Улановская Н.С. Региональная история библиотечного дела в структуре базовой подготовки бакалавров библиотечно-информационной деятельности

Исторический подход в библиотечно-информационном  образовании является традиционным и объединяет различные явления и предметы изучения, показывая их взаимообуславливающую роль, форми­руя целостное восприятие картины мира.

Процесс преподавания истории в библиотечно-информационных  дисциплинах находится в состоянии постоянного обновления. Так, именно на первой ступени высшего образования бакалавру необходимо заложить не только способность владеть библиотечно-информационной технологией, но и умение анализировать и определять возможности использования исторического опыта в своей профессиональной деятельности. Собственная оценка историческо­го опыта способствует формированию личной и профессиональной ответствен­ности выпускника за содержание и результаты своей деятельности, являю­щейся одной из составляющих процесса развития обществ в целом. Исходя из этого, исторические специальные дисциплины, становятся осново­полагающим компонентом профессиональной подготовки современного библиотечно-информационного работника.

Особое внимание при формировании базового компонента обучения должно уделяться региональной специфике при изучении различных профессиональных дисциплин. В составе регионального компонента большое место отводится изучению истории зарождения и развития местных библиотек, участию частного капитала в судьбах библиотечных учреждений, изучению и реализации читательских интересов населения, библиотечному обслуживанию и т.п.

История развития библиотечного дела региона в подготовке будущих библиотечных работников с точки зрения образовательных возможностей содержит в себе консолидирующее начало между гуманитарными, общественными и специальными дисциплинами. По сути это интегрированный курс, имеющий тесные междисциплинарные  с библиотековедением, библиографоведением (зарождение библиографической работы в регионе), книговедением (традиции книжной культуры региона, книгоиздания, книгораспространения), библиотечным и библиографическим краеведением (см. рис. 1). Кроме того в изучении региональной истории библиотечного дела объединяющим  и перспективным аспектом служит исследование научного и историко-педагогического наследия выдающихся уроженцев и местных библиотековедов, библиографоведов и книговедов.  

Следовательно, в задачи рассматриваемой региональной учебной дисциплины входит знакомство будущих бакалавров с основными этапами и особенностями развития библиотечного и библиографического дела региона, раскрытие закономерностей и динамику развития местных библиотек, книжного дела, освещение значения исторического опыта и вклада личности  в совершенствование современной теории и практики библиотечно-информационной деятельности.

При этом дисциплина позволяет способствовать формированию таких обязательных и рекомендательных компетенций как:

- способность осуществлять поиск и критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;

- способность к изучению и анализу библиотечно-информационной деятельности библиотек;

- владение методами количественной и качественной оценки работы библиотеки.

В качестве индикаторов сформированности предложенных компетенций  выделяются соответствующие знания, умения, навыки и личные качества (см. рис.2).

Источниковой базой дисциплины кроме научных публикаций местных исследователей могут служить:

1. Региональные законодательные акты и документы, характеризующие различные этапы зарождения и развития региональной библиотечной политики.

2. Архивные источники со сведениями о возникновении и развитии местных библиотек, их опыте работе, значении региональных подразделений общегосударственных профессиональных органи­заций и вкладе отдельных персоналий в развитие библиотечно-информационной деятельности.

3. Сохранившиеся краеведческие фонды библиотек или их части, а также персональные фонды региональных деятелей библиотечной науки и практики.

4. Краеведческие библиографические пособия по истории библиотечного дела, библиографии, книжного дела.

Подводя итог, отметим, что региональный исторический компонент в структуре библиотечно-информационного образования многослоен. Преподавание региональной истории библиотечного дела должно носить интегрированный характер, воссозда­вая целостную картину эволюции библиотечно-информационной деятельности, показывать вклад и потенциал библиотековедения, библиографоведения и книговедения в каждой местности, которые существуют и развиваются в конкретных национальных, временных границах, что их состояние обусловлено своеобразием исторического периода.

 Список источников

  1. 1. Библиотечно-информационное образование: новые концепции и технологии развития: моногр. / И.С. Пилко [и др.]. – М.: Литера, 2014. – 304 с.
  2. 2. Карташов Н.С. Региональное библиотековедение: учеб.-практ. пособие / Н.С. Карташов. – М.: Либерея-Бибинформ, 2004. – 224 с.
  3. 3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего  образования по направлению подготовки  51.03.06. Библиотечно-информационная деятельность: квалификация (степень) «бакалавр»: утв. приказом от 06 декабря 2017 г. № 1182 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/510306_B_3_12012018.pdf.
  1. 4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего  образования по направлению подготовки  51.03.06. Библиотечно-информационная деятельность: квалификация (степень) «бакалавр»: утв. приказом от 11 августа 2016 г. № 1001 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fgosvo.ru/510306.

 

Сведения об авторе

Улановская Наталья Сергеевна ­ – Волгоградский государственный институт искусств и культуры, заведующая кафедрой библиотечно-информационной деятельности, доцент, кандидат педагогических наук

n.ulanovskaya@yandex.ru

К оглавлению выпуска

история библиотечного дела

13.04.2018, 1494 просмотра.