «друзей» пользователя (30%) и новостей сообществ и «пабликов», на которые пользователь подписан (70%), т.е. из тематических сообществ, которые пользователь выбирает согласно свои духовным потребностям и интересам.

В период бурного развития социальных сетей, появления таких форм как «группы» по интересам, публичных страниц («пабликов»), видеотрансляций и т.д., соцсети, в первую очередь, выполняли роль развлекательных платформ. Однако, сегодня, соцсети стремительно развиваются как образовательные и просветительные порталы. Например, в такой известной социальной сети как Вконтакте уже несколько лет функционируют такие «паблики» как

  • #ницшебродский – сообщество о литературе, где публикуются различные стихотворения поэтов двадцатого века, а также интересные факты из их биографии;
  • «pro искусство» – сообщество о художниках и скульпторах мировой культуры;
  • «Учим языки» - сообщество, помогающее в изучение различных языков (английский, немецкий, французский и др.), где для подписчиков публикуют видеоуроки, статьи, подборки слов по темам и др.;
  • «Workout | Будь в форме» - сообщество, пропагандирующее здоровый образ жизни, в котором собрана информация о правильном питании, ежедневно публикуются полезные упражнения и комплексные тренировки;
  • «Привет, сей час» - публичная страница о путешествиях, контент которой формируют ее подписчики и модераторы. Любой пользователь социальной сети может поделиться фотографий из своего путешествия с описанием места и время, где он находится;
  • «Книжная полка» и «Я сейчас читаю» - два сообщества о книгах, в первом из которых публикуют аннотации и подборки книг владельцы страницы, а во втором сами подписчики рассказывают впечатления о прочитанных книгах;
  • «Знаете ли Вы?» - сообщество, в котором публикуют интересные и научные факты из мировой практики.
  • Другие аналоги различных тематических страниц.

Другая социальная сеть, главной целью которой является публикация фото и видео-контента с небольшим количеством описательного текста – Instagram – сегодня также активно развивается как просветительная платформа, и особенно востребована у искусствоведов. Например, подписчики аккаунта @op_op_art, созданного искусствоведом Анастасией Постригай, могут ежедневно знакомиться с особенностями направлений в искусстве, а также просматривать видео-лекции.

В другом аккаунте @art_vinset_, подписчики вместе с автором путешествуют по музеям мира, знакомясь с различными произведениями через экран телефона.

Еще один способ получения интересной информации с помощью своего гаджета – месседжеры. – программы, которые изначально создавались как коммуникативные платформы для личностного общения, однако, уже сегодня стали использоваться как ведущие информационно-просветительные технологи. Например, с помощью таких новостных «каналов» как «Ах вернисаж» или «ArtAdviner», такой месседжер как Telegram будет информировать пользователя о том, какие просветительные мероприятия ежедневно проходят в Москве, при чем как о популярных лекция и мастер-классах, так и о камерных.

Таким образом, мы видим, что в современная виртуальная среда представляет пользователям огромный спектр образовательных и просветительных услуг, при этом позволяет им получать знания всего лишь держа в руках смартфон.

Сегодня, в том числе, благодаря социальным сетям, в моду вновь пришел образ интеллигентного и образованного человека, умеющего складно формулировать мысли, грамотно писать, имеющего фундаментальные знания в различных областях науки.

Благодаря этой тенденции среди более взрослой подгруппы молодого поколения (старшие школьники – студенты), подростки и юноши, беря пример со старших, также стремятся к саморазвитию, а самым простым  способом получить новые знания является – социальная сеть.

Однако, здесь есть ряд минусов. Во-первых, не всегда информация имеет подлинный характер, а может быть «исковеркана» автором «поста». Во-вторых, получение информации таким образом фрагментарным, и, как правило, поверхностным, но с другой стороны может подтолкнуть пользователя к более глубокому изучению той или иной темы, пробудить в нем интерес к той или иной проблеме.

Также в современной информационной среде фактически все культурные и образовательные институции [4] развивают в своей работе такое направление, как информационно-просветительная деятельности в Интернете. При этом, как правило, наличие только информационно сайта, на сегодняшний день уже неэффективно. Именно поэтому большинство учреждений имеют свои публичные страницы в социальных сетях, где делятся информацией со своими подписчиками – потенциальными посетителями. При этом наличие таких страниц работает в двух направлениях, во-первых, вносит вклад в развитие просветительной виртуальной среды, а, во-вторых, служит рекламой самому учреждению.

Таким образом, проанализировав наполнение социальных сетей, мы понимаем, что сегодня создано множество различных форм по получению полезной информации. По сути, в современном мире, уже не нужно прилагать усилия для получения новых знаний – полезная информация «приходит» к нам сама с помощью наших гаджетов. Важно, чтобы пользователи научились грамотно формировать личное интернет пространство, отсекая «ненужную» им информацию.

 

Список используемых источников 

1. Кастельс, М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / М. Кастельс. – Ека- теринбург: У-Фактория, 2004. – 328 с.

2. Социальные сети в России, лето 2017: цифры и тренды //  http://blog.br-analytics.ru/sotsialnye-seti-v-rossii-leto-2017-tsifry-i-trendy/

3. Социальные сети в России, лето 2017: цифры и тренды //  http://blog.br-analytics.ru/sotsialnye-seti-v-rossii-leto-2017-tsifry-i-trendy/attachment/02/

4. Ярошенко Н.Н. Индустрия развлечений в пространстве современных культурных практик // Международный журнал исследований культуры. 2017. № 1 (26). С. 112-122.

Сведения об авторе

Климкович Александра Романовна, магистрант кафедры социально-культурной деятельности

 

К оглавлению выпуска

социальная сеть, мероприятия

10.12.2017, 47 просмотров.