Неверова Т.А., Стефановская Н.А. Региональный аспект изучения и формирования социального статуса библиотекаря
Кадровый потенциал является ключевым ресурсом развития библиотечного дела региона, так как оказание населению качественных услуг зависит от обеспеченности библиотечно-информационной сферы специалистами и от уровня их профессиональной подготовки. В настоящее время состояние кадрового потенциала библиотечной сферы в Тамбовской области характеризуется относительной нестабильностью, что проявляется в старении кадров и нежелании молодых работать в данной сфере.
Социальный статус библиотекаря является обобщенным показателем сравнительного положения данной профессии в профессионально-квалификационной структуре регионального сообщества. Необходимость изучения социального статуса библиотекаря обусловлена тем, что данная профессиональная группа достаточно многочисленна, а также характеризуется собственным набором ценностей, стереотипами поведения, образом и стилем жизни. Престижный статус профессии библиотекаря определяется не столько экономическими факторами, сколько образом жизнедеятельности, поведением, мировоззренческими установками ее представителей, находящихся во взаимодействии с обществом Ключевая проблема повышения уровня престижности заключается в низкой информированности общества о возможностях библиотек и их сотрудников
Незаинтересованность молодых специалистов в получении соответствующего образования, устойчивость стереотипа о непрестижности работы в сфере культуры приводят к старению контингента работников, высокому проценту текучести среди молодых специалистов, отсутствию условий для самореализации, профессионального, и служебного роста.
На наш взгляд, социальный статус и престиж профессии библиотекаря необходимо формировать в региональной среде.
В рамках проекта «Социальный статус и социальный престиж кадрового потенциала культуры Тамбовской области» проведен экспертный опрос руководителей учреждений культуры и органов управления культурой всех городов и районов Тамбовской области; опрос сотрудников учреждений культуры Тамбовской области; анкетирование населения Тамбовской области с целью выявления общественного мнения о профессиях сферы культуры.
Рейтинг профессий, сформированный самими работниками культуры в рамках исследования, показал, что и у коллег профессия библиотекаря занимает последнее место. Рейтинг показал, что на первые места выдвинуты профессии связанные с профессиональным искусством, публичным исполнением, театром и обучением музыке или живописи. Середину рейтинга заняли профессии связанные с организацией массовых праздников, досуга, самодеятельным творчеством, и в нижнюю часть попали профессии преимущественно связанные с сохранением культурного наследия – музейные работники и библиотекари.
Более всего на формирование престижа профессии, по мнению самих специалистов, влияют такие составляющие профессионального статуса работника культуры как личные качества людей этой профессии, качество профессиональной подготовки и образования и авторитетность представителей профессии в обществе, их влиятельность.
Оценивая факторы привлекательности профессии, специалисты на первое место поставили такие факторы как творческий характер труда и стабильность работы и оплаты труда. Далее идет фактор безысходности – отсутствие других мест работы. Достаточно существенными факторами можно считать, исходя из результатов опроса свободный график работы, престижность названия профессий и возможность построения восходящей профессиональной карьеры. Дополнительно к предложенным в анкете факторам респонденты назвали любовь к искусству, призвание и возможность общаться с людьми.
Минусы профессии, отрицательные факторы, влияющие на то, что люди не хотят идти работать в сферу культуры видятся сотрудникам учреждений культуры следующим образом. Прежде всего, это низкая оплата труда – этот фактор выделило абсолютное большинство – 85%. На втором месте – сокращение количества учреждений культуры, т.е. люди не идут работать, опасаясь возможного сокращения штатов. И третий существенный фактор – общественное мнение. Как выясняется – оно не поддерживает престиж профессии, а наоборот, отрицательно влияет на желание работать в сфере культуры. И если уровень зарплаты и количество учреждений культуры – факторы объективные, зависящие от состояния экономики, то общественное мнение – фактор субъективный, на который, хотя и сложно, но возможно влиять, пытаясь изменить его в лучшую сторону. Среди дополнительных факторов респонденты назвали отсутствие перспектив развития и боязнь публичных вступлений.
К мерам, которые способствовали бы повышению статуса библиотекаря, кроме повышения оплаты труда были отнесены, прежде всего, внимание со стороны власти (51,4%), развитие материально-технической базы учреждений культуры и поощрения, награды сотрудников. Все эти меры вполне могут быть реализованы, и здесь требуется только настойчивость и желание органов управления культурой и регионом.
Общественное признание, профессиональный успех важны для большинства опрошенных специалистов: 60,2% считают их достаточно важными и 26,5% очень важными. Безразличен и маловажен этот фактор только для 13,2%.
Неустойчивость профессионального самосознания и отношения к своей профессии демонстрируют ответы на проективные вопросы «Выбрали бы Вы вновь ту же профессию?» и «При наличии возможности поменяли бы Вы сейчас место работы? Каким образом?»
Если бы была возможность повторного выбора профессии, то только около половины специалистов уверены в том, что вновь выбрали бы ту же профессию, уверенно ответили «нет» 17,5% и 34,7% (одна треть) затруднились с ответом. О смене работы не думали 33,3%, не стали бы менять место работы 27,3%, просто перешли бы в другое аналогичное учреждение, но на более выгодные условия работы 24,6%, в смежную сферу ушли бы 5,4%, а вот кардинально сменить сферу деятельности хотели бы только 8,4%. Таким образом, при всех недостатках и проблемах профессий сферы культуры абсолютное большинство все-таки привержены ей и свою профессиональную мобильность связывают только с этой сферой.
Оценивая региональные особенности, респонденты ответили, что статус работников культуры в Тамбовской области отличается от других регионов – 54,5%, таков же как в других регионах – 40,7%.
Выше статус специалистов культуры, по мнению респондентов, в Москве – 9,4%, Липецкой области – 8,1%, Белгородской – 7,1%, Воронежской – 5,7%, в соседних областях – 5,1%, Санкт-Петербурге – 2,3%. То, что статус специалистов выше в Тамбовской области думают только 3 человека (1%).
Специалисты культуры выделяют такие кадровые проблемы как: отсутствие молодых специалистов, недостаток кадров в целом, старение кадров, нехватка кадров с профильным образованием и недостаточную квалификацию кадров, в том числе молодых. При этом 71% отметил, что в их организации есть потребность в молодых кадрах.
Среди факторов привлекательности профессий сферы культуры респонденты называли стабильность рабочих мест. Сравним, как же они оценивают собственную профессиональную стабильность. Как показал опрос, более половины респондентов находятся в тревожном неустойчивом состоянии: 43,4% респондентов находятся в состоянии неопределенности относительно своего профессионального будущего, 10,4 % думают, что возможно сократят, 3% предполагают, что в ближайшее время их должность ликвидируют. Уверенность в стабильности своего должностного положения высказали 37% , т.е. чуть больше 1/3, и лишь 2,7% уверены не только в стабильности, но и в продвижении вверх по карьерной лестнице в ближайшем будущем. Таким образом, в профессиональном самосознании доминируют тревожные, пессимистические настроения относительно своего будущего.
Среди реальных возможностей повышения своего профессионального статуса наши респонденты видят, прежде всего, повышение квалификации, затем возможности стимулирующих выплат и получение более высокого уровня профессионального образования. Таким образом, специалисты выделяют в качестве реального и реализуемого направления образовательный вектор повышения профессионального статуса.
В этих условиях чрезвычайно важно формировать статус библиотекаря в региональной среде за счет диверсификации методов обучения библиотечных работников в системе повышения квалификации.
Кафедра библиотечно-информационных ресурсов Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, являясь региональным центром подготовки и повышения квалификации библиотечных кадров, реализует концепцию непрерывного образования, ориентированную, на формирование высокого уровня мастерства библиотекаря, его интеллектуального развития и творческого потенциала.
Одной из форм активного обучения, широко применяемой в профессиональном образовании и повышении квалификации библиотекарей, является тренинг. Многолетний опыт использования данной формы обучения позволяет выстраивать оптимальную систему занятий, подбирая тематику, периодичность тренингов, состав групп, тренерский состав таким образом, чтобы охватить обучением основные группы библиотечных работников региона по наиболее актуальным направлениям библиотечной теории и практики.
Опыт проведения тренингов для библиотекарей области позволяет считать данную форму обучения важным фактором повышения социального статуса библиотекарей региона. Помимо прямого положительного эффекта от использования современных образовательных технологий, наблюдается и косвенный эффект – совершенствование профессиональных коммуникаций на внутрирегиональном уровне. Опыт показал, что налаженные в ходе тренинга контакты, обязательно становятся каналами профессионального взаимодействия, а участники тренинга стремятся попасть в программу тренингов на следующий год.
Другим важным инструментом формирования престижа профессии библиотекаря в регионе стал конкурс «Молодые в библиотечном деле», который проводится в Тамбовской области с 2006 года. Целями и задачами областного конкурса научных работ и творческих проектов молодых учёных и специалистов в области библиотечного дела «Молодые в библиотечном деле» являются: содействие сохранению и развитию кадрового потенциала библиотек Тамбовской области; стимулирование творческой деятельности молодых учёных и специалистов библиотечного дела региона, оказание помощи в их профессиональном становлении; привлечение молодых специалистов к более активному участию в модернизации и реформировании библиотечного дела; повышение престижа библиотечной профессии в регионе. За 10 лет конкурс стал настоящей площадкой творческого роста, обмена идеями. Важно, что участие в конкурсе «Молодые в библиотечном деле» принимают не только специалисты в области библиотечного дела и смежных отраслей знания в возрасте до 35-ти лет, но и студенты, магистранты ТГУ, обучающиеся по специальности «Библиотечно-информационная деятельность».
Таким образом, важным фактором повышения социального статуса библиотекаря в регионе, является не только создание многоуровневой системы повышения квалификации библиотекарей, но и привлечение молодых специалистов к активному участию в модернизации библиотечного дела региона; создание благоприятных условий для инновационной творческой деятельности библиотечных специалистов; обеспечение конкурентоспособности молодых специалистов библиотечно-информационной сферы в условиях свободного рынка труда. Периодически повышая свою квалификацию, участвуя в профессиональных конкурсах, библиотекари региона не только актуализируют профессиональные навыки, но и создают условия для самореализации, профессионального, и служебного роста, то есть повышения профессионально-должностного социального статуса.
Список источников
Сведения об авторах
Неверова Татьяна Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина
Стефановская Наталия Александровна - доктор социологических наук, профессор, директор Фундаментальной библиотеки Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина
13.04.2018, 1838 просмотров.